Найти тему

Первая консультация с психологом (ожидания, надежды,реальность)

Эта статья будет полезна не только специалистам, но и тем, кто хочет обратиться за помощью.

Люди, как правило, очень долго готовятся к первой встрече с психологом. Иногда проходят годы, прежде, чем человек примет решение обратиться за помощью к специалисту.

Когда он записывается на консультацию, бессознательно у него есть много ожиданий, тревог, связанных с первой встречей с психологом.

Возможные причины тревоги:

- страх того, что специалист ему не поможет. Некоторые клиенты думают и переживают о том, что с его проблемой уже ничего нельзя сделать. Так бывает в тех случаях, когда человек долго справлялся самостоятельно, игнорируя необходимость обращения за помощью.

- страх того, что ему будут назначены медикаменты.

- страх необходимости госпитализации в психиатрическое отделение.

- страх, что специалист увидит его «насквозь» и увидит его "плохим".

- страх, что он не получит ту помощь, на которую рассчитывает.

- страх, что специалист, узнав его "слабые" места сможет им манипулировать.

Конечно, эти страхи у большинства людей носят иррациональный оттенок и не имеют ничего общего с реальностью. Но, к сожалению, сейчас очень много специалистов, которые даже не получив высшее образование по психологии, называют себя "психологами".

Как мне кажется, необходимо с большим уважением относиться к себе, своему внутреннему миру и более тщательно подходить к вопросу выбора психолога. Но об этом расскажу вам в следующей статье.

Некоторые люди приспосабливаются к своим переживаниям, научаются жить с этим состоянием на столько, что боятся перемен.

Человек сталкивается внутри себя не только с тревогой и беспокойством. Его внутрипсихическое пространство рождает также ожидания, надежды. На мой взгляд, психолог должен хорошо это понимать и по – возможности обсуждать этот материал с клиентом.

Ожидания, тревога – это не только чувства клиента, но и самого специалиста. Особенно на начальных этапах работы с людьми. Начинающие специалисты не всегда хорошо понимают собственные переживания. Хочу обратить внимание на ожидания, которые могут беспокоить специалиста.

Во – первых, это желание помочь каждому обратившемуся к нему человеку. Такое желание может негативно сказываться на ощущении своей ценности как специалиста.

Отчасти потому, что мы не всегда и не всем можем помочь. Как, например, в случае с психотическим состояние клиента. И здесь профессионализм специалиста заключается в том, чтобы почувствовать уровень организации пациента и перенаправить его к другому специалисту.

К сожалению, не все психологи способны улавливать эту тонкую грань в работе с людьми. И, зачастую, продолжают работать в не безопасных, в том числе для самого себя, условиях. По этой причине я получила дополнительное образование клинического психолога, проходила практику в НИИ Психического здоровья.

Такой опыт оказался очень ценным и важным для моей практической деятельности. Именно поэтому я смогла избежать эмоционального выгорания в начале своей карьеры.

Клиент, находящийся в пограничном или психотическом состоянии, нуждается в медикаментозной поддержке. Задача специалиста, как можно деликатнее показать эту реальность клиенту и перенаправить клиента другому специалисту (психиатру, психотерапевту). Понимаю, что это сложно, но это по истине та самая необходимая помощь человеку.

Если вы готовы работать с клиентом, то можно предложить продолжить сессии, но после его обращения к необходимому специалисту.

Во – вторых, начинающие специалисты могут переживать о том, что у них не будет клиентов. Такие переживания – это страх оказаться не нужным, не полезным обществу.

Здесь кроется много переживаний самого психолога и это то, с чем необходимо разбираться. В противном случае, специалист рискует тем, что терапия с клиентами превратится в способ избегания собственных страхов и переживаний.

Такая динамика может привести к тому, что психолог будет стараться изо всех сил «удерживать» и удовлетворять желания клиентов любой ценой. Точнее не любой, а ценой собственного комфорта и игнорировать свои реальные возможности, ограничения.

Например, выходить за пределы установленного временного сеттинга, принимать людей только в удобные для них часы. Здесь очень важно понять, что, когда человек действительно готов работать, он найдет время и возможности для встречи с психологом. Работать с таким клиентом гораздо эффективнее и проще, так как у него есть мотивация для исследования своих внутренних процессов.

Как в случае с острой зубной болью. Согласишься на любое время, лишь бы справиться с физической болью.

В нашей работе это происходит аналогично. Ничего страшного, если клиент больше не вернется к вам. Здесь может быть много причин, не связанных с вами и вашим профессионализмом.

А бывает и так, что проходит несколько лет и человек возвращается к вам. Рассказывает о том, что получил от вас необходимую помощь, а сейчас внутреннее состояние достигло своего предела, он пришел с этим разбираться.

Я хочу сказать, что страх быть оставленным, так или иначе есть в каждом человеке, но наша задача, как специалистов – это уметь обращаться со своими чувствами.

Любой специалист внутри себя должен понимать ту ценность, которую получает клиент, обратившись к нему впервые.

Первая консультация - диагностическая. Мы исследуем жалобы и причины обращения. Внимательно слушаем клиента и уточняем какие - то детали. Если клиент пришел, но не знает с чего начать, то можно ему помочь, задав наводящие вопросы:

- Что вас беспокоит?

- Почему решили обратиться именно сейчас?

В конце консультации, когда мы уже понимаем причины обращения, можно поговорить об ожиданиях:

- Как вы поймете, что я смогла вам помочь?

- Какие результаты от работы со мной вы ждете?

Обычно в конце консультации я резюмирую то, о чем говорил клиент, обращаю внимание на те проблемы, с которыми можно справиться с помощью терапии. Предлагаю клиенту пережить нашу встречу и при желании продолжить работу.

Также рассказываю о том, что человек может получить в случае краткосрочной работы или длительной терапии.

Прислушиваюсь к своим чувствам и думаю о том, на сколько человек готов работать со мной. Смогу ли я быть ему полезна.

На первой консультации можно сказать о том, какую помощь человек может получить от нее. Здесь важно показать клиенту, что те переживания, чувства, с которыми он обратился, имеют свою историю, право на существование. Есть причины, по которым клиент чувствует себя именно так. Говорю о том, что наша задача найти и разобраться с этими причинами.

Первая встреча с клиентом - это знакомство с новым человеком, его историей. Она может быть единственной, но очень важной для специалиста, в том числе для осознания собственных возможностей и ограничений.

Так мы начинаем лучше чувствовать и понимать других людей. Видеть тех, с кем есть возможность исследования и продолжительной работы в терапии и тех, кто по каким - то причинам не готов к такой работе. Такой навык становится важной вашей опрой в работе с людьми.

Первая консультация с психологом (ожидания, надежды,реальность)

Благодарю вас за интерес! Буду признательна за ваши вопросы, уточнения и дополнения!