Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Зачем ПЕПСИ купила за астрономическую сумму любимый в СССР напиток, который в США высмеивали как символ бедности

Люди в СССР, скажем прямо, избалованы благами цивилизации не были. Много не то что не было, о его существовании даже не догадывались. А то немногое, что имелось или доставали по великому блату, или стояли в очередях, брали по талонам или... или приходилось как-то выкручиваться.

Вот и выкручивались кто как может!

Не зря же в народе ходила пословица "наши руки не для скуки". Руки советского человека, даже уровня развития пионер или октябрёнок могли такие вещи, о которых сегодняшние "смартфонные" дети даже не подозревают. Про взрослых и говорить не приходилось, кулибины были если не в каждой семье, то в каждом доме. Могли из любого... конфетку сделать.

Кстати, про конфетку...

Однажды к моему однокласснику по программе "рукопожатие через океан" приехал мальчик из США. Обычная советская семья к приёму заокеанского гостя готовилась, как прилёту пришельцев из Туманности Андромеды. Всё блестело, обновили ремонт, обои, побелку, хрусталь был начищен до блеска, даже самые лучшие ковры и мебель по соседям собирали. Естественно, родителям и самому школьнику из принимающей семьи внушили: честь страны посрамить нельзя.

Как удивлялся американец тому, что в среднестатистическом холодильнике нет бекона, бургеров, пиццы, никто не есть хлопья и овсянку, правда, самое страшное, для неокрепшего американского мозга выяснилось чуть позднее. Он даже переспросил у своего советского одногодка:

- Как это у вас нет кока-колы?

- Зато у нас есть лимонад Буратино!

- Пепси тоже нет?

-У нас есть чай!

- Ну чай и у нас есть!

- Зато у нас есть... у нас есть... чайный гриб!

- А что это такое?

Пришлось вести американца на балкон, куда вытащили все неполиткорректные мешающие эффективному рукопожатию через океан вещи. В том числе бабушкины закрутки, банки с квашеной капустой, соленья, варенья... ну вы понимаете, что могло там храниться... и заветная трёхлитровая банка с мутноватой жижой, в которой плавало что-то неописуемое... похожее на заспиртованный мозг инопланетянина из кунсткамеры.

Фото автора
Фото автора

На глазах изумлённого американского подростка, советский школьник налил из ЭТОГО стакан жидкости, и предложил:

- Попробуй!

У того на лице был нарисован неподдельный ужас:

- Разве это съедобно? Что это?

- Говорю же тебе, чайный гриб!

Наверное, если бы американцу сказали, что если он не выпьет стакан, то по штатам нанесут ядерный удар, он бы всё равно не выпил. Однако к разговору пареньков проявил интерес тьютор, который в это время разговаривал с родителями.

Пришлось уже двум изумлённым иностранцам объяснять, что это не секретная советская разработка, не нанотехнологии (о которых в то время ещё не знали), не дар инопланетян, а довольно древний напиток. Который получил своё название из Кореи, где он называется японским чаем Комбу. На самом деле, чайный гриб - это симбиоз дрожжевого грибка и бактерий, который вырос на японской ламинарии, то есть на водорослях.

Вывели же чайный гриб китайцы ещё в 400 году до н.э. Считалось, что этот напиток дарует энергию человеку на всю жизнь, сохраняет здоровье и молодость, поэтому им практически каждый день "закидывались" китайские императоры.

Фото автора
Фото автора

В начале ХХ века русские торговцы привезли чайный гриб из Китая в Россию, после чего он начал распространяться и в Европе. Особенно по вкусу он пришёлся... немцам. Тех вштырило не по-детски, тем более этот напиток имеет около 0,5 - 0,7 градуса, и многие немецкие семьи до сих пор его выращивают в банках, точно также, как и мы.

Настоящим пиком популярности чайного гриба стал... СССР. В советское время заветную банку с "мозгами инопланетянина" имела каждая 2-3 советская семья. Однако с крахом страны популярность напитка пошла на убыль. Многие американские журналисты даже смеялись над нашим увлечением, говоря, что это всё было из-за нищеты, голода и отсутствия "демократической" кока-колы.

Между тем, некоторые американцы привезли культуру чайного гриба к себе на родину и решили выращивать его в промышленных масштабах. Несколькими энтузиастами была основана фирма Kombucha Company. На удивление, этот напиток "вштырил" и американцев. Популярность его начала расти как на дрожжах. Буквально за 10 лет сформировался рынок комбучи, а общая прибыль компаний, которые её делали, составила 534 миллиона долларов.

Фото автора
Фото автора

Новым напитком заинтересовалась компания ПЕПСИ, которая выкупила производителя комбучи за 200 миллионов долларов и устроила просто неимоверную по напору рекламную компанию нового напитка. Только за один год объём рынка этого напитка увеличился в 3 раза до 1,5 миллиардов долларов, ПЕПСИ окупила свои вложения за 4 месяца.

Во многом современная популярность напитка в США объясняется тем, что его стали ароматизировать настойками трав, ягод, фруктовыми соками. Кроме того, китайская ассоциация борьбы с онкологией провела исследование, которое показало, что комбуча - хорошая профилактика рака. После этого рынок вырос ещё в несколько раз.

Сегодня - это один из самых популярных негазированных напитков в США. Он считается полезным, органическим, символом здорового образа жизни. Его много пьют состоятельные американцы и продвинутая молодежь. И почему-то считается, что его привезли в США из Японии, стыдливо умалчивая, как его высмеивали 20 лет назад. Да уж, у американского потребителя память короткая, но мы то всё помним...

П.С. А тот самый американский подросток, который ужаснулся от вида напитка из бабушкиной трёхлитровки, через пару дней его всё же попробовал. Ему понравилось...

-5