В далеком 1901 году земский врач, фамилия которого была Шигарев, опубликовал очень интересную книгу. Дело в том, что он являлся врачом в селах Новоживотинное и Моховатка, о которых и решил написать. С одной стороны, если случайно увидеть на полке эту книгу, то она возможно и не сильно заинтересует из-за своего довольно обыденного названия: "Село Новоживотинное и деревня Моховатка в санитарном отношении". С другой стороны, внутри очень много полезной и редкой информации о численности, обычаях, поведении, массовом голоде, нищете и многом-многом другом. Книга оказалась настолько полезной и интересной, что спустя шесть лет ее переиздали в Санкт-Петербурге под названием "Вымирающая деревня" и она уже распространялась по всей стране.
"Еще и теперь жители верят в знахарей и деревенских бабок, которые наговорной водой будто-бы исцеляют от всех болезней. Кроме воды бабки еще лечат громовою стрелою. Кроме знахарей и бабок верят еще в колдунов и знахарей, которые одним словом своим или действием могут все сделать. Могут словом подвергнуть человека всяким несчастьям, присушить девушку парню, подвергнуть влиянию злых духов. Верят также в ведьм-женщин, которые могут превращаться в свинью, собаку и даже неодухотворенные предметы - клубок ниток, холст, копну сена. Отличительное свойство их - доить по селу по ночам коров в одной белой сорочке с распущенной косой".
"В противоположность нечистой силе верят в добрых духов, например домовых, которые обязательно есть в каждом доме. Они в основном ухаживают за скотиной, холят, поят, кормят, а особенно ту, которая им придется по шерсти, то есть понравится. Поэтому, когда у крестьянина падет лошадь или корова, то говорят "что не по шерсти домовому". Если крестьянину приходится покупать лошадь или корову, похожую шерстью на павшую, то обычно говорят, что "не по шерсти будет домовому". Как будто крестьянин когда-то видел живьем своего домового".
То есть, как видите, Шигарев не просто описывает народные приметы, но еще и удивляется тому, что люди верят в то, чего на самом деле сами никогда не видели.
"В обрядах, суевериях и обычаях при рождении, браке и похоронах немалую роль играют всякие пережитки старины. Так например, перед отправлением жениха к невесте, сваха всыпает ему в сапог за голенище мак, хмель или коренья рябиновые, истолченные мелко, чтобы никто не мог его по ненависти испортить. Невеста же до приезда жениха должна плакать, причитать и кричать "благим матом". Если сама невеста не умеет причитать и голосить, то непременно нанимать за себя знающую женщину. Иначе, если дойдет до ее свекрови слух, что невеста ее без слез и охотно выходит замуж за ее сына, то не будет ей житья и вечно будет немила свекру и свекрови, а также всей семье".
"На Троицу ходят в лес и завивают венки из цветов и листьев, надевают их на головы, веселятся и поют, и ходят в них целый день. На другой день идут снова в лес, развивать венки. А если спросить их зачем они это делают, отвечают что не знают, предки их так делали, а значит и им положено так делать. Под Ивана Купалу в полночь ходят в лес и собирают травы разные. Говорят, что травы собранные в ночь под Ивана Купалу имеют большую целебную силу от ста разных болезней".
"Несмотря на то, что школа в Новоживотинном существует уже десятка два с половиной лет, все еще грамотных весьма не много. Так, в самом Животинном 43 грамотных мужчины и 4 женщины. В Моховатке грамотных мужчин 21 человек, а женщин грамотных или полуграмотных нет ни одной".
Продолжение следует...
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов