Взять свой крест - это не просто терпеть то, что посылается извне, но и вести непрерывную борьбу, с тем, что внутри. Это и дурные черты характера, и неуправляемые грехи, и страсти. Это борьба на изнеможение, потому что все эти дурные характеристики наши они нам нравятся, с ними трудно жить, но сложно избавиться. Они вросли в нас, как вторая натура и мы даже некоторые из них считаем за честь. Мы живем, миримся с ними, обитая с ними в дурной гармонии.
Мы знаем, что мы раздражены, но тем не менее в месте того, чтобы молчать, ждать, пока не посетит Божья благодать, и ничего не делать в этот момент, потому что все бы вы не сделали будет грехом, мы выплескиваем это на человека. Нам даже нравиться на него срываться. Конечно, в этот момент нам становится легче, мы торжествуем, празднуем в душе победу, как же мы его отчихвостили, но на самом деле бес потом возвращается и нам становится еще хуже, чем было до этого.
Нам нравится, что нас побиваются, со страхом посматривают, мы боимся, если мы станем другими нас перестанут уважать, посчитают смирение за слабость.
Нам приятно, что мы держим верх над кем-то, хотя и знаем, что мы можем его обидеть резким словом, недобрым взглядом. Порой мы даже плачем от содеянное, но не надолго, быстро забывая о своих дурных чертах.
"Посмотрите, как легко нам сказать о человеке плохое - замечает протоиерей Александр Абрамов. - Мы ведем благочестивый образ жизни, говорим: спаси нас, Господи! А потом раз! - и совершенно спокойно выпаливаем пулеметную очередь злых слов о человеке, который нам едва известен.
Оскорбить человека, ударить его словом, нам ничего не стоит. Мы себе должны сказать: мы не имеем права так поступать. Мы должны с вами относиться к своей вере и ко Христу серьезно. Мы не можем и не должны играть в православие".
Каждый человек, которого ты спасаешь - это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Ведь если мы ограничены в деньгах, а это считается телесной помощью (одеждой, едой, лекарствами, кровом), то мы можем помочь кому-то хотя бы душевно. Такая милостыня выражается словами теплыми, искренними, ласковыми. "Радоваться с радующимися и плакать с плачущими". Вот нужно хотя бы исполнить эти слова Апостола: посочувствовать, пожалеть, подбодрить. Это уже помощь, мы не дали человеку заунывать, не помогли еще больше опуститься, отчаяться. Подарить подарить улыбку - уже пол дела, уже милость.
Есть еще помощь милостыня духовная. она выше всего у Бога. Хорошо молиться о том, кто нуждается в беде. Но если вы не хотите искушений, испытаний, ведь за спасающую душу неприятности, беды не могут не прийти. Как говорится: "Баш на баш". Вытаскивая другого из ада, болезни, уныния, вы становитесь врагом его бесов. Они уже точно перекинуться с позволения Господа на вас. но чтобы их сделать минимальными, а то и вообще свести на нет. можно сделать это в храме, там вам нечего бояться.
А еще можете дать человеку душеполезную книгу, молитвослов, православный журнал или дать послушать аудио, подсказать, посмотреть видео. Духовно вразумить, научить молитве, пригласить на богослужение, а то и помочь ему исповедаться, причастится. К пожилому или немощному пригласить священника, конечно, при его согласии, для соборования, исповеди, Причастия.
Один из старцев сказал: "Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая".
Святитель Иоанн Златоуст тоже с ним согласен: "Хотя бы ты роздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу ко Христу".
Но самая большая милостыня по словам старицы Макрины (Вассолпулу) - это молитв за усопших. Потому что молитва может быть и просто обязана не только по живым, но и по усопшим, последняя гораздо выше первой.