#СЦEНАРИИ НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ «В СТРАНЕ СКАЗОК», 1 часть

Карнавал в Королевстве Феи Драже
(праздник для детей старшей группы)

Использована музыка из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского.

Действующие лица

Взрослые:

Ведущая

Дракон

Дети:

Чтецы

Снегурочка

Фея Драже

Снежинки (4)

Принц Мармелад

Чай

Зефир

Зефиринки (4)

Мороженое

Леденцы (2)

Карамельки (2)

Льдинки (4)

Ход представления

Под музыку «Марша» П. Чайковского дети входят в зал, останавливаются вокруг елки.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие!

Мы очень рады, что в праздник новогодний

Вы все пришли в уютный этот зал,

Мы вас приветствуем сегодня,

И начинаем наш волшебный бал.

Первый ребенок.

Сегодня весело у нас,

Мы Новый год встречаем

И всех, кто к нам пришел на бал,

Сердечно поздравляем.

Второй ребенок.

Все мы в маски нарядились,

Нас узнать никак нельзя,

Все в кого-то превратились,

И подружки, и друзья.

Третий ребенок.

Хлопушки, сосульки, конфеты,

Шары золотистого цвета,

Шутки, песни, игры и пляски,

Дети в нарядных костюмах и масках,

Шум не смолкает,

И смех без умолку,

Что здесь сегодня?

Все. Веселая елка.

Ведущая. Крепче за руки беритесь,

В круг широкий становитесь,

Будем петь и плясать,

Будем Новый год встречать.

Дети исполняют хоровод «Елочка», музыка В. Герчика, слова П. Кудрявцева.

Ведущая. Снова смех звенит счастливый,

Наша елка высока,

Разукрашена на диво,

Достает до потолка,

Разве не красавица?

Все. Всем нам елка нравится.

Четвертый ребенок.

Зажгись огнями, елочка,

Зеленая красавица,

Фонариками яркими

Нам лица озари.

Игрушки золотистые

Твои нам очень нравятся,

Нарядная, лучистая.

Все. Свети, сияй, гори!

Елочка загорается огоньками, свет гаснет. Дети исполняют песню «Праздничная елочка». Затем свет включается и дети садятся на стулья.

Ведущая. Говорят, под Новый год

Все мечты сбываются,

А у нас сегодня в зале

Сказка начинается.

Снегурочка. В руки зеркальце возьму

Да в него я погляжу.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Детям сказку покажи.

Ведущая. Сказка, где ты? Дай ответ.

Под музыку «Танца феи Драже» П. Чайковского появляются Фея, снежинки, танцуют, затем снежинки убегают.

Фея Драже. Спешу поприветствовать

Милых гостей

В королевстве Чудес,

В королевстве Сластей.

Здесь ждут вас волшебные превращенья

И каждый по вкусу

Найдет угощенье

А вот – мой друг,

Принц Мармелад.

Принц Мармелад.

Я тоже балу очень рад –

Конфеты, Зефир,

Леденцы, Шоколад.

Все ждут вас сегодня

На бал-маскарад.

Открываем сладкий бал,

Начинаем карнавал.

Дети под музыку «Полонеза» Ю. Слонова обходят зал, демонстрируя карнавальные костюмы.

Ведущая. Дорогая Фея, познакомь наших гостей с жителями твоего королевства.

Фея. Пожалуйста, Чай из Китая

Идет к нам сюда, головой кивая.

Под музыку «Чай» П. Чайковского персонаж исполняет танец.

Чай. Чтобы гости не скучали,

Их угощают горячим чаем.

Золотист и ароматен.

Ох, как этот чай приятен.

Чай обходит зал и садится на место.

Фея. А теперь послушайте

О принце Зефире,

Он ведь тоже знаменитый

В целом мире.

Выходит Принц Зефир.

Зефир. Я ароматный, белоснежный

И на вкус необычайно нежный

Сестренок я решил позвать,

Чтобы для вас потанцевать.

Принц Зефир и Зефиринки исполняют «Арабский танец» П. И. Чайковского.

Ведущая. Видим мы, что Королевство процветает.

Все здесь радует нас и удивляет.

Посмотрите, как бабочки под новогодней елью, –

Леденцы с душистой Карамелью.

Мальчики (леденцы) и девочки (карамельки) исполняют «Русский танец».

Снегурочка. Столько сладостей вокруг витает,

Что мне кажется,

Я просто таю.

Ах, спасите, помогите,

Охладите, охладите.

Фея. Сделаем мы все возможное,

Эй, позвать сюда Мороженое.

Мороженое. Я – любитель холодов

Домик мой средь груды льдов

Ты, Снегурочка, не бойся.

Посиди и успокойся.

Вот семья моя большая.

Как помочь тебе,

Мы знаем –

Мы стихи про снег прочтем

А потом еще споем.

Льдинки выбегают на середину зала и читают стихи.

Первая льдинка.

Снег, снег, снег, снег

Осыпает ветки

На березе, на сосне

Снежные конфетки.

Вторая льдинка.

Зимой морозной, лесом вьюжным.

Метель все тучки соберет.

Поземкой снежной всех закружит

И дом до крыши занесет.

Третья льдинка.

И все быстрей, быстрей кружится.

Снежинок белый хоровод.

На ветки инеем ложится

В морозный русский Новый год.

Четвертая льдинка.

Ай да снежиночки, все потрудились,

Ровным узором, как коврик, легли,

Деревья все бахромою покрылись,

Ветки склонились до самой земли.

Дети исполняют песню «Зимушка хрустальная», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

Снегурочка. Такой чудесный карнавал!

Но где же дедушка? Пропал?

А не случилось ли чего?

Давайте позовем его.

Дети зовут Деда Мороза. Из-за елки раздается голос Дракона: «Ау!». Затем появляется он сам – с головою Дракона, но в костюме Деда Мороза.

Дракон. Ау! Ау! Иду, ребятишки, иду!

Задержался я немного,

Так трудна была дорога.

Ведущий. Что с тобою, милый дед?

Как-то странно ты одет…

Где мешок, где все подарки?

Где же твой румянец яркий?

Снегурочка. Весь какой-то ты зеленый…

Что ты смотришь удивленно?

Иль в дороге укачало?

Я тебя так не узнала!

Дракон. Ох уж эти внуки, внучки!

Доведете вы до ручки

Стариков когда-то!

Объясню я все, ребята.

Платье новое я сшил,

Новый год встречать спешил,

Платье потерял в дороге.

Хорошо, что целы ноги.

И вообще: на маскараде

Можно быть в любом наряде.

(Снегурочке.)

Чем болтать вот здесь без толку,

Ты зажгла бы лучше елку.

Ведущая. Елку? Снегурочка, вот так вопрос.

Кто елку зажечь должен? а?

Дети. Дед Мороз.

Снегурочка. Громче, громче.

Дети. Дед Мороз.

За дверью голос Деда Мороза.

Дед Мороз. Ау! Ау! Иду, ребятушки, иду!

Входит в зал.

Задержался я немного,

Как трудна была дорога

С Новым годом поздравляю

И здоровья всем желаю

Ведущий. Ой! Подайте мне совет:

Кто же настоящий дед?

Что ж, давайте так решим –

Елку мы зажечь хотим?

Кто зажжет огни на ели,

Тот Мороз на самом деле.

Дракон бегает вокруг елки, дует на нее, ворожит – елка не загорается.

Дракон. Так и быть, я признаюсь,

Ель зажечь я не возьмусь.

И, конечно, я – не он,

А зеленый лишь Дракон.

Уж меня вы извините

И отсюда не гоните.

Дед Мороз. Ладно, мы тебя прощаем

С нами вместе оставляем.

Ну-ка, скажем: «Раз, два, три!

Наша елочка, гори!»

А теперь, честной народ,

Приглашаю в хоровод.

Вместе с вами похожу

И костюмы разгляжу.

Проводятся хороводы и игры с Дедом Морозом. Всем раздаются подарки, лучше вручить каждому индивидуально, под соответствующую характеру его персонажа музыку.

“Здравствуй, праздник развеселый!”
(новогодний утренник)

Рекомендации.

Новогодний утренник– большое и довольно ответственное мероприятие, поэтому подготовка к нему начинается задолго до праздника. Вначале музыкальный руководитель (именно он чаще всего бывает ответственным за проведение всех праздничных мероприятий в детском саду) обдумывает сюжетное развитие предстоящего празднества.

Необходимо, чтобы действие развивалось в логической последовательности: начинается праздник с торжественного входа в зал, где стоит наряженная елка. Дети читают стихи о том, как они рады празднику, с каким нетерпением ждут гостей и т. п. Далее появляется сказочный персонаж (это может быть Снегурочка, Старый уходящий год и т. п.), который поздравляет всех присутствующих с наступающим, необыкновенным и немножечко волшебным праздником. Гость становится ведущим праздника. Своими действиями он должен заинтриговать детей, подогреть их любопытство.

Ведущий с помощью ребят и магического заклинания зажигает огни на елке. Здесь уместна хороводная песня. И далее начинается сюрпризный момент: появляются нежданные гости, которые вносят переполох и устраивают веселую неразбериху. Это может быть и старик Хоттабыч, который показывает ребятам удивительные фокусы. Например, один из них – ожившая сказка: появляется Шахерезада и танцует восточный танец, или же елочные игрушки вдруг “оживают”, и начинается веселый перепляс и т. п. Могут заявиться и отрицательные персонажи, как правило, без приглашения; именно они и приходят на елку и стараются своими выходками всячески расстроить веселье (это баба-яга, лешие, кикимора и прочая лесная нечисть).

Далее наступает кульминационный момент – приход Деда Мороза. Не стоит Деда Мороза сразу же вводить в праздник. В представлении детей – это загруженный заботами и разными делами дедушка, которому надо следить за порядком в своем лесном царстве и подарки приготовить для всех ребят, побывать на многих елках в детских садах, в школах и т. п. Поэтому его появление в середине праздника вполне оправдано.

Появление Деда Мороза ставит все на свои места, праздник идет своим чередом: звучат песни, проводятся игры и веселые соревнования, конкурсы, исполняются танцы. Дед Мороз устраивает шествие или смотр маскарадных костюмов и хвалит детей и их родителей за выдумку и фантазию. В конце праздника может появиться наступающий Новый год в образе малыша, в честь которого устраивается новогодняя дискотека. Далее персонажи поздравляют присутствующих с наступающим Новым годом. В заключение праздника Дед Мороз произносит напутственные слова и пожелания и дарит детям новогодние подарки.

Разработанный сценарный вариант выносится на обсуждение коллег: заведующего детским садом, методиста, воспитателей, учителя ритмики. После дополнений, пожеланий или замечаний сценарий предстоящего утренника утверждается. Продумываются возможные претенденты на главные роли. Нужно учитывать темперамент, характер и психологические особенности “артистов”. При разучивании ролей необходимо обратить особое внимание на дикцию и выразительность исполнения.

Обговариваются необходимые для проведения праздника атрибуты и костюмы. И только после этого начинается подготовка к празднику: разучиваются роли, стихи, дети знакомятся с новогодним репертуаром и т. п.

В сценарий праздника музыкальный руководитель включает те песни и танцы, которые дети разучивают на музыкальных занятиях и занятиях ритмики. Знакомство детей с новогодним репертуаром начинается уже с ноября. В это время года, как правило, начинаются эпидемии гриппа или ОРЗ, посещаемость детского сада падает, поэтому лучше заранее начать подготовку к празднику. Но не следует подготовку превращать в “муштровку”, к “показательно-образцовому выступлению воспитанников детского сада”. Все должно проходить в ненавязчивой, игровой форме, пробуждающей у ребенка стремление к творчеству и интерес к предстоящему выступлению.

Не стоит праздник перегружать обилием персонажей, ведь каждый должен что-то говорить и выполнять определенные действия, на выступления детей времени может не хватить или праздник затянется, что также нежелательно. Мероприятие не должно длиться больше часа (имеется в виду старший дошкольный возраст).

Сценарий

Действующие лица:

Снегурочка – взрослый.

Морозята – дедморозовские внучата – дети (шесть мальчиков).

Шишига лесная – взрослый.

Дед Мороз – взрослый.

Метель.

Мороз.

Зайчонок – дети.

Волк.

Звучит вступление к новогодней детской песенке “В лесу родилась елочка” на металлофоне. На фортепьянный проигрыш в нарядно украшенный зал, в центре которого стоит большая елка, заходят дети в карнавальных костюмах. Они располагаются вокруг елки. В середину круга, ближе к елке, выходят чтецы и выразительно читают стихи (здесь и далее стихи Е. Арсениной).

1-й чтец. Как красиво в нашем зале,

И нарядно и светло,

Будто в зимний лес попали –

Все вокруг белым-бело.

2-й чтец. С потолка снежок свисает,

Золотая мишура.

Елка в серебре мерцает,

Ярко светится звезда.

3-й чтец. На ветвях сугробы снега,

И под елкой намело…

Где-то рядом притаилось

Чудо-юдо, волшебство.

4-й чтец. Чистым, нежным перезвоном

Колокольцы зазвенят

И навстречу приключеньям

Позовут с собой ребят…

Вновь на металлофоне звучит вступление к песне “В лесу родилась елочка”. Дети берутся за руки и идут вокруг елки. Исполняется песня. На первый куплет идут по часовой стрелке, на второй – против, на третий – вновь по часовой стрелке и так далее.

К елке выходят девочка Метель, мальчик Мороз, они заботливо поправляют игрушки на елке, Мороз “укрывает” ветви елки “снежком” (ватой). Во втором куплете, после слов “…метель ей пела песенку…” девочка Метель поет: “Спи, елочка, бай-бай!”. После слов “мороз снежком укутывал…” мальчик Мороз поет, обращаясь к елке: “Смотри, не замерзай!”

В третьем куплете из-за елки появляется Заяц, он скачет перед елкой, поджав “лапки” и испуганно озираясь по сторонам. При появлении Волка Заяц убегает. Волк “принюхивается” и, “напав на заячий след”, бежит за ним.

5-й и 6-й куплеты не исполняются. В заключение вновь звучит металлофон. Ребята садятся на заранее приготовленные места. Слышится мелодичный голос. Появляется Снегурочка, в руках у нее красочная новогодняя телеграмма. Она исполняет песню.

“Песня Снегурочки” (слова О. Высотской, музыка Ю. Слонова).

Снегурочка. Здравствуйте, ребятки!

Мишки и зайчатки,

Волк и лисица,

Белка и синица!

Дети. Здравствуйте!

Снегурочка. Видеть вас я очень рада

И поздравить всех спешу.

А теперь вот телеграмму,

Разрешите, я прочту

(зачитывает текст телеграммы):

“Неотложные дела тчк Праздник начинайте без меня тчк Постараюсь все дела разрешить тчк И на елку тот же час не мешкая прибыть тчк”

Подпись: Дедушка Мороз

Что ж, мы праздник начинаем,

Будем петь и танцевать.

В игры разные играть,

А еще стихи читать!

Дети выступают с сольными песнями, читают стихи, исполняют танцы. Слышится приглушенный шум, голоса.

Снегурочка. Слышу голоса родные,

Братцы младшие спешат… (поясняет)

Нас у дедушки Мороза

Всего семеро внучат…

Под звуки бодрой мелодии появляется отряд морозят. В одной руке у каждого из них посох и мешок, другая рука придерживает елочку, лежащую на плече. Морозята, весело постукивая посохом, скандируют.

Морозята. Раз, два, три,

Идет отряд

Дедморозовских внучат!

Мы шагаем дружно в ногу,

Уступите нам дорогу!

1-й внук Мороза. Раз, два, три,

Ребята, стой!

Снаряжение с собой?

Остальные (дружно отвечают). Все, что надо – все с собой!

6-й и самый маленький внук Мороза (шустро выкрикивает). Нам такое не впервой!

1-й внук. Что ж, ребята, так за дело

Приступаем все мы смело.

Елки срочно посадить

И красиво нарядить.

“Пусть нарядным будет зал”, –

Так нам дедушка сказал.

Морозята “сажают” – расставляют елочки – и строятся в две колонны с двух сторон большой елки. Под музыку “Летки-енки” морозята исполняют танец-картинку (см. дополнительный материал, с. 33–36), затем уходят. После исполнения танца под аплодисменты зрителей вновь возвращаются, выстраиваются перед елкой, кланяются и, помахивая свободной рукой, приветствуют ребят.

Снегурочка. Вот братишки молодцы,

Лихо справились они

С порученьем Дед Мороза!

1-й внук. Дед послал нас всех вперед

Объявить, что Новый год…

Остальные внуки.

Без задержки к вам идет!

6-й, самый маленький внук (радостно подпрыгнув). Ура! (Смущенно смотрит на старших, закрывая рот ладошкой.) Ой! (Все весело смеются.)

Снегурочка. Новость эта хороша, и для нас она важна.

2-й внук. А еще, сестрица,

Дедушка наказ нам дал –

Огоньки зажечь на елке

И продолжить карнавал.

Снегурочка.

Братцы милые, постойте!

Перед этим я хочу,

Чтоб ребятки отгадали

Ту загадку, что прочту…

Снегурочка читает начало стихотворных строк. Дети должны закончить эти строки рифмованным, подходящим по смыслу, словом.

На дворе стоит …. (мороз).

Щиплет щеки, уши… (нос).

Снег на улице идет,

Значит – скоро …. (Новый год)!

Будем елку украшать,

Праздник весело … (встречать).

Дед Мороз готовит сани,

Запрягает лошадей.

В Новый год своим визитом

Он порадует … (детей).

Так начнем же веселиться,

Возле елки танцевать,

На красавице пушистой

Огонечки … (зажигать)!

Снегурочка (обращаясь к братьям).

Что ж, зажечь нам елку

Поскорее надо,

Пусть порадует ребят

Волшебством наряда.

Приступайте, братцы,

Поскорее к делу!

Знаю, вы с задачей

Справитесь умело.

Морозята один за другим произносят заклинание, направляя свои посохи на елку.

Морозята (вместе).

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Досчитаем до семи,

Тут же, елочка, гори!

1-й внук(обращается к Снегурочке).

Ты, сестрица, помоги!

Снегурочка вместе с детьми за морозятами повторяет заклинание.

Раз! Мы за руки возьмемся (берутся за руки)

Два! тихонько постучим (стучат ногами о пол)

Три! Друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)

Четыре! Минутку помолчим

Пять! Ладоши приготовим

Шесть! И хлопнем: “Раз, два, три!”

Семь! Давайте скажем дружно:

“Гори же, елочка, гори!”

Снегурочка еще раз с детьми повторяет: “Раз, два, три! Гори же, елочка, гори!” На последних словах под звуки торжественной музыки вспыхивают разноцветные огоньки на елке. Звучат аплодисменты зрителей.

Снегурочка (обращаясь к морозятам).

Вам спасибо, морозята,

Славные мои ребята!

(Обращается к зрителям.)

Наступает Новый год,

Веселись и пой, народ!

Исполняется хороводная песня вокруг елки. После исполнения дети и морозята рассаживаются по местам. Вдруг раздается зловеще звучащая музыка. Из-за елки появляется рука, срывает с ветки игрушку и исчезает. Слышатся злобное хихиканье, звуки разбитого стекла и неприятный, злобный голос лесной нечисти – Шишиги.

Шишига лесная. Оп! Игрушку ра-зо-БЬ-ЕМ!

А вон энту у-кра-ДЕМ!

Свет в зале гасится, зал освещается только елочными огоньками. Мелькают тени, загорается свет, перед елкой стоит, злобно ухмыляясь, Шишига лесная – дама неопределенного возраста, где-то лет 150–300. Нос крючком, зубы торчком, одежда на ней из мешковины, вся в заплатках, на ногах лапти обуты неправильно, на голове – “элегантная” шляпка в виде сморщенного мухомора. Через плечо перекинута холщовая котомка, набитая явно ворованными с елки игрушками и мишурой. Шишига роется у себя в суме и вытаскивает моток мишуры, при этом зло бормочет.

Шишига. И мишура мне пригодится…

Я всех детей поймаю

И мишурой-то их энтой и обмотаю!

В лес тихонько утащу,

А потом их всех как….

Снегурочка (заикаясь от ужаса). Ч-ч-что п-потом?

Шишига (подкрадываясь к Снегурочке). …Защекочу! Вот с тебя первой, девонька, и начну!

Снегурочка (отступая к елке). П-п-послушайте, п-по-жал-л-луйста, как вас там? З-з-зач-чем вы нас с-с-стращаете, зач-чем вы нас-с п-п-пугаете?

Шишига. А у меня работа такая –

Всех пугать и обижать…

Исполняет импровизированный танец, бросая в детей серпантин, якобы связывая их. Связывает Снегурочку, которая едва жива от страха, мишурой. Ухмыляясь и корча страшные рожи, Шишига поет.

Шишига. Их! Эх! Ах! Ох!

Дед Мороз ваш совсем плох.

Затерялся он в лесу

И свалился под сосну.

Там в беспамятстве лежит…

(делает вид, что рыдает).

Всеми, всеми он забыт…

Снегурочка (с негодованием перебивает).

Этого не может быть!

Вам не стыдно так шутить?

Шишига (с обидой).

Это я-то шучу?!

Да я вас всех сщас растопчу!

(Топает ногами.)

Праздник ваш я отменяю,

А детей всех похищаю!

(Руки в боки, по-хозяйски осматривается.)

Елку наземь повалю,

Все игрушки

(показывает, как давит ногой)

раздавлю…

А потом елку оттащу на свалку

Или нет – елку я лучше подпалю,

Огонек-то я люблю…

Все спалю я здесь дотла,

Разбегайся, кто куда!

Неожиданно к шишиге подбегает самый младший морозенок, на ходу закатывая рукава.

6-й младший внук Мороза.

А я шишиг и не боюсь

И за деда заступлюсь.

Отвечай, где Дед Мороз,

А не то получишь в нос!

Замахивается на шишигу, та от неожиданности приседает, закрывая лицо руками. На помощь брату спешат остальные морозята. Один из них освобождает от мишуры Снегурочку. Другой стыдит шишигу.

3-й внук Мороза. Да ты просто хулиганка!

4-й внук. Оборванка, интриганка!

5-й внук. Дед Мороз уже в пути…

2-й внук. Так что ноги уноси!

Шишига (придя в себя и поправляя шляпку на голове). А вот и не уйду! Сщас я вам всем покажу…

Достает из-за за пазухи толстую, как канат, веревку и начинает размахивать ею, как лассо, пытаясь накинуть на морозят. Те обеспокоенно совещаются между собой.

6-й младший внук Мороза.

Братцы, надо что-то предпринять,

Тетку мерзкую прогнать,

А иначе быть беде…

Наш волшебный посох где?

Морозята направляют свои волшебные посохи на возмутительницу спокойствия, та начинает заметно нервничать.

Шишига (хватаясь за различные части тела).

Ой, мой нос, нога, рука…

Отморожены бока!

Не хочу быть глыбой льда,

Исчезаю навсегда-а-а-а!

Пятясь, шишига исчезает за елкой. Снегурочка обнимает морозят.

Снегурочка. Братцы, вы такие молодцы,

Храбрецы и удальцы!

Вами очень я горжусь,

Так и дедушке скажу…

Слышатся торопливые шаги, постукивание посоха, появляется Дед Мороз. Он растерянно оглядывается, еле переводя дух.

Дед Мороз (виновато покашливая).

Извините за задержку

Вы, ребятушки, меня (разводит руками).

Из-за всяких происшествий

Потерял почти полдня…

Лошадей моих угнали,

Добирался я пешком,

Повстречался вдруг с волком,

Разъяренным и голодным,

Хорошо, что посох был –

Я его уж проучил…

Снегурочка. Это, дедушка, шишига

Натворила кучу бед,

Но за это перед нами

Ей пришлось держать ответ.

1-й внук. Мы, дедуля, ее прогнали

И как следует наказали.

Будет знать, как нам вредить,

Зло на празднике творить.

5-й внук (лихо рапортуя Деду Морозу).

Елки мы посадили,

Детей как могли развеселили,

Нечисть с праздника прогнали

И нисколько не устали!

Дед Мороз (пожимая руки поочередно всем внукам и обнимая Снегурочку).

Славная растет мне смена

В будущем – достойная замена!

Со спокойною душой

Можно отправляться на покой.

(Обращается к ребятам.) Что ж, продолжим праздник новогодний.

Мы возле елки дружно все.

Кто хочет поучаствовать в игре,

Бегите, детки, все ко мне…

игра “Найди, Дед Мороз, свою рукавичку”.

Дети образуют круг возле елки, Дед Мороз со Снегурочкой находятся в центре круга.

Дед Мороз(снимает рукавицы, приговаривая).

Ух, какая здесь жара,

Рукавицы снять пора…

Дед Мороз засовывает за пояс рукавицы, роняя одну из них. Снегурочка ее поднимает и передает детям по кругу, обращаясь к Деду Морозу.

Снегурочка. Дедушка, ты рукавичку обронил…

Дед Мороз. Где? (Оглядывается.) Не вижу…

Снегурочка. Да вот же, дедушка, у ребят она! (Подмигивает детям.)

Дедушка, ты рукавичку обронил,

Теперь попробуй-ка ее догони!

Дед Мороз бегает по кругу, пытаясь забрать рукавицу, но безрезультатно. Он делает вид, что сердится.

Дед Мороз. А я вот как рассержусь,

В злого деда превращусь!

Да заморожу всех зараз,

Отдавайте рукавицу, говорю в последний раз!

игра “Заморожу”.

Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед. Дед Мороз идет, пытаясь дотронуться посохом до рук, дети должны вовремя спрятать руки за спину. До кого Дед Мороз успел дотронуться – неподвижно застывает, он “заморожен”. В конце игры Дед Мороз “размораживает” ребят.

Снегурочка (подавая рукавицу).

Дедушка, ты такой смешной

И совсем-совсем не злой…

Дед Мороз (улыбаясь и грозя пальцем).

Ах вы, шалуны какие!

Надумали над старым дедом подшутить,

А вы попробуйте друг с другом

Свою-то резвость проявить...

игра “Кто вперед в дедушкином валенке к финишу прибежит”.

Двое ребят одевают на ногу по валенку Деда Мороза. По сигналу они должны обежать елку с противоположных концов. Кто добежит первым, считается победителем.

Дед Мороз. На пороге Новый год.

Радость, счастье он несет.

На улыбки и сюрпризы

Будет щедрым этот год.

Все желанья и мечты

Непременно сбудутся,

Но для этого, ребятки,

Нужно поднатужиться.

Позабудьте все обиды,

Огорчения свои.

А капризы, недовольство –

В Новый год их не бери!

Мой наказ понятен?

Дети. Да!

Дед Мороз. Что ж, готовься, детвора!

Новогодние подарки

Получать пришла пора!

Звучит веселая музыка. Морозята выносят расписной ларец с новогодними подарками, они вместе со Снегурочкой помогают Деду Морозу, затем прощаются со зрителями.

Дед Мороз. Настало время нам прощаться

Снегурочка. Как жалко с вами расставаться!

Дед Мороз. Мы поздравляем вас, ребята,

С волшебным праздником зимы.

Веселья, счастья и здоровья

Все (вместе). Желаем мы от всей души!

Снегурочка (махая на прощание рукой). До следующих встреч…

Морозята. С Новым годом!

Дополнительный материал

Весёлый танец внуков Деда мороза – морозят
(композиции движений Е. Арсениной, музыка Г. Подэльского “Летка-енка”)

Описание танца.

В танце участвуют шесть мальчиков в костюмах Деда Мороза. В руках у каждого из них посох и мешок, в нём мишура, разноцветное конфетти – “снежинки”. Для танца понадобится “декорация”: небольшие полиэтиленовые ёлочки (по количеству выступающих детей). Три ёлки расположить вдоль одной стены и три – вдоль другой. В середине стоит большая, нарядно украшенная ёлка. Из-за неё и будут выходить Деды Морозы.

Танец шуточного характера, прост в исполнении, так как движения довольно примитивны, а мелодия песни “Летки-енки” хорошо известна детям. В ней ясно прослушиваются сильные доли, поэтому ребята без проблем согласовывают свои движения с музыкой, быстро разучивая танец.

Описание движений:

1-я часть. выход

После небольшого вступления колонной, друг за другом из-за ёлки выходят Деды Морозы. В левой руке у каждого них небольшие мешки, в правой – посох.

На “раз” – подскок чуть вперёд на левой ноге, правую ногу в сторону. На “и” – исходное положение. На “два” – подскок на правой ноге, левую в сторону. На “и” – исходное положение.

Таким образом, на 1–7-й такты музыки они продвигаются вперёд.

8-й такт. Останавливаются, три раза стучат посохом о пол.

9–10-й такты. Колонна делится на две. Первый, третий и пятый ребёнок идут приставным шагом влево: на “раз” левую ногу отставляют в сторону. На “и” приставляют к левой ноге правую с притопом и т. д.

Второй, четвёртый и шестой ребёнок идут тем же приставным шагом вправо: на “раз” правую ногу отставляют в сторону. На “и” левую ногу с притопом приставляют к правой и т. д.

11-й такт. Дети останавливаются каждый напротив своей ёлки. На “раз” наклоняются и кладут на пол посох. На “и” выпрямляются. На “два” опускают на пол мешок. На “и” выпрямляются.

12-й такт. На “раз и” сгибают руки в локтях, на “два и” “потягиваясь” разводят их в стороны (движения, как и музыка, в этом месте замедляются).

13-й такт. Снимают медленно варежку с правой руки на “раз и”. На “два и” наклоняются, кладут на пол, выпрямляются.

14-й такт. Те же манипуляции проделывают с варежкой левой руки.

15-й такт. Вытирают “пот” с лица медленным движением рук.

16-й такт. Держась двумя руками за поясницу, “с трудом” разгибаются, расправив плечи.

2-я часть. “Зарядка”
(повторение мелодии)

1-й такт. Деды Морозы делают зарядку. Исходное положение: ноги вместе, носки врозь, руки на поясе. На “раз” – наклон вправо. На “и” выпрямиться. На “два” – наклон влево. На “и” выпрямиться.

2-й такт. На “раз” корпус наклонить чуть вправо, выставляя вперёд на пятку правую ногу. На “и” – исходное положение. На “два” наклон влево, выставив левую ногу на пятку. На “и” принять исходное положение.

3-й такт. На “раз и” сгибают в локте правую руку (кисти рук сжаты в кулаки). На “два и” – левую.

4-й такт. На “раз и” разгибают обе руки. На “два и” – сгибают.

5-й такт. На “раз” руки поднимают вверх. На “два” опускают кисти рук до уровня плеч, локти в стороны.

6-й такт. На “раз и” вращают локтями в одну сторону. На “два” – в другую.

7-й такт. Качают головой.

8-й такт. Руки на поясе, делают три притопа.

3-я часть. “Украшение ёлки”

9–10-й такты. Наклоняются к мешку на “раз и”, достают мишуру. На “два и” набрасывают её на свою ёлочку.

11–12-й такты. Руки в боки (на “раз и”). На “два и” обходят ёлку, “любуясь” своей работой, покачивают головой.

13-й такт. На “раз и”, наклонившись к мешку, достают “снежинки” – конфетти. На “два и” разбрасывают “снежинки”.

14–15-й такты. Движения повторяются.

16-й такт. “Стряхнув” руки (вытянув при этом вперёд с хлопком), берут с пола мешок и посох.

Заключительная часть танца
(повторение мелодии)

1–2-й такты. На “раз” наклоняются, берут с пола одну варежку. На “и” одевают её. На “два и” – те же движения с левой варежкой.

3-й такт. На “раз и” наклоняются, берут мешок и посох. На “два и” выпрямляются.

4–5-й такты. Дети вновь сходятся тем же приставным шагом, образуя одну общую колонну (друг за другом, ведущий – лицом к зрителю, остальные в затылок впереди стоящего).

6-й такт. Стучат три раза посохом о пол.

1–6-й такты. Мелодия вновь повторяется. Дети уходят за ведущим ребёнком, который направляется за ёлку. На “раз” – подскок чуть вперёд на левой ноге, правую ногу в сторону. На “и” – исходное положение. На “два” – подскок чуть вперёд на правой ноге, левую ногу в сторону. На “и” принять исходное положение и так далее.

* * *

Новогодняя мастерская

В декабре, незадолго до праздника можно открыть новогоднюю мастерскую или даже академию новогодних наук, в которых дети могут многому научиться и многое узнать. Например, в новогодней мастерской они могут научиться самым простым и доступным их возрасту чудесам. На прогулке во время снегопада пусть каждый из них поймает в свою ладошку одну снежинку и хорошенько ее рассмотрит, а потом в группе с помощью красок воссоздаст ее на бумаге и придумает ей имя. Можно даже попросить сочинить маленькую сказку о своей снежинке, в этом могут принять участие и близкие: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестренки и братишки.

Тихо падают снежинки

Удивительной красы.

Все резные, кружевные,

Просто глаз не отвести.

И откуда это чудо,

Кто же руки приложил?

Может быть, волшебник добрый

Нам на радость смастерил?

Сотворить такое шестигранное чудо природы могут своими руками и наши воспитанники, приложив для этого умение и подключив фантазию. С помощью ножниц ребятам вполне по силам смастерить свои снежинки “удивительной красы” из тонкой бумаги или фольги

Ребята также могут принять самое активное участие в новогоднем оформлении своей группы, детского сада. Например, оригинально смотрится гирлянда из бумажных елочек (рис. 3), детей, клоунов и т. п. Такие фигурки можно легко вырезать из цветной бумаги, перегнув листок по средней линии рисунка (рис. 3, а). Вместо того чтобы вырезать всю елочку, достаточно из сложенного вдвое листка вырезать половину елки (рис. 3, б).

Если от вершины елки провести линию донизу, линия разделит рисунок на две совершенно одинаковые части (рис. 3, в). Это симметричная фигура – в ней все, что находится справа от средней линии, повторено слева, как в зеркале. Елочки можно раскрасить (рис. 3, г) и аккуратно между собой склеить (рис. 3, д). Затем желательно украсить ими свою группу. Вот вам и еще одно чудо – сосновый бор, “выращенный” детскими руками всего за час.

Но настоящее чудо можно сотворить с помощью обыкновенной сосновой шишки. Соберите шишки хвойных деревьев зимой. Поместите их в теплое место. Вскоре шишки раскроются, и из них можно будет вытрясти хвойные семена. Посадите их в горшки и поливайте. Желательно, чтобы дети во всем этом участвовали и помогали. Вскоре дети увидят настоящее живое чудо – маленькие елочки.

* * *

академия новогодних наук

Здесь ребята в доступной и интересно-познавательной форме могут узнать о том, когда зародилась традиция встречать и отмечать Новый год; почему мы при помощи заклинаний просим елочку зажечь свои волшебные огоньки; для чего на верхушке елки устанавливается звезда; почему в новый год принято дарить подарки и кто вручает подарки детям в других странах; почему мы елочку стараемся красиво нарядить и почему именно ель, а не другое дерево; почему на новогодний праздник приходят лешие, баба яга и стараются всячески его испортить. А существует ли на самом деле Дед Мороз, а где он живет? Сотни тысяч “почему, а для чего” требуют своего полного немедленного и ясного ответа. К сожалению, многие из детских, вполне естественных вопросов так и повисают в воздухе, оставаясь без внимания взрослых. Не всегда находится время все растолковать и объяснить ребенку, да что там – многое самим неизвестно, а сходить в библиотеку и поискать нужные сведения в литературе, просто нет времени.

