Найти в Дзене

ПСАЛОМ 100: НАМЕРЕНИЯ БЛАГОЧЕСТИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Оглавление

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ

Будучи псалмом мудрости, псалом 100 напоминает нам о наставлениях, данных в Притчах. Здесь мы читаем молитву правителя/царя своему Богу. Молитва содержит намерение быть благочестивым человеком. Движимый желанием ходить перед Господом непорочно, он дает обет удалить от себя низкие, порочные мысли. Он не желает быть среди беззаконников, твердо решив иметь чистое сердце перед Богом и людьми. Он хочет достичь этого, чтобы Бог мог жить в нем и в городе, где он правит, - в городе, избранном Богом для Своего обитания. В контексте целей псалмопевца перед нами портрет идеального правителя.

Подзаголовок приписывает псалом Давиду. Мы не знаем ни о месте, ни о времени его написания, однако он вполне может быть молитвой человека “по сердцу Божию” о своей жизни, когда он стал вождем народа. Псалом посвящен чистоте, справедливости и набожности.

Псалом выражает личную решимость автора. Перечисляются принципы, которым Давид намеревался следовать, царствуя в Сионе, граде Господнем. Практически в каждой строчке псалма содержится местоимение, указывающее на первое лицо: “я”, “мне”, “моем”. Псалмопевец выражает намерения праведного сердца.

Таким образом, псалом напоминает нам о том, как должен жить благочестивый человек. Давайте рассмотрим его с точки зрения следующих вопросов: что такое благочестие и какие намерения должны быть у благочестивого человека?

I. РАЗМЫШЛЯТЬ О СВЯТЫХ ОСНОВАХ (ст. 1, 2)

Автор начинает со стремления размышлять о святых основах. Он хочет восхвалять Бога, петь о Его милости, справедливости и непорочности.

“Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?»” (ст. 1, 2)

Живя с Богом, он испытал на себе божественную милость и справедливость. Сам испытав Божью милость и праведный суд, он понимает, что должен проявить те же качества по отношению к своим подданным. Царь признает эти принципы основополагающими для чистой и святой жизни, помещая их на первое место в списке качеств, которые бы желал в себе развить. Перед ним две цели: постоянно восхвалять Бога и непрестанно искать непорочный путь. Этим идеалам он подчиняет свой разум и свою жизнь.

Под милостью понимается заветная любовь, или верность, а суд - это справедливость. Эти добродетели идут рука об руку, уравновешивая и совершенствуя друг друга. Милость удерживает суд от чрезмерной суровости, а суд не дает милости стать чересчур снисходительной.

Давид твердо намерен воспевать хвалу своему Богу. Он считает, что в его жизни будет полный порядок только тогда, когда в ней будет присутствовать регулярное поклонение Богу.

Любой, в чьей жизни присутствует милость, справедливость и хвала, будет также испытывать потребность жить непорочно. Он будет на практике проявлять, с искренней преданностью, совершенную честность по отношению к Богу и человеку. Таким образом, четвертый жизненный принцип Давида - непорочность сердца.

Псалмопевец знает, что Бог не может войти в его жизнь или в его город почетным гостем до тех пор, пока его дом-жизнь не будет построен на святых принципах. А. Ф. Киркпатрик предположил, что, когда Давид писал эти слова, он, возможно, думал о том, чтобы перенести ковчег завета в Иерусалим. Однако независимо от обстоятельств, при которых сочинялся этот псалом, автор не сомневался, что узы между Богом и человеком скрепляются с помощью этих добродетелей.

А вы приняли решение стать благочестивым человеком? Сделали ли вы милость, справедливость, восхваление Бога и непорочность важной частью вашей жизни? Достаточно ли вы преданы этим добродетелям? Сохранятся ли они в вашей жизни и в будущем?

II. БЫТЬ ПРАВЕДНЫМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (ст. 2)

Далее псалмопевец заявляет о своем стремлении проводить повседневную жизнь в соответствии с четырьмя упомянутыми добродетелями. Он знает, что благочестие это то, как человек живет. Если оно не находит отражения в том, как мы ведем себя дома, в наших межличностных отношениях и перед самими собой, то оно тогда на самом деле отсутствует в нашей жизни.

“Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (ст. 2).

Любые претензии на благочестие пусты, если они не проявляются в семейном кругу. И наоборот: за проявлением праведности дома всегда скрывается благочестие сердца. Более важным моментом, нежели то, как мы живем в кругу семьи и друзей, является наша потаенная в сердце жизнь пред Богом. Псалмопевец хочет быть непорочным, во-первых, в своем сердце, а затем дома.

Что в вашем сердце? Пообещали ли вы Богу иметь чистое перед Ним сердце? Есть ли у вас необходимость заново посвятить себя праведности в вашей семье - среди тех, с кем вы проводите больше всего времени?

III. ОТРЕШИТЬСЯ ОТ ЗЛА (ст. 3-5)

Автор псалма принимает решение отмежеваться от зла. Благочестие выражается как в утвердительной, так и в отрицательной форме: оно выступает за добродетели и против пороков.

“Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю” (ст. 3-5).

Переходя к деталям, автор описывает то, чем, по его убеждению, не может заниматься непорочное сердце: оно никогда не задумает непотребного или подлого. Поэтому он дает обет в том, что никогда не позволит злым намерениям находиться в поле его зрения, чтобы искушать его.

