Было выработано правильное расположение духа и заложено крепкое основание: Бог установил для Иеремии способ духовного роста, который должен был обеспечить его будущую стойкость в Божьем служении. После тревог и жалоб Иеремии в 20:7-10 уже больше не говорится, что он когда-либо еще проявлял нерешительность. Как мы знаем, Иисус в Гефсиманском саду посредством молитвы подготовил Себя к испытаниям на кресте. Точно так же “Гефсиманский сад” Иеремии в гл. 20 подготовил его к опасностям, которые ожидали его в будущем.
Пытки судебного процесса, бичевания и распятия должны были стать для Христа самым тяжелым бременем. Так и Иеремия претерпел свои самые большие испытания после гл. 20. Мы посвятили много времени изучению периода подготовки Иеремии, потому что трудности, которые составили процесс его духовного созревания, преподают нам ценные уроки. Его чувства, переживания, реакции и взаимоотношения с Богом в те моменты духовного роста являются для нас с вами бесценным наглядным примером, ибо и мы сталкиваемся с такими же трудностями на нашем пути приближения к Богу.
ИСПЫТАНИЯ ИЕРЕМИИ
Зная, что подготовило Иеремию и позволило ему вынести судилища, устраиваемые ему людьми, мы в данном уроке обрисуем эти испытания. По мере того как будут происходить события, каждое испытание преподаст нам свои собственные уроки.
В главе 20 Иеремия, наконец, понял, что пообещал ему Бог в главе 1. Во-первых, он должен был стать “укрепленным городом, и железным столбом, и медной стеной на всей этой земле” (Иер. 1:18). Во-вторых, цари, князья, священники и народ той земли будут воевать против него, но не “превозмогут” его. Бог сказал: “Я с тобой... чтобы избавлять тебя” (1:19). Перед этим Он пообещал Иеремии: “...ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь” (1:7). Вот перечень судилищ, которые претерпел Иеремия после изумительного момента осознания того, что Бог будет с ним.
1. В главе 20 священник Пасхор приказал избить Иеремию и посадить его в колоду возле дома Господнего (ст. 1, 2).
2. Хотя не все главы с 21 по 25 расположены в хронологическом порядке, в них мы видим, как резко в своих пророчествах Иеремия обличал лжепророков, священников и безрассудства народа. Сплоченные в грехе, эти люди в главе 26 объявили Иеремии: “Ты должен умереть” (26:7, 8). Это произошло в начале царствования Иоакима (26:1). Лишь влияние и благосклонность Ахикама спасли Иеремию от смерти.
3. В главе 27 и 28 Иеремия по просьбе Бога носил на шее ярмо, продолжая при этом убеждать людей не слушать лжепророков, которые им лгали (27:8, 9, 14). Это вызвало реакцию со стороны лжепророка Анании, который отверг слова Иеремии и, сняв с его шеи ярмо, разбил его (28:10). За этим последовало обращение к народу, в котором он подверг Иеремию позору.
4. В главе 29 лжепророк Шемаия назвал Иеремию “неистовствующим”, которого нужно посадить в темницу и в колоду (ст. 24-26).
5. В главе 32 рассказывается, что в десятый год правления царя Седекии, когда армия Вавилона осаждала Иерусалим, Иеремия был заключен во дворе стражи (ст. 2). Заключение продолжается и в главе 33 (см. ст. 1), в которой Бог пообещал, что город наполнится трупами (ст. 5). В 34:22 Бог возвещает через пророка, что города Иудеи станут “пустыней необитаемой”. К счастью, Бог дал Иеремии надежду, но представьте, насколько беспомощным должен был чувствовать себя пророк, как любивший свою страну!
6. Глава 36, которая возвращается к дням Иоакима, повествует о том времени, когда Иеремии было запрещено “идти в дом Господень” (ст. 5). Как бы вы чувствовали себя, если бы были арестованы и не могли встретиться с братьями в приближавшийся день Господень? В той же главе 36 далее рассказывается, что Иоаким взял свиток, на котором Иеремия записал Божью весть, и, порезав его на кусочки, сжег в жаровне. Затем Иоаким приказал схватить Иеремию и Варуха, но Господь укрыл их (ст. 26). В то время как мы всегда можем благодарить Бога за его доброту, что это за жизнь, когда вас преследуют и вынуждают прятаться среди своих же соотечественников?
7. Позднее, в дни царя Седекии, Иеремия был арестован и назван изменником. Затем сановники избили его и заключили в темницу, где он провел много дней (37:15, 16).
8. В главе 38 Иеремия был схвачен сановниками и брошен в яму, где он погрузился в грязь (ст. 4-6).
9. В главе 39 Иеремия, которого все еще держал в заключении его собственный народ, стал свидетелем последней осады Иерусалима вавилонской армией. Многие были убиты, другие захвачены в плен, а царский дворец и жилые дома в городе были сожжены. Стены города были разрушены (ст. 1-8). Иеремия видел все это и рыдал (Плач. 1:1-5, 16).
10. Иеремии было разрешено присоединиться к тем немногим, кто остался в Иудее, и он стал свидетелем того, как эти непокорные евреи убивали друг друга (41:1-18). Они отказались слушать слово Господа, назвали его изменником и принудили уйти в Египет (42:13-16; 43:1-7). Хотя Иудея была опустошена и большинство людей погибло, Иеремия не оставлял своих попыток убедить тех немногих, кто остался в Египте, исполнить Божью волю. Единственное, что они ему ответили: “Мы не будем тебя слушать!” (44:16).
В словах, которые Бог передал через Иеремию этим непокорным иудеям: “Не будет уже на всей земле египетской произносимо имя Мое устами какого-либо иудея, говорящего: «Жив Господь Бог!»” (44:26), — заключено одно из самых печальных посланий Божьему народу в анналах истории. Как бы вам было жить среди тех людей, никогда не слыша, чтобы кто-нибудь произнес Божье имя? Им было предречено “погибать от меча и голода, доколе совсем не истребятся” (ст. 27). С таким проклятием, произнесенным на них Богом, о чем бы вы проповедовали и учили? Каким был бы ваш следующий урок?
Я не знаю, в какой ситуации находитесь вы, но у вас не возникает ли желания заплакать вместе с Иеремией, когда вы думаете о невзгодах его жизни после главы 20? Не чувствуете ли вы к нему любовь за его отвагу и характер? Не восхищаетесь ли им за то, что он прошел через эти трудности, всегда исполняя повеления и поручения, которые ему давал Бог? Не побуждает ли это вас служить с еще большей преданностью и решимостью? Какая жизнь, какая стойкость, преданность и любовь! Незабываемые слова Джона Мильтона в его поэме “Потерянный рай” в точности описывают пророка Иеремию:
“Слуга Господень! Ты благую часть
Избрал, сразился доблестно в борьбе
Прекраснейшей! Противу буйных орд
Мятежных одиноко постоял
За правду; оказалась речь твоя
Сильней, чем их оружье”.
СМЕРТЬ ИЕРЕМИИ
Бог, вне всякого сомнения, хотел, чтобы мы изучали жизнь Иеремии, а не его смерть. Хотя о его жизни мы знаем больше, чем о жизни какого-либо другого ветхозаветного пророка (за исключением, возможно, Моисея), о смерти Иеремии нам известно меньше, чем о том, как умер Моисей. Поэтому естественно, что со временем появились различные предания о жизни пророка и его смерти. Не претендуя на богодухновенность приводимого ниже материала, хотелось бы привести две выдержки из апокрифических книг, где говорится об Иеремии.
О падении Иерусалима и том, как Иудея обращалась с Иеремией, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано:
“Избранный город святыни сожжен, и улицы его опустошены, как предсказал Иеремия, которого они оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать” (Сир. 49:6, 7).
