Я уже писал о фильме "Первые на Луне". Это один из моих самых любимых фильмов. Регулярно его пересматриваю.
Из Википедии:
"Сюжет фильма «Первые на Луне» построен вокруг утверждений, что первый полёт человека в космос был организован СССР задолго до полёта Гагарина, в 1938 году в обстановке полной секретности; советский космонавт первым ступил на поверхность Луны. Связь с ракетой и космонавтом пропала сразу после старта, поэтому советские спецслужбы решили уничтожить все упоминания о полёте и устранить ключевых участников этого проекта. Авторы фильма «восстанавливают» хронологию событий, используя якобы чудом сохранившиеся в разных архивах киноплёнки, письменные доказательства и рассказы выживших свидетелей того времени."
Фильм снят в жанре "псевдодокументалистика". А поскольку этот жанр был введен в оборот в США, его еще в России иногда называют "мокьюментари" (mockumentary). Английский термин получен слиянием двух слов: "mock" и "documentary". Из последнего слова взята лишь часть - "documentary". Слово "documentary" в переводе не нуждается, а первое слово "mock" - насмешка, подделка, насмехаться, высмеивать, имитировать... и много разных других значений. Но эти главные. В русском языке сделали проще. Назвали "псевдодокументалистика". То есть фильм, снятые как документальный, но документальным не являющийся. И в России фильм "Первые на Луне" был именно таким - псевдодокументальным. Фильм был, а такой категории на Венецианском кинофестивале 2005 года не было. Поэтому фильм отправили к документальным фильмам, где он и получил премию. Удостоился фильм призов и на Кинотавре.
Я уже рассказывал, что после просмотра фильма моя жена была абсолютно убеждена, что это действительно правда - в СССР еще до войны отправили человека к Луне, но не случилось, и злобное НКВД истребило всех участников. И вот только-только стали известны подробности, извлечены кинозаписи, которые почему-то не были уничтожены, чудом оставшиеся в живых участники дали свои показания... Мне стоило титанических усилий, чтобы убедить жену в том, что все это "понарошку". Что это жанр такой - мокьюментари. Не уверен, что убедил до конца. А фильм прекрасный, кто еще не смотрел, советую. Не длинный, всего 75 минут.
И теперь собственно определение жанра:
МОКЬЮМЕНТАРИ:
"Псевдодокументальное кино - это жанр кинематографа, в котором фильм создается в форме документального стиля, но содержание и сценарий являются вымышленными или фиктивными. Оно может быть представлено как реальные документальные съемки или использовать элементы документальной эстетики, такие как интервью, архивные материалы и уличные съемки, чтобы создать иллюзию реальности. В псевдодокументальном кино события, персонажи и их взаимодействие могут быть выдуманными, но представлены в стиле реальной документации. Цель псевдодокументального кино может быть различной, включая исследование современных социальных или политических вопросов, игровой подход к документированию и взаимодействию с реальными людьми, или создание тревожной или загадочной атмосферы.
Следует помнить, что в псевдодокументальном кино есть риск недостаточной ясности и понимания реальности. Поэтому важно понимать, что присутствует элемент вымысла или искажения фактов в таких произведениях и не принимать все увиденное буквально.
В целом, псевдодокументальное кино предлагает уникальное и захватывающее путешествие между реальностью и фикцией. Оно вызывает эмоции, вопросы и стимулирует обсуждение. Псевдодокументальное кино играет важную роль в нашем культурном пейзаже, расширяя нашу способность воспринимать мир и ставить под сомнение наши собственные представления о реальности."
С определением разобрались. Пример такого фильма в России показан. А теперь к фильмам США:
"Темная сторона Луны" 2002
В вике нет русскоязычной странички, поэтому перевод:
"Темная сторона Луны" - французский псевдодокументальный фильм режиссера Вильяма Карела. Первоначально фильм был показан по франко-немецкой телевизионной сети Arte в 2002 г. под названием Opération Lune.
Основная идея фильма заключается в том, что телевизионные кадры высадки на Луну корабля "Аполлон-11" были подделаны и записаны в студии ЦРУ при помощи режиссера Стэнли Кубрика.
Сюжет
Фильм начинается с предположения о том, что НАСА предоставило Кубрику уникальный секретный объектив для создания в студии инсценировки высадки на Луну. В действительности объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был разработан компанией Zeiss в 1966 году по специальному заказу НАСА для программы "Аполлон" и был изготовлен в количестве десяти штук. Кубрик купил три оставшихся объектива из этой партии для съемок фильма "Барри Линдон" и подверг их значительной модификации, чтобы сделать пригодными для использования на 35-мм камере.
В первой части рассказывается о начале лунной программы NASA, особое внимание уделяется вопросам ее финансирования и необходимой общественной поддержки программы. В NASA считают фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея" прототипом шоу, каким должна быть космическая программа, чтобы получить эту поддержку, что заставляет их разрабатывать скафандры и корабли в "голливудском" стиле и даже нанять 700 голливудских техников, заставив весь Голливуд прекратить работу над другими проектами. Но результат "Аполлона-11" неутешителен: хотя посадка проходит успешно, Нил Армстронг выставляет себя в дураках, и ни один кадр прогулки по Луне не пригоден для использования.