Он также не будет обитать вблизи тех, кто отпал от Бога и кто любит зло. Он постарается оградить себя от любого, кто нарушил верность Господу. Он проследит за тем, чтобы их неверность, злые умыслы и их образ жизни не прилепились к его жизни. Если он окажется в компании развращенного сердцем, он убежит от общения с ним, как бежал бы от ядовитой змеи.

Безнравственные, своевольные люди со злыми стремлениями ничем не могут помочь ему в его хождении с Богом. Их не будет среди его друзей и близких. Отречение от злых людей так же важно, как и заявление о признании праведных и чистых сердцем.

Решительным образом он заявляет: “Злого я не буду знать” (ст. 4). Слово “знать” имеет очень широкое значение. Оно включает в себя осведомленность, опыт и даже любовь к чему-либо, подразумевающую активное участие. Давид был полон решимости не иметь никаких подобных взаимоотношений со злом.

Клеветники наносят вред другим людям, и благочестивый человек не может иметь с ними ничего общего. Никто не должен терпеть клеветы, но особенно страшна она в царском дворце. Г. С. Люпольд провел следующее наблюдение относительно клеветников в дни Давида:

“Если его отношение к клеветникам кажется чересчур жестким, то следует вспомнить, что они были настоящими человекоубийцами и что клевета на человека в высших кругах часто приводила к казни оклеветанного. Так что Давид, очевидно, угрожает применить меру наказания не суровее, чем та, в которой данные личности сами были виновны. В связи с этим следует отметить, что царские дворцы повсеместно являются очагами интриг”.

Гордых и надменных людей необходимо в равной степени и презирать и сторониться. Необходимо избегать человека, о котором по его “надменному сердцу” знают, что его сердце исполнено гордости и высокомерия.

Что вы намерены делать в отношении зла? Относитесь ли вы к нему пассивно, полагая, что оно не встретится вам на пути и что вам поэтому не надо противостоять ему? Давид в своей молитве обязуется избегать зла.

IV. ПООЩРЯТЬ БЛАГО (ст. 6)

Давид полон решимости расположить свою душу к верным земли. Он будет поощрять добрые качества и добропорядочных людей, сознательно приблизив их к себе.

“Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне” (ст. 6).

Заявив о том, чего он не будет делать в своей благочестивой жизни, Давид переходит к тому, что он будет делать. От отрицаний он переходит к утверждениям. Если в стихе 3 он говорит, что не будет и смотреть на “вещь непотребную”, то в стихе 6 он пишет, что “верные земли” Израильской всегда будут у него перед глазами.

Какого рода людям он хочет оказывать благоволение и какими людьми окружать себя? Кого он собирается поощрять и кому подражать? Во-первых, он желает поощрять верных и надежных, преданных и истинных. Во-вторых, он хочет оказывать поддержку совершенным - обладающим уравновешенным характером. Он будет любить и ценить зрелых в праведности. Именно таких сторонников он хотел бы видеть рядом с собой, в кругу своего общения.

Поощряете ли вы благочестивых, подражаете ли добропорядочным людям? Попытались ли вы посеять и взрастить добродетель? Страстное стремление к благочестию состоит в том, чтобы активно искать и умножать добрые сердца и праведную жизнь.

V. БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ (ст. 7, 8)

И в заключение автор упоминает о своей цели сделать все, от него зависящее, чтобы истребить зло на земле. Благочестивый человек не может праздно стоять на краю поля битвы, когда зло воюет против праведности.

“Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие” (ст. 7, 8).

Обманщики, предатели и лжецы не встретят теплого приема в его доме. Если царь обнаружит нечестивца у себя на службе, он снимет того человека с занимаемой должности и заменит его порядочным работником. Власть и сила царя Давида будет направлена против зла. Он сделает все, что в его силах, чтобы очистить землю от зла.

Последние два стиха, скорее всего, говорят о планах царя в отношении нечестивых людей, найденных виновными в его судах. В древние времена с утра царь обычно разбирал судебные дела, о чем мы читаем во 2 Цар. 15:2. Давид обещает каждое утро во время суда быстро и без промедления наказывать виновных в злодеяниях. Верно, преданно и с рвением будет он вершить правосудие в земле, которую Бог избрал для Своего обитания. Намерение ходить с Богом, жить в Его святом городе и вести Его избранный народ возлагает определенные требования на Давида: он должен наполнять свою жизнь святостью и праведностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не цари, сидящие на троне, и не в наших силах определять направление движения нашего народа ни в юридической, ни в моральной плоскости. Однако каждый из нас может найти практическое применение этому псалму, приняв решение следующего плана: “Я посвящу себя благочестию”.

Общее решение быть благочестивым разбивается в псалме 100 на более мелкие решения, принятие которых изменит нашу жизнь. Благочестивый человек намерен удалить от себя все нечистое и помышлять только о непорочном. Он осознает, что пересуды за чьей-либо спиной суть зло. Он стремится быть абсолютно честным перед Богом и людьми. Общение с нечестивыми будет для него немыслимо. Каждый день он будет исследовать свою жизнь и истреблять всякий грех, проникший в его жизнь, осознавая, что если он не уничтожит грех, то грех уничтожит его. Он будет ревностно противостоять злу.

Когда мы будем удовлетворять требованиям и стремиться сообразовать нашу жизнь с намерениями, изложенными в этой молитве, мы сможем петь о Божьей милости и справедливости. Работая над достижением этих целей, в глазах Господа мы будем ходить с беспорочным сердцем.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