Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Родственные отношения»

Как вы думаете, в королевских семействах отношения теща-зять, свекровь-невестка отличаются от тех «холодных войн», которые случаются в нашей современной жизни сплошь и рядом?! Как и у простых людей, у небожителей тоже все бывало очень по-разному. Вот, например, одна свекровь жалуется своему постоянному другу по переписке: «… У этой дамы везде крайности: если мы делаем прогулку пешком – так в двадцать верст; если танцуем – так двадцать контрдансов, столько же менуэтов, не считая аллемандов; дабы избегнуть тепла в комнатах – мы их не отапливаем вовсе; если другие натирают себе лицо льдом, у нас все тело делается сразу лицом; одним словом, золотая середина далека от нас. Боясь злых, мы не доверяем никому на свете, не слушаем ни добрых, ни дурных советов; словом сказать, до сих пор нет у нас ни в чем ни приятности, ни осторожности, ни благоразумия, и Бог знает, чем все этого кончится, потому что мы никого не слушаем и решаем все собственным умом. После более чем полутора года, мы не знаем

Как вы думаете, в королевских семействах отношения теща-зять, свекровь-невестка отличаются от тех «холодных войн», которые случаются в нашей современной жизни сплошь и рядом?! Как и у простых людей, у небожителей тоже все бывало очень по-разному.

Вот, например, одна свекровь жалуется своему постоянному другу по переписке:

«… У этой дамы везде крайности: если мы делаем прогулку пешком – так в двадцать верст; если танцуем – так двадцать контрдансов, столько же менуэтов, не считая аллемандов; дабы избегнуть тепла в комнатах – мы их не отапливаем вовсе; если другие натирают себе лицо льдом, у нас все тело делается сразу лицом; одним словом, золотая середина далека от нас.

Боясь злых, мы не доверяем никому на свете, не слушаем ни добрых, ни дурных советов; словом сказать, до сих пор нет у нас ни в чем ни приятности, ни осторожности, ни благоразумия, и Бог знает, чем все этого кончится, потому что мы никого не слушаем и решаем все собственным умом. После более чем полутора года, мы не знаем ни слова по-русски, мы хотим, чтобы нас учили, но мы ни минуты в день старания не посвящаем этому делу; все у нас вертится кубарем; мы не можем переносить то того, то другого; мы в долгах в два раза противу того, что мы имеем, а мы имеем столько, сколько едва ли кто-нибудь имеет в Европе. Но ни слова более – в молодых людях никогда не следует отчаиваться…»

Самое интересное, что за 30 лет до написания этого письма, его автор сама находилась точно в такой же ситуации. Тогда она находилась в роли невестки, а тетушка ее мужа возмущалась долгами и поведением молодой женщины. И точно также держала ее в весьма ограниченных рамках, выделяя денег на содержание не то, чтобы слишком много.

Прошло много лет и став из невестки свекровью, автор послания выше, решительно, со всего размаха наступила на точно такие же грабли.

-2

Хотя оцениваем мы даму, о которой говорится в этом письме именно по нему. Так уж получилось, что автор этого послания – Екатерина II. А возмущается она своей невесткой – Натальей Алексеевной, первой женой Павла I, урожденной принцессой Гессен-Дармштадской. И если мнение Екатерины II на ее отношения с грозной тетушкой Елизаветой Петровной до нас дошло вместе со всеми мемуарами императрицы, то Наталья Алексеевна прожила недолго. Поэтому историю пишут победители. И о людях мы судим по тому эпистолярному наследию, которое осталось. А остается обычно совсем не то, что писали проигравшие.

Так что великая княгиня Наталья Алексеевна и ее недолгая история близ русского трона осталась со знаком минус.

Впрочем, справедливости ради, есть и другие свидетельства о том, что гессенской принцессе русское золото слишком вскружило голову. Вот только шансов повторить 1762 год у нее не имелось ни капли. Так что у ее свекрови, видимо, имелись поводы написать своему адресату в Европе именно такое резкое письмо.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.