Вторая книга Маккавеев говорит о некоем “писании”, в котором упоминается “пророк Иеремия”:
“Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход… Это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа” (2 Мак. 2:4-7).
Это, как и другие предания, свидетельствует о продолжавшемся и после смерти пророка влиянии его на умы людей. Все подобные истории объясняют, почему некоторые иудеи ожидали, что Иеремия явится в качестве предтечи Мессии (Мф. 16:13, 14). В этих невдохновенных писаниях можно найти различные версии того, как и где умер Иеремия.
К. Ф. Кейл в этой связи пишет:
“Наверняка известно лишь то, что он еще несколько лет жил в Египте, приблизительно до 585 или 580 года, что его служение, следовательно, продолжалось более пятидесяти лет, и поэтому, если предположить, что он был призван стать пророком в возрасте двадцати-двадцати пяти лет, он должен был дожить до семидесяти-семидесяти пяти лет. Что касается его смерти, то отцы церкви Иероним, Тертуллиан и Епифаний сообщают, что он был побит камнями жителями Тафниса (Тафны египетской), вследствие чего традиционно указывалось место его захоронения недалеко от Каира. Но согласно иудейскому преданию, записанному в Seder ol Rabb. c. 26, он вместе с Варухом был уведен в Вавилон Навуходоносором после завоевания Египта, в двадцать седьмой год его царствования”.
Последнее предание было любезно предоставлено нам Мэтью Генри:
“Хоттингер, цитируя Елмакина, арабского историка, сообщает, что, продолжая пророчествовать в Египте против египтян и других народов, он был побит камнями и что спустя много лет, когда Александр вошел в Египет, он извлек останки Иеремии, покоившиеся в безвестности, и перевез их в Александрию, где они и были перезахоронены”.
Если бы Бог хотел, чтобы нам точно было известно, где умер Иеремия, Он предоставил бы эту информацию, и нам не пришлось бы иметь дело с различными преданиями. Интересно, что есть два “традиционных” места, где, как утверждается, был распят и погребен Иисус. Подобные факты убеждают нас, что не наше дело, где произошли эти события, и что нам необходимо сосредоточиться на том, что же произошло и с кем это произошло. Нам нужно знать не место, а Личность — не искать местность или строение, а идти по Его следам (см. 1 Пет. 2:21-24). Отсюда следует, что это не самая главная наша потребность — знать, как и где умер Иеремия. А вот что мы должны понимать, так это кем он был, кому он принадлежал и о чем говорил как Божий пророк!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот хорошо переданная суть жизненных обстоятельств пророка:
“Его личность весьма интересна. Мы видим, что он болезненно чувствителен, робок, застенчив, отчаивается, падает духом, постоянно сетует и недоволен ходом событий, но никогда не уклоняется от выполнения своего долга. Робкий в принятии решений, он был тверд в их исполнении; бесстрашный, когда ему приходилось противостоять всему миру, он был склонен к подавленности и ропоту, когда оставался наедине с Богом. Сам себя он считал слабым, а свое служение неудачным; в действительности же, когда нужно было действовать и когда долг звал его, он воистину был “укрепленным городом и железным столбом и медной стеной на всей этой земле”, гл. 1:18. Он был выдающимся примером победы духовной природы над физической”.
Х. И. Хестер отдает дань влиянию Иеремии, утверждая:
“Вне всякого сомнения, он был главной фигурой своего времени, возвышаясь над всеми людьми в той эпохе. Он был патриотом, пророком и государственным деятелем, мудрым советником царей и мужественным борцом с нечестивостью и грехом. В действительности он был одним из самых сильных и смелых людей, знавшим, как стоять за истину”.
Пожалуй, не найдется ни одного пророка, который был бы так же ненавидим при своей жизни, как Иеремия, и так же популярен, как он, после своей смерти.
👉🏻 Онлайн-сервис для покупки туров (Реклама. ООО «Тревел Технологии». ИНН 7731340252)