Проводив гостя, Варвара снова подошла к окну и провожала взглядом Валерия до тех пор пока он не скрылся за поворотом. Тяжело было на душе, глубоко вздохнув, попыталась отогнать грустные мысли. Вернулась к кровати на которой всё ещё спала маленькая девочка. Сколько ей отроду? Три? Гриша сообщил о том, что Наташа больше не хочет быть с ним в сороковом. Значит так и есть…
В замочной скважине входной двери заскрипел ключ, пришла Дарья.
– Дома? – спросила она, внимательно вглядываясь в напряжённое бледное лицо подруги.
– Дома… Вот мучилась от безделья, да гостей дождалась…
– Гостей? – удивлённо воскликнула женщина, теперь уже глядела на Варвару с любопытством.
Хозяйка поднесла палец к губам, улыбнулась и прошептала.
– Брат Наташи приходил, принёс племянницу…
– Ну-ка, ну-ка, поподробнее, – прошептала Дарья, глядя на девочку спящую на кровати. – Чего это он к тебе её принёс, а не в приют, например?
– «Наталья пропала две недели тому назад», – так он сказал. А мать его совсем плоха, попросила его чтобы он отнёс её ко мне, – говорила Варвара, обдумывая каждое слово.
– Пропасть в наше время не мудрено, – согласилась подруга, не сводя глаз со спящей малышки. – Только не понятно мне… Больше людей рядом нет?
– Даша, тут такое дело... она сама не знает кто отец ребёнка! – громким шёпотом воскликнула хозяйка. – Расставшись с Гришей, тут же бросилась в объятия другого…
– Вот уж действительно глупость совершила девка! И из-за чего? Обидно ей стало, что парень выбрал такую судьбу себе?! Сколько женщин жду мужей месяцами, а то и полгода! Ой, дурёха...
– Осуждать её не собираюсь! Сама свою жизнь постигнуть не могу… Наворотила не разгрести.
– Ну, сравнила так сравнила! – всплеснув руками воскликнула Дарья.
– Не будем об этом, Даша! И так на душе не пойми что.
– Гляжу на неё и пока ничего не вижу… сходства ни с тобой, ни с Гришей не вижу.
– Я думаю мы справимся… А? Не буду я её никуда определять.
– На работу брать не выход. В сад отправлять…
– Может мы дежурства встроим так, что кто-то будет дома? – с надеждой в голосе спросила Варвара подругу, была уверена, что та её поддержит.
– Это выход. Думаю и Катерина против не будет, но иногда случаются авралы. Что тогда?
Дверь распахнулась на пороге стояла упомянутая подруга.
– Чего это вы на меня так смотрите, как-будто призрака увидели.
– Да я только рот закрыла тебя вспомнив, а ты тут как тут, – ответила Дарья.
– Знать человек без грешный, – произнесла Варвара, она все эти годы, что жила в городе , радовалась тому, что рядом с ней эти замечательные женщины.
– Точно! Я такая и есть, – засмеялась женщина, развязывая шерстяной платок, грея руки у чуть тёплой печки. – Что шкаф закончился?
– Вспоминай каким он был красивым, – пошутила Дарья.
– Решаем, что следующее – книги или диван? – спросила Катерина.
– Книги не дам! – тут же отреагировала хозяйка. – Диван можно другой найти, а книги… среди них есть шедевры. От Ильи Петровича в наследство достались.
– А с диваном я не расстанусь! Таких сейчас не делают и вообще на чём свои старые косточки укладывать буду, – вроде бы и в шутку говорила Дарья, но на её лице она не отразилась даже тенью. – Не дам! Тем более у нас семья прибавилась!
Катерина вопросительно посмотрела на подруг, не понимая, что имела ввиду Дарья.
– Посмотри на это чудо, – кивнула женщина в сторону кровати.
– Ой, кто это тут у нас? Снова найдёныш?
– Найдёныш! Ещё какой найдёныш! – произнесла Дарья. – Вот только не знаю как звать она будет Варвару: тётей, бабушкой или быть может мамой.
– Какая теперь разница, нам бы только выжить, – произнесла хозяйка поднимаясь с дивана, девочка похоже просыпалась, глазки открылись и она удивлённо оглядывала незнакомое помещение.
– Мама! – воскликнула девочка и заплакала тихим прерывистым голосом.
– Верочка, Верочка, не плач! Ты теперь с нами… мы тебя не обидим… Иди ко мне, радость моя… – говорила Варвара, подруги чувствовали, что и она с трудом сдерживала себя чтобы не разрыдаться. Подойдя к девочке и взглянув в её глаза, поняла, что это её кровиночка, то что ей осталось от старшего сына.
Прижала к себе, стараясь согреть исхудавшую измученную голодом девочку.
– Значит, это у нас Верочка! Надежда у нас есть, теперь есть и Вера, а Любовь будет, – то ли в шутку, то ли всерьёз воскликнула Катерина, протягивая ребёнку небольшой кусочек сахара.
Перестав плакать девочка взяла гостинец, осторожно поднесла к губам, попробовала и улыбнулась, обнажив красивые зубки.
– Вот и умница! Умница! – говорила Варвара крепко прижимая девочку к себе.
– Варвара, а ведь глазки-то Гришины… – всхлипывая с трудом проговорила Дарья. – Вот радость-то неожиданная. Большая семья у тебя будет…
– Есть она у меня, есть! Да! Ты моя, кровиночка! Скажи – баба! Баба!
Девочка удивлённо смотрела на женщину, державшую её на руках, она управилась с сахаром, облизала липкие пальчики и произнесла, только не то о чём её просила тётя.
– Мама, – тихо, но уверенно сказа Верочка.
– Мама? – переспросила Варвара, затем улыбнулась, крепче прижала ребёнка к себе, наконец, яркая улыбка засветилась на её бледном лице. – Мама так мама! Я не против.
Женщины ещё не знали, что кроме этого слова девчушка больше ничего пока не произносила.
– На том и порешим! – поддержала Варвару Катерина. – Ты ещё и за маму сойдёшь! Подумаешь. Сорок с небольшим хвостиком!
– Поддерживаю, Катерина! Надо бы отметить это событие…
– Я какое-то подобие супа сварила, так, что есть чем отпраздновать, – продолжая улыбаться, говорила Варвара, не отпуская с рук девочку.
– Я же письмо получила от Надежды! – воскликнула Катерина.
– И что? Как они? Что нового? – оживилась Дарья.
– На! Читай.
– Нет расскажи сама.
– Пишет, что решили остаться в городе. По зиме не решились с детьми на дальнюю дорогу. Там ведь лесом надо добираться по бездорожью, да на перекладных и не факт, что дождёшься скоро. Сама она в школу пошла работать, благо специалисты сейчас нужны там. Галина с детьми. Предоставили им кое-какое жильё, а они и этому рады. Галина по возможности обшивает местных модниц. Вот и они оказывается ещё есть.
– Там спокойнее хотя бы. Не обстреливают и не бомбят. А впрочем вчера видела женщин дорогу ломиком долбят в шляпках и модных пальто. Вот молодцы девчонки! – говорила Дарья, вытирая выступившие слёзы. – Ещё, что нового.
– Написали Палаше письмо, получили ответ. Приглашает к себе, обещала прислать к ним племянниц. Они так и живут все вместе… Девчонки в колхозе работают, замуж не собираются.
– Замуж выйдут! Вот мужики вернутся…
– Эх, Даша! Мы с тобой думали так же…
– Думали! Так это я для смеха тебе так говорила. Какое там замуж в то время. О детях надо было думать в первую очередь.
– Мы ужинать будем или так сойдёт?..– спросила Варвара, тем самым останавливая спор подруг – И вот, что я придумала, – улыбнувшись произнесла Варвара. – Мы от дивана спинку отъединим, сидение оставим. Так, что, Даша, ты сможешь на нём спать.
– Сколько мы сможем продержаться используя спинку дивана – два дня не больше. Пойду-ка по нашим квартирам пройдусь, авось чего-то да найду.
– Иди, иди, прогуляйся. Мы уже там всё подчистую выгребли, остались только входные двери.
– Вот! Двери! Они же у нас двойные! Одни-то точно можно снять! Я, дорогие мои за дровами, а вы стол накрывайте!