Что ж, в нашей академии новогодних наук мы попытаемся сообща ответить на некоторые, наиболее актуальные вопросы:

· Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, наш дедушка Мороз не такой уж и старый. Ему всего где-то около двухсот лет. По сравнению с Бабой-Ягой и Лешим – он просто малыш. Оттого, наверное, они и злятся, что дети не уважают их и боятся, а Мороза Ивановича просто обожают. где тут справедливость?!

Мы привыкли к образу доброго деда в долгополой шубе и в шапке-боярке, с окладистой седой бородой и сверкающим волшебным посохом. Под Новый год он выходит из своего ледяного терема и на тройке быстрых коней, запряженных в расписные сани, отправляется к детям с большим мешком подарков. Но такой образ властелина метелей и холодов сложился в русском фольклоре (устном народном творчестве) лишь в середине XIX века.

Давным-давно образ Мороза был иным. Наши предки представляли его себе богатырем, которому под силу воду сковать льдом и с ветрами буйными справиться, где он ни пройдет – там жестокая стужа и студеная зима. Да и имя у Мороза было другое. В сказках его называли Карачуном, Позвиздом, Зимником и характером наделяли суровым. Свой красивый посох дедушка часто использовал для того, чтобы наказать непослушных детей, а подарки из мешка доставались только умным и послушным, прилежным ребятам. Но со временем дедушка подобрел, повеселел, может, потому, что обзавелся внучкой?

· Где родилась Снегурочка?

Она родилась в старой русской народной сказке про девочку, которую вылепили из снега бездетные дед и баба. Русский писатель, драматург Александр Николаевич Островский написал замечательную сказку “Снегурочка”, где простая девочка из снега превратилась в красавицу в русском костюме, любимицу-внучку Деда Мороза. А русский композитор Римский-Корсаков сочинил прекрасную оперу “Снегурочка”. С тех пор Снегурочка стала нашим любимым персонажем на новогоднем празднике.

Родиной внучки Деда Мороза считается деревня Щелыково, которая находится в 100 километрах от Костромы. Именно там когда-то жил автор сказки А. Н. Островский.

· Сколько лет песенке “В лесу родилась елочка”?

Совсем недавно этой песенке исполнилось 100 лет. Однажды, незадолго до Рождества, в 1903 году учитель Раиса Адамовна Кудашева сочинила большое стихотворение (в 24 четверостишия) под названием “Елка”. По совету друзей, которым оно очень понравилось, Раиса Адамовна отнесла его в детский журнал “Малютка”. Стихотворение тут же было напечатано.

Через два года известный агроном и большой любитель музыки Л. К. Бекман сочинил для своей маленькой дочурки Верочки песенку “В лесу родилась елочка” на слова Р. А. Кудашевой. Для простоты исполнения (Верочке было всего два года) были оставлены только 6 четверостиший. Девочке так понравилась песенка, что она тут же ее выучила и как-то исполнила перед гостями. Вскоре вся Москва, а потом и вся Россия распевали эту песенку.

Самое удивительное, что сама Раиса Адамовна Кудашева впервые услыхала свое произведение только… через 18 лет, и то совершенно случайно. В 1921 году в купе поезда девочка напевала песенку со знакомыми словами.

За свою жизнь Раиса Адамовна написала около 200 стихотворений, сказок, песен. Ее произведения часто печатались в различных детских журналах. Долгое время песенка не имела авторов, считалась народной. И только когда Кудашеву принимали в союз писателей, случайно выяснилось, что именно она и является автором слов полюбившейся всей стране песенки “В лесу родилась елочка”.

Творческое задание для детей средней и старшей групп: прослушать в исполнении воспитателя (музыкального руководителя) песню “В лесу родилась елочка”.

Затем проводится беседа о содержании и характере песни. Под звуки мелодии ребята рисуют “песенку”. В конце занятия анализируются работы ребят. Разучивается и исполняется тот фрагмент песни, который ребятам не знаком. Те ребята, которые знают всю песню, могут исполнить ее в сольном варианте.

· Существует ли на самом деле Дед Мороз?

На этот вопрос ответить достаточно сложно. С одной стороны, хочется, чтобы ребенок как можно дольше верил в чудеса и сказку. Но, с другой стороны, он взрослеет, и граница между вымыслом и реальностью становится все отчетливее. Шестилетний ребенок уже понимает, что новогодние подарки под елку кладут мама с папой, а на новогоднем утреннике водит с детьми хороводы и лихо пляшет и поет вовсе не настоящий Дед Мороз, а переодетый дядя, а то и тетя.

Как сделать, чтобы ребенок не разочаровался, узнав правду? Может, стоит объяснить ему, что сказки про Деда Мороза очень добрые и хорошие, без них трудно представить Новый год? Родителям хочется доставить как можно больше радости и удовольствия своим детям, ведь те с таким нетерпением ждут новогодних праздников и подарков, мечтают о сюрпризах, поэтому взрослым приятно немного поиграть в сказку со своими детьми и вспомнить свое детство.

Сделайте ребенка соучастником взрослой тайны, это должно его утешить. Можно попросить его держать свое открытие в большом секрете от младших братишек и сестренок. Пусть они верят в удивительную сказку и думают, что Дед Мороз приходит в полночь и оставляет для них под елкой подарки. Теперь же ребенок может сам принимать участие в маленьком домашнем заговоре взрослых, это даст ему возможность почувствовать, что делать подарки другим так же приятно, как и получать.

Так существует ли Дед Мороз на самом деле? Да, он существует, но не как реальный, живой человек, а как персонаж старинных преданий, сказок, песен, легенд о прошлом родной земли. Прочтите с детьми поэму Н. А. Некрасова “Мороз, Красный Нос”, сказку “Морозко” и другие произведения.

Совсем недавно принято решение “оживить” любимого не только детьми, но и взрослыми персонажа. Главный Дед Мороз России теперь живет в резиденции, которая находится в Великом Устюге. Он живет в добротном резном тереме, в его распоряжении находится тройка лучших лошадей с настоящими расписными санями. На них Дед Мороз в сопровождении костромской Снегурочки, признанной самой красивой на особом “снегурочном” конкурсе, ежегодно отправляется в свое новогоднее путешествие по нашей стране.

Любой ребенок России может послать ему письмо со своими пожеланиями, написав на конверте простой адрес:

Россия. Великий Устюг. Резиденция Деда Мороза.

И можете не сомневаться, письмо будет доставлено по назначению. И кто знает, быть может, ваши желания сбудутся в следующем году, об этом вам и напишет сам дедушка Мороз.

Творческое задание: ребятам средней и старшей групп можно предложить написать коллективное письмо Деду Морозу или даже отправить “заказную бандероль” с детскими поделками и рисунками, разумеется, на новогоднюю тематику.

На новогоднем детском утреннике Дед Мороз обязательно должен упомянуть о том, что им получена посылка с детскими работами, он благодарит ребят за доставленную ему радость.

· Почему в Новый год украшают именно елку?

С каким же нетерпением ждут ребята, когда пушистая и пахучая лесная красавица займет свое почетное место в квартире. А как она красива в своем новогоднем наряде, вся сверкает, блестит и переливается. Трудно себе представить на месте елки какое-либо другое дерево, кроме ели или сосны, да и просто невозможно.