Невозможность съемки на Луне была предвидена Ричардом Никсоном и его сотрудниками, которые решили сымитировать снимки на Луне, используя декорации фильма "2001", которые еще оставались в Лондоне. Кубрик отказался, затем согласился и, наконец, сам снял фальшивые кадры, ужаснувшись недостаточной квалификации съемочной группы ЦРУ. КГБ вскоре понял, что "все это было обманом", что "Аполлон-11" действительно совершил посадку, но сделать снимки в лунных условиях физически невозможно. Кроме того, в студии была найдена фотография, на которой портрет Кубрика лежал на фальшивом лунном грунте.
После успеха фальшивых съемок Никсон испугался, что правда может быть раскрыта, и в пьяном виде попросил полковника ЦРУ Джорджа Каплана избавиться от всей съемочной группы. На следующее утро он пытается отменить приказ, но уже поздно: Каплан тем временем сошел с ума, подослал своих убийц и исчез. Эскадрон смерти отправляется во Вьетнам, где укрылась съемочная группа, но тут же попадает в поле зрения жителей деревни: несмотря на безупречный акцент и маскировку, их командир оказался чернокожим. В ответ Никсон отправляет 150 тыс. человек и половину 6-го флота на поиски и уничтожение четырех членов съемочной группы. Они терпят неудачу, и ЦРУ берет на себя ответственность и убивает всех, кроме одного из них, который укрывается в ешиве в Бруклине, где и умирает десять лет спустя. Только Кубрик остался в живых.
Через пять лет после "Аполлона-11" Кубрик звонит в НАСА, чтобы одолжить сверхсекретный широкоугольный объектив Zeiss, необходимый ему для съемок "Барри Линдона". В результате преемник Никсона решает избавиться от него как от последнего свидетеля заговора. Узнав об угрозе своей жизни, Кубрик запирается в своем доме и не выходит оттуда до самой смерти.
В заключение генерал Вернон Уолтерс соглашается раскрыть тайну гибели Кубрика, но неожиданно умирает на следующий вечер: он согласился нарушить правило ЦРУ о молчании и анонимности.
Окончательно выясняется, что это комедийный фильм, когда в конце титров идет монтаж ляпов, в которых главные участники смеются над своими репликами или над тем, что не могут их вспомнить."
А теперь в российскому порталу КИНОПОИСК:
Жанр определен как "документальный, драма, комедия". Псевдодокументальным не назван. А вот и анонс из Кинопоиска. Опять же 0- все по-серьезному:
"После того, как Советы отправили человека в космос, Соединенным Штатам нужно было срочно дать симметричный ответ. И выход был найден: американские астронавты станут первыми людьми, ступившими на Луну. Однако сделать это НАСА то ли не могло, то ли не успевало — одним словом, американское правительство, с санкции Ричарда Никсона, обратилось к Стэнли Кубрику, чья «Космическая одиссея» всем страшно понравилась. И Кубрик снял в павильоне знаменитые кадры, обошедшие мир: «Маленький шаг для человека, большой для человечества» и т.д. Разумеется, всю историю строго засекретили, ЦРУ потом поубивало свидетелей, и сам Кубрик долгие годы жил отшельником, опасаясь за свою жизнь."
И только один отзыв. Но он стоит сотни:
"Эффективная прививка от пропаганды и прочей «лапши»
Настоятельно рекомендую этот французский документальный фильм - «Операция «Луна» («Operation lune») или «Темная сторона луны» («Dark side of the Moon») - тем, кто падок на всякие «сенсационные открытия», «документальные» фильмы и «громкие разоблачения» от разных пропагандистов и просто мошенников. Только досмотреть надо обязательно до самого конца - вплоть до титров. С первых минут я открыл рот и так и сидел: оказывается, на Западе давным-давно ни для кого не секрет, что всю высадку американцев на Луну на самом деле снял в своих кинопавильонах известный американский режиссер Стенли Кубрик - так что все эти фотографии и фильмы с прыгающими и резвящимися на Луне астронавтами, по сути, фальшивка. В фильме это подтверждают уважаемые, всемирно известные люди: начиная с таких «шишек», как Генри Киссинджер, Дональд Рамсфельд... и кончая астронавтами-насовцами, кинематографистами, их родственниками - и даже раввином синагоги... А американские шпионы еще и добавляют пикантных подробностей, интриги и политической подоплеки... Недоумевал только: а о чем тогда люди до сих пор копья ломают? Летали - не летали? Снимали - не снимали? Все же ясно, как день... Но когда настал черед последних минут 5, я свалился на пол и так и валялся от смеха до самого конца... Чтоб не портить впечатление, не буду раскрывать все трюки и приемы авторов - лучше «откройте» их для себя сами - и тогда уж вы точно вряд ли так легко клюнете на удочку разных прокопенок, «военных тайн» и прочей телеклюквы. Можно сказать: этот фильм - краткая энциклопедия одурачивания. Правда, предупреждаю - будьте осторожны: по сети гуляют сокращенные версии этого фильма, где вырезаны как раз последние 5 минут. И подаются такие «отцензуренные» версии, естественно, именно как доказательство теорий заговора - не попадитесь на них: самый смак фильма - именно в конце."
А теперь к Юрию Елхову и его книге:
Мы с вами познакомились с жанром псевдодокументалистики. Знаем, что фильм Уильяма Карела "Темная сторона Луны" снят именно в этом жанре. Знаем, что все раскрывается в последних пяти минутах фильма, знаем, что по сети гуляет урезанная версия. Но вот Юрий Елхов, очевидно с таким жанром не знаком. Или он посмотрел сокращенную версию с вырезанными пятью минутами.
Вот что пишет оператор Елхов в своей книге:
" еще в 2002 году французский режиссер Уильям Карел (William Karel) снял на студии «ARTEFrans» документальный фильм «ОПЕРАЦИЯ ЛУНА. ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ», который подробно рассказывал о том, как Стэнли Кубрик получил заказ от НАСА и администрации Белого дома на фото- и киносъемку высадки американских астронавтов на Луну.
В фильме «ОПЕРАЦИЯ ЛУНА. ТЕМНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ» Уильям Карел рассказал с невероятной откровенностью о той грандиозной лжи, которую НАСА до сих пор выдает обывателям всего мира за официальную документальную подлинность и достоверность.
О фильме этом, наделавшем в свое время много шума, сейчас благополучно забыли. И делается все возможное и невозможное, чтобы о нем никто и никогда не вспоминал.
Поэтому мне хочется рассказать об этой уникальной документальной ленте (удаленной со всех сайтов в интернете) как можно более подробно.
Итак, начну все с самого начала.
60-е годы прошлого столетия. Советский Союз добился грандиозных успехов в освоении космоса. Начался новый виток космической гонки за освоение Луны. Однако в этой гонке СССР не смог победить американцев, как утверждали СМИ, из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов (на самом деде, как выяснилось позже, по политическим мотивам). Американская же лунная программа пошла по классическому мафиозному сценарию. Три крупнейших американских штата – Калифорния, Флорида и Техас – получили от правительства из Вашингтона этот выгодный для них и перспективный, дорогостоящий (в 135 млрд долларов по сегодняшнему курсу) заказ. И это неслучайно, потому что президент США Линдон Джонсон был губернатором штата Техас. И клан будущих президентов Бушей был тоже из Техаса. Финансирование «Лунной программы» было поручено крупнейшей американской компании «Дженерал Моторс». Колоссальные деньги были вложены в эту лунную гонку, в которой американцам необходимо было во что бы то ни стало победить. Вся мощь американской государственной и военной машины использовалась для осуществления этой грандиозной сверхидеи, которая должна была убедить общественность всего мира и американских налогоплательщиков в первую очередь в том, что завоевание космоса осуществлялось исключительно в мирных целях.
Генеральный конструктор космических ракет бывший нацист Вернер фон Браун был первым человеком в НАСА, который понял, что скучная лунная гонка должна превратиться в фантастическое, захватывающее развлекательное шоу.
В это время кинорежиссер Стэнли Кубрик заканчивал съемки своего эпохального фильма «2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ», и тот отснятый уже к тому времени материал, который увидели специалисты НАСА, поразил их. Спецэффекты, музыка, сама история! Они решили, что эта картина станет своеобразной пиар-кампанией для американской «Лунной программы».
В июне 1969 года президент США Ричард Никсон дал добро на старт первой лунной миссии «Аполлон-11» с экипажем из трех астронавтов – Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Эдвина Олдрина. Более двух миллиардов людей были уже готовы смотреть высадку на Луну первого человека. И Голливуд создал это фантастическое, великолепное, незабываемое шоу (начиная от грандиозного запуска пышущей жаром ракеты с отделяющимися ступенями), которое поразило весь мир! А когда Нил Армстронг произнес свою знаменитую речь на Луне: «ЭТО ОДИН МАЛЕНЬКИЙ ШАГ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, НО ГРАНДИОЗНЫЙ СКАЧОК ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!», у многих людей увлажнились глаза от гордости, что они земляне!
Между прочим, когда Нил Армстронг накануне объявленного полета прочитал этот текст своим коллегам, он удивился и сказал: «Кто написал эту чушь?» Текст этот был подготовлен заранее и запечатан в специальный конверт…
Вскоре, после того как астронавты вернулись на Землю, они впали в депрессию. А Нил Армстронг был так потрясен, что долгое время ни с кем не общался.
НАСА не было уверено на 100 %, что высадка на Луну пройдет благополучно, и президент Никсон заранее подготовил речь некролога, которая была записана на телевидении. Об этом стало известно и астронавтам...."
Ну и так далее. Как видим, Юрий Елхов:
1. так и не понял, что посмотрел ПСЕВДОДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
2. посмотрел урезанную версию без последних пяти минут
3. все прекрасно знает, но предпочитает кормить своих читателей заведомой ложью
Кто какую версию выбирает?