Дарья вышла, а в комнате установилась тишина.
– А ведь скоро Новый год, – произнесла Катерина, наблюдая за тем как малышка разглядывает картинки в детской книжке.
– Да… – выдохнула Варвара, переворачивая очередную страницу в книге, лежавшей на коленях Верочки. – Скоро будет три года как мы в блокаде. Поверить в это трудно, но мы ведь живы…
– Живы, дорогая! Ещё как живы! И Победу дождёмся, и дети наши вернутся, и всё разрушенное заново отстроим.
– Всё так, Катюша… только… не все вернутся… – Варвара осторожно погладила девчушку по голове, прикоснулась губами к щеке. – Кого благодарить за это чудо…
– Бога, Варвара! Бога благодарим за всё…
Дверь распахнулась, в комнату вошли военные. Женщины застыли на месте, удивлённо смотрели на неожиданных посетителей, от растерянности ни одна не смогли произнести ни слова.
Вошедший капитан поставил на стол два вещмешка наполненных чем-то под завязку. Пятеро солдат внесли по внушительной вязанке дров. Всё это происходило в тишине.
– Здравствуйте, дорогие! Как вы неожиданно вошли, мы растерялись… – наконец, опомнилась Варвара. – Зачем это вы? Откуда? Мы не просили? – спрашивала она, глядя на офицера. – Мы о вас переживаем! Не надо! Справляемся мы! Пожалуйста, передайте это тому, кому совсем плохо, – говорила она, обращаясь к нему. – Вы, наверное, ошиблись.
– Варвара Семёновна Крымова? – спросил капитан улыбнувшись.
– Да…
– Значит всё верно, доставлено по назначению! Мы выполняем приказ.
– Чей?
– Если он захочет того чтобы вы узнали, то вы узнаете. А мы сделали своё дело, отправляемся к месту дислокации… С наступающим Новым годом, дорогие наши женщины.
– Спасибо, родные, передайте этому щедрому человеку огромную благодарность, мы поделимся с нашими соседями.
– Распоряжайтесь как посчитаете нужным. До свидания.
– Берегите себя, родные!
– Скоро всё будет хорошо! Теперь уже скоро! – уверенно произнёс офицер, попрощался и ушёл, осторожно прикрыв за собой дверь.
Варвара опустилась на диван, рядом с ней присела Катерина, Верочка подошла, встала рядом.
– Мама…
– Сердце кровью обливается, – подхватила на руки девочку Варвара, усадила на свои колени. – Неужели Наташа погибла… и теперь мы об этом не узнаем. – глубоко вздохнула. – День сегодня поразительный…
– Согласна. Просто удивительный день.
Дверь снова распахнулась, обе женщины сидящие на диване на этот раз вздрогнули от неожиданности. Это заметила вошедшая Дарья.
– Чего это вы? Не так уж я и страшна… – пошутила женщина. – Не поддаётся мне дверь, помощь ваша требуется.
– Оставь пока, Даша, дверь в покое, – произнесла хозяйка.
– Это ещё почему?
– Да гости у нас были, – ответила за Варвару Катерина. – Гостинцев принесли, посмотри там, – женщина указала на дверь в кухню.
Дарья глядя на подруг с недоверием, открыла дверь, заглянула в комнату.
– Ух, ты! – послышался её восторженный голос. – И кто это такой щедрый?
– Военные были. Сказали приказ выполняли, а чей не сказал.
Дарья лукаво посмотрела на Варвару.
– Никак, дорогая, это какой-то твой благодарный пациент подарок сделал к празднику или…
Варвара вскинула на подругу взгляд.
– Или тайный воздыхатель объявился таким образом! – завершила Дарья и рассмеялась так весело до слёз. Улыбнулась шутке и Катерина, посмотрела на Варвару седевшую рядом с девочкой на коленях и тоже задорно рассмеялась. Глядя на подруг продолжающих смеяться женщина сначала улыбнулась, крепче прижала к себе Верочку и не смогла удержаться от смеха.
Долго в тишине смех носился по комнате, отражаясь от опустевших стен на которых остались только обои...