Когда-то очень давно для древних людей, занимающихся разведением скота и земледелием, зелень была символом жизни. В Германии, например, в средние века елям, никогда “не стареющим”, вечнозеленым, стройным и наделенным долгой жизнью, поклонялись и считали их священными. Люди верили, будто в их хвое обитают духи непроходимых чащоб, которые могли давать и отбирать силу.

Дерево старались всячески задобрить, украшали его лентами, подносили всевозможные дары, а у подножия зажигали свечи. Не отсюда ли пошел обычай украшать елку и зажигать на ней фонарики? А заклинания, к которым мы прибегаем каждый год, прося елочку зажечь свои огни? Помните?

Раз, два, три! Раз, два, три!

Елка, огоньки свои зажги!

Или же: Пусть на елочке огни

Ярко засверкают,

Словно стая светлячков –

Все вдруг замигают…

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Елочка, гори!

Или: Елочка пушистая,

В дожде вся серебристая.

Сделай милость ты для нас,

Мы хотим, чтоб ты зажглась!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Разноцветными огнями,

Елочка, гори!

Со временем вечнозеленое дерево стали связывать с Новым годом и считать символом счастья.

Творческое задание: коллективное оформление поздравительной “открытки” родителям. На большом листе ватмана воспитатель рисует зеленой гуашью елку и поздравительный текст, содержание которого предварительно обговаривается с детьми. Ребята совместными усилиями “наряжают” елку, причем весьма необычным способом. Обмакнув указательный палец в гуашь, они “развешивают” на елке разноцветные “фонарики”, новогодние “бусы”, “шары” и т. п.

Творческая работа помещается на центральную стену в гардеробной.

· Для чего на верхушке елки устанавливается звезда?

Позднее елка стала также символом Рождества. А о том, как появилась звезда на ее верхушке, существует старинная легенда. Когда-то очень давно, почти две тысячи лет тому назад в Палестине жила бедная девушка по имени Мария. Она жила в доме старого плотника Иосифа и помогала ему по хозяйству. Это была добрая, хорошая и благочестивая девушка. Именно за это на небесах было решено выбрать ее матерью маленького Иисуса, которому суждено было спасти людей от зла и бед. Об этом и поведали Марии ангелы, спустившиеся с небес. Девушку очень удивила такая новость, но в то же время и обрадовало то, что святой дух решил подарить ей ребенка.

В те годы в Палестине началась перепись населения: кто в каком городе был прописан, в тот город и должен был явиться. Иосиф с Марией отправились в свой родной город Вифлеем на перепись. И так случилось, что время было зимнее, намело много снегу и поэтому добираться пришлось очень долго. Ночь настигла путников недалеко от города. И тут вдруг Мария почувствовала, что пришло время малышу появиться на свет. Поблизости не оказалось жилья, и путникам пришлось искать убежище в небольшой пещере, в которой пастухи укрывались со своим скотом от непогоды. Именно там и суждено было появиться на свет маленькому Иисусу. С его появлением на ночном небе ярко вспыхнула новая звезда, своим сияньем она осветила не только небесные своды, но и землю и пещеру, где в яслях, на простой соломе лежал сын божий. Так Вифлеемская звезда известила всему миру о появлении Иисуса Христа. По легенде, на свет Вифлеемской звезды шли маги-волхвы, чтобы найти родившегося Спасителя мира и одарить его подарками.

День появления на свет Иисуса стали называть Рождеством (от слова “рождение”). А звезда на макушке рождественской елки должна напоминать людям об этом памятном и историческом событии.

· Кто вручает подарки детям в других странах?

В Англии и Америке – Санта-Клаус; в Голландии – Синте-Клаас; в Испании – папа Ноэль; в Румынии – Мош Джарилэ; в Швейцарии – Юль Томтен; в России – Дед Мороз.

· Где живет Дед Мороз всей планеты?

В Норвегии. В маленьком городке Лапландии Романиеми в самом полярном круге, по преданию, и живет настоящий, наиглавнейший Дед Мороз. Именно отсюда он отправляется в свое путешествие в рождественскую ночь, чтобы успеть раздать подарки детям всей планеты. Здесь проходят незабываемые новогодние праздники, на которых можно увидеть почти настоящих гномов в чудесных красных колпачках, красивых оленей, запряженных в огромные сани, ледяные дома и многое-многое другое, известное нам лишь по сказкам. Ежегодно сотни тысяч детей и взрослых в рождественские праздники приезжают в это удивительное место, чтобы наяву побывать в рождественской сказке.

· Почему на детских новогодних утренниках часто можно встретить злых и страшных сказочных персонажей, неужели нельзя обойтись без них?

Увы, никак нельзя. Заявляются они на праздник без приглашений и особых церемоний и ведут себя не лучшим образом. Дело в том, что в рождественские праздники, по старинным преданиям, вся нечистая сила активна как никогда. Вспомните сказку В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Особенно эта сила буйствует в святочные “страшные вечера”. Поэтому и неудивительно, что на детской елке нет-нет да появится проказница кикимора, а то и сама бабушка яга пожалует. Вот не любят они, когда звучит веселый звонкий смех, слышатся песни, водятся хороводы, так и хочется лесной нечисти расстроить праздник да детишек хорошенечко попугать.

Бабушка-старушка

У окна сидит.

У окна сидит,

Злобою кипит…

Кто это? Ну, конечно же, баба-Яга. Почти ни одно новогоднее представление не обходится без этой зловредной старушки и ее компании. Вспомним, с кем она водит дружбу? Правильно, с Кикиморой, Лешим, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Водяным и прочей нечистью. Да, компания та еще подобралась, прямо один к одному.

Из какой, скажите, сказки

К нам пришли все эти маски?

Конечно же из русских народных сказок. Сколько лет эти сказочные злыдни существуют на свете, никто не знает, но очень давно. А обитают они в темных непроходимых лесах и чащобах, топких болотах:

В демучем лесу

На поляне одной

Стоит одиноко избушка.

Там очень давно,

С незапамятных пор,

Свой век доживает старушка.

Пеньки, мухоморы,

Коряги вокруг

Да топкое рядом болото.

Кикимора с Лешим

В соседях живут

И лес охранять их забота…

Вся эта братия прячется подальше от людских глаз, в дремучих лесах; путников заблудившихся пугают да зло замышляют.

· Какой нам представляется баба-Яга?

Злой старухой, с крючковатым носом, беззубой, давно не чесанными седыми космами, которая в ступе разъезжает, помелом следы заметает, творит разные беды и недоброе замышляет. Но некрасивой она была не всегда, просто от злобы и ненависти такой стала. А ведь была она когда-то, в своей молодости, прекрасной девушкой-всадницей, имевшей в подчинении большое войско. По старинным преданиям, настоящее имя бабы-Яги – Яга Усоньша, а еще раньше ее Виевией называли, и была она дочерью подземного царя Вия. За свой же непростой характер получила она кличку “Яга”, что означает (с древнеиндийского) “огонь”. С той поры так ее и звали “огонь-баба”, то есть баба-Яга.

Происхождением бабы-Яги занимались историки, литературоведы и другие ученые. Было написано много научных трудов (диссертаций), но так к единому мнению и не пришли, каждый остался при своем. В общем, баба-Яга – довольно темная и загадочная личность. Послушаем, что она сама про себя расскажет:

Я – дама средних еще лет.

Мой возраст –

Мой большой секрет…

Баба-Яга, как и все женщины, не любит распространяться о своем возрасте, старается всегда выглядеть “молодой и привлекательной”. Но мы-то с вами догадываемся, что, судя по ее внешности, ей явно за 800, а то и больше.

Живу в глухом лесу одна,

Я от суеты отдалена.

С людьми я дружбы не вожу,

Тайком ночами ворожу.

Ягу боятся как огня,

Подружек нету у меня…

Врет, старая, есть у нее подружки. Кикимора, например, тоже проказница и хулиганка хорошая. Зима – самое любимое время для ее проказ, особенно в ночное время. Ей лучше не попадайся! Любимые ее забавы: в щи плюнуть, молоденькую девушку за бока пощипать да рукоделье ее запутать, прохожему подножку подставить или шапку сбить. Напроказит, а потом давай противно хохотать: ха-ха-ха! хи-хи-хи! Потом прямиком в лес скачет, к своей закадычной подружке подвигами своими похвастаться.

· Чем еще занимаются в свободное от проказ время лесные нечисти?

Да ничем! Собираются вместе и ну в карты резаться. Вот Леший, например, большой любитель в карты поиграть. Бывает, что сутками напролет со своим другом Полевиком (Полевым) дуются. Играют до последнего. Иногда не только с себя все до нитки проигрывают, но и хозяйство свое лесное-полевое: зайцев бедных замучили. Леший всех зайцев проиграет, да белок в придачу, те бегут к Полевому на житье. Тот проиграется – обратно к Лешему возвращаются. Вот и бегают бедные зверюшки из одного места в другое, то под начальство Полевого, то обратно к Лешему.

Вот такой он, загадочный и страшный темный лес, а с его обитателями лучше не встречаться, добра не жди!

…Дремучий лес таинственно, угрюмо

Стоит зеленой, жуткою стеной.

Здесь сказка, Леший с Бабою-Ягою

Нашли приют себе в глуши лесной.

Им на руку дремучесть леса,

Здесь можно сказку колдовать,

А так как зло боится солнца, света,

То лучше места просто не сыскать!

В таком лесу для Лешего раздолье;

Он любит путников пугать:

Заманит их поглубже в чащу леса

И ну тут страхи напускать.

Те ночь всю могут проплутать,

В сердцах себя ругая:

“Какого лешего сюда мы забрались,

Пути обратного не зная!..”

Им – слезы, Лешему – потеха,

Век длинен, чем еще себя занять?

Вот разве со старушкою Ягою

В картишки на досуге поиграть…

Кроме всего прочего любят обитатели дремучих лесов собираться вместе да праздники себе устраивать развеселые, что-то вроде ночного шабаша (так в народе прозвали гульбище нечистой силы). Веселиться они умеют не хуже нас – людей. Можете себе представить бабушку Ягу, лихо отплясывающую “Барыню”? Вот послушайте…

Плясовые припевки Бабы-Яги

Барыня ты моя,

Сударыня ты моя!

Уж плясать-то я люблю,

Удержаться не могу!

Пойду плясать,

Ноги некуда девать.

Сщас метлу свою возьму

Да как барыню спляшу!

Эх, Баба-Яга!

Костяная нога!

Я живу уж сколько лет,

Натворила столько бед!

Лет пятьсот, а можа – больше

Прозябаю на земле,

Где почет и уваженье

К моей старости, ну где?!

Я сижу в своей избушке,

День и ночь грущу об том.

С кем мне грустью поделиться,

Разве вот с моим котом?

Ох, вредная я

Да зловредная я!

Пойду плясать,

Зло свое растрясать!

Творческое задание для детей старшей группы: изготовить елочное украшение “Избушка на курьих ножках” (над одним домиком по желанию могут работать сразу несколько детей старшей группы). Для работы понадобятся: цветной картон, полосы цветной бумаги, серпантин, клей, кисточка для клея и ножницы.

Воспитателем заранее, перед занятием, заготавливаются основной и мелкие шаблоны домика: домик, крыша, окошко и “курья ножка”.

Квадратный лист картона (размеры берутся по усмотрению) расчерчивается на девять равных квадратов (рис. 1). Причем линия сгиба отмечается пунктиром, а линия, по которой делаются надрезы, – сплошной. На занятии дети делают надрезы по сплошной линии, квадрат складывают и склеивают. Крыша мастерится по принципу трехгранного фонарика. Полоска цветной бумаги (в данном случае – коричневой) складывается пополам (рис. 2), после чего разворачивается, и каждая сторона загибается к линии сгиба таким образом, чтобы противоположные стороны сошлись. Одна четвертая часть полоски смазывается клеем и склеивается.

Из небольшой узенькой полоски делается и приклеивается к крыше петля (рис. 3). Через нее пропускается отрезок серпантина, концы которого также склеиваются. Следующим этапом работы является наклеивание на избушку “окошечка” и “ставней” (рис. 3, 5).

“Ножка” (рис. 4) мастерится следующим образом: на карандаш навертывается полоска бумаги, причем к концу расширяющаяся (лапка). Боковая сторона бумаги склеивается, карандаш вынимается из готовой трубочки-“ножки”. Вырезается “лапка” в том месте, где трубочка расширена. Готовая ножка приклеивается к низу избушки.

Перед началом работы воспитатель показывает ребятам образец избушки (рис. 5). Обговаривается и анализируется весь процесс работы над игрушкой. Приветствуется проявление детской фантазии и творчества в оформлении поделки.

В ходе работы над елочными украшениями с детьми можно поиграть в забавную игру. Взрослый начинает стихотворную строку, ребята заканчивают мысль также рифмованным, подходящим по смыслу словом.

– Поиграем в рифмы:

Снова в гости к нам пришла

Белоснежная … (зима).

Принесла с собой подарки:

Санки, лыжи и коньки;

Не забыла, прихватила

И погожие …. (деньки).

Тут и там снежки мелькают,

С горок слышен звонкий смех.

Угодила, постаралась

Зима-матушка для … (всех)!

На дворе стоит мороз,

Щиплет щеки, уши… (нос).

Снег на улице идет,

Значит, скоро… (Новый год)!

Станем елку украшать,

Праздник весело … (встречать).

Дед Мороз готовит сани,

Запрягает лошадей.

В Новый год своим визитом

Он порадует … (гостей).

Будем петь и веселиться,

Возле елки танцевать.

На красавице пушистой

Огонечки … (зажигать)!

Сценарий «Здравствуй, Ёлочка мой друг!»

Описание:

Новогодний праздник для детей второй младшей группы с участием персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши» — Хрюши, Каркуши, Степашки, ну и, конечно же, Деда Мороза.

Возрастная группа:
Младшая группа (3-4 года)

Место проведения:

Музыкальный зал

Действующие лица:

Дети:
Матрешки
Зверюшки

Взрослые:
Ведущий
Дед Мороз
Каркуша
Хрюша
Степашка

Музыкальный материал:

1. Парный танец «Бубенцы»

2. Хоровод «Ёлка». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой

3. Песня на мотив песни «Матрешки». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой

4. Пляска кукол

5. Танец зверей «Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской

6. Песня на мотив песни М. Качурбины «Мишка с куклой пляшут полечку»

7. Песня «Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

8. Песня на мