Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Обесценить других: паттерн жизненного сценария

От автора. Вы знаете, кто такой обесцениватель других? Кому он более опасен: тому, кто в зоне риска чужого обесценивания, или самому себе? В статье покажу, кто он такой и какую реализует сценарную программу.

Обесценивание — лишение ценности. Это защитный механизм психики, когда значимость другого человека уменьшается.

У обесценивателя нет возраста, такта и уверенности в себе. Он не признает страха своей неидеальности и тревоги в связи с возможностью оказаться хуже других. Для того, чтобы себя чувствовать эмоционально лучше, он обесцениванием и защищается от успеха и достижений другого.

Обесцениватель Б. ревнует своего сына, который счастливо женат и с удовольствием делится своим счастьем с матерью. Из-за опасения быть ненужной сыну Б. всячески критикует невестку, которая плохо выглядит, грубо разговаривает, невкусно готовит, мало работает.

Обесценивание защищает от негативных чувств и переживаний. Но это временная защита, на короткий эпизод она позволяет себя почувствовать легче, но избавить от эмоционального фона полностью не помогает. Негативные переживания непременно возвращаются и повторяют цикл обесценивания другого.

Обесцениватель Г. создает видимость хорошей семьи, куда не вписывается алкоголизм супруга. Чтобы избежать больших эмоциональных затрат на совладание и с самой ситуацией алкоголизма в семьи, и со своим напряжением, Г. преуменьшает количество выпитого супругом. «Ну какой хронический алкоголизм? Не так часто он и пьет. А захочет, так вообще перестанет. Да и нам это сильно не мешает. Он не грубый, не дерется. Выпьет и спать идет».

Обесценивание разрушает систему ценностей человека. Казалось бы, через обесценивание ситуации человек сохраняет то, что для него значимо. Но при этом сами ценности постепенно подменяются иным значением и перестают выполнять функцию ресурсирования.

Обесцениватель А. боится не выполнить очередное задание начальника. Оно энергозатратное и требует дополнительных усилий по изучению материала. А. дискредитирует саму идею начальника. «Как всегда выдаст задание, которое никому не нужно, ни одному сотруднику от него нет пользы. Дает, чтобы утвердиться на нашем фоне, главное, чтобы все суетились, что-то делали, а он вроде как хороший руководитель, раздал всем поручения».

Когда возникает тревога по поводу способов недостижения результата, обесценивается сама задача, идущая от другого. Иногда обесцениватель отрицает право другого иметь свое мнение, делать свой выбор. Однако принижая достоинства другого, он показывает, что не готов признавать свои промахи и неудачи. Такое признание опасно для самооценки, которую обесцениватель всячески старается сохранить.

Обесцениватель В. показывает супруге «свою заботу» каждый раз, когда она высказывает желание заняться искусством. «Зачем тебе это нужно? Столько денег вложишь в кисти, холсты, а отдачи не будет. Опять начнешь расстраиваться, что никто не покупает твои картины, что пишешь плохо. Снова слезы, депрессия. Лучше побереги себя от таких переживаний».

Для обесценивателя других свойственен страх встретиться лицом к лицу со своими недостатками. Признать собственные недостатки равнозначно стать уязвимым. Этой уязвимости он старается избежать всяческим образом. Показать другому его недостатки - один из путей защиты от личной уязвимости.

Если мы говорим о том, что обесценивание других – это сценарный паттерн, то какой сценарный план реализуется? Этот план называется «Проиграй в сравнении с другим!» Родом он из детства, но активно формироваться начинает в подростковом возрасте.

Обесценивание другого – это когнитивное действие, в определенный момент становящееся автоматическим (приобретает характер привычки). Для него нужны образец и осознание пользы для себя от обесценивания другого. Образец будущий обесцениватель получает через систему воспитания (семейного и общественного). Критика, прямое или косвенное сравнение ребенка с другим (не в его пользу), уменьшение его заслуг, игнорирование его достижений – эти и другие действия взрослых показывают ребенку, как нужно к себе относиться и что нужно для этого делать. Как нужно к себе относиться? Тревожиться, бояться, быть проигравшим, недостигателем задуманного, отказавшимся от цели, нерешительным. Что для этого нужно делать? Обесценивать. Обесценивать можно себя или других. Выбор в сторону других делает уже подросток, которому по возрасту доступно осознание того факта, что снижение достоинства другого повышает собственную самооценку. С этого момента можно говорить, что сценарный паттерн оформился. Несколько проверок его эффективности и обесцениватель других сформировался.

Но если ты несовершенен, то логично предположить готовность изменить себя, поработать со своими страхами и тревогой, направить усилия на саморазвитие. Но именно этой готовности у обесценивателя нет. Пока нет! До того момента, пока он не поймет, что обесцениваем другого наносит вреда себе! Как устроиться на новую работу, если считаешь всех начальников глупыми? Как получить высшее образование, когда преподаватели корыстны, а на платной основе учатся только бездари? Как стать счастливой женой, когда вокруг одни недостойные мужчины? И как получить помощь, если психологи шарлатаны, учились у тех самых корыстных преподавателей?

Но обязательно стоит попробовать изменить отношение к себе! Потому что обесценивание других деформирует систему ценностей и смыслов самого обесценивателя! А с деформированными смыслами жить полноценно невозможно.

Вся подборка статей "Психотравмы и сценарии жизни".

Обращайтесь, если сложно справиться со сценарной программой "Проиграй в сравнении с другим!". Попробуйте в письменной консультации выявить свои сценарные паттерны.

Автор: Мартьянова Галина Юрьевна
Психолог, Супервизор, Ресурсный подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru