Слышали ли вы что-то подобное от своих знакомых? Не уверена. С другой стороны, люди часто покупают вещи по невероятно высокой цене. Добровольно. Лично мне трудно представить, чем реально может быть оправдана цена женских брюк в 200 000 рублей (тут ссылочка для тех, кто сомневается, что такое возможно), и это кстати тоже не предел цен на одежду. Но с этими брюками можно хотя бы сослаться на стоимость бренда. А ведь часто и бренда-то особо нет, а люди всё равно платят.
Психологию роскоши изучают достаточно давно. Но, несмотря на наличие исследований, множества статей и разговоров о том, что высокая цена - это не столько свидетельство высокого качества товара, сколько престиж обладания, компенсация человеком чего-то там и прочее, люди продолжают выбирать товары по завышенной цене. Не теряет актуальности анекдот из 90-х, когда один мужчина позорит другого, что тот купил галстук за 3000 долларов, а мог бы за 5000 чуть дальше за углом.
Что же с нами не так? Почему мы периодически (или постоянно) сознательно (или неосознанно) идём и платим больше?
Ценовой хаос царит во многих сферах. Возьмём к примеру цены на услуги психологов, коучей, менторов, наставников и прочих консультантов. Я постоянно испытываю когнитивный диссонанс по поводу ценообразования в сфере консультирования. У меня нет сомнений, что квалифицированные специалисты этих областей приносят пользу. Я ощущала эту пользу на себе и видела результат других. У меня лично ни разу не было обратной связи, что я не оправдала ожиданий клиента. Но, с другой стороны, мои услуги и не стоят миллионы. Хотя периодически, под влиянием бесконечных рассылок «как повысить чек», «продавай меньше и дороже», я задумываюсь, что возможно беру за свои услуги недостаточно. И я не одна такая «скромная». Есть коллеги по цеху, чью экспертность я высоко ценю, и понимаю, что они могут стоить дороже, а бывает и наоборот. Но есть консультанты, чьи цены мне никак не понять. При всём уважении, я не считаю, что мистер Х может за 1 000 000 рублей решить проблему, которую я не решу за 50 000 руб.
Да, есть понятие личного бренда, и я не имею ничего против заслуженно высоких цен. Но «заслуженно», на мой взгляд, это когда у человека, продающего свою услугу, есть модель, проверенная временем. Есть люди, перенявшие эту модель и тоже продемонстрировавшие высокие результаты. Нельзя говорить о репутации специалиста, если ему всего 25 лет и он полтора года как стал богатым, а его экспертность подтверждается квартирой в Сити (не факт, что не купленной в ипотеку или не снимаемой), а также отзывами таких же никому неизвестных людей.
Истинность и эффективность любого инструмента и любой модели может быть доказана только временем. Мало поймать птицу счастья за хвост, нужно уметь ее удержать, а еще лучше приручить и заставить размножаться в неволе. Помните, Маколея Калкина или Бритни Спирс. Золотые дети, но разве это пример для подражания? Увы, но их такая многообещающая жизнь буквально развалилась.
Приведу еще одно сравнение. Подумайте, чем резкий взлёт отличается от выигрыша в казино? В казино вполне можно выиграть кучу денег за раз, но я не знаю ни одного примера, где игра в казино давала бы людям стабильный доход на протяжении всей жизни. Чаще регулярная игра ведет к трагедии и разорению. Такой фарт не тиражируется.
Что же делать? Как не дать ослепить себя? Чтобы обезопасить себя от попадания в ловушки маркетологов и умелых прогревов нескромных продавцов, помните про два страха, «вшитых» в каждом человеке. Именно они подталкивают нас к растратам:
- Страх потерять что-либо (сюда же можно отнести страх опоздать) стимулирует быстрые и необдуманные решения. Следовательно, избегайте принятия решений под давлением последней или единственной возможности.
- Позитивные формулировки рождают позитивные реакции, а негативные негативные. Если вам говорят о 60% эффективности, стоит задуматься о 40% неудачи.
И еще один совет: перед тем как расстаться с круглой суммой, задайте себе вопрос, вы совершаете эту покупку, потому что сами хотите или вами манипулируют?
Желание жить лучше (красивее/богаче/интереснее - нужное подчеркнуть) - главная человеческая слабость, на которой играют маркетологи всех уровней. Делая дорогую покупку, мы по сути доказываем себе, что достойны самого лучшего. Но разве обязательно платить кому-то, чтобы доказать себе? Не позволяйте другим формулировать за вас ваши желания и ваши ценности. Берегите себя и свои деньги. И подписывайтесь на мой канал, это бесплатно 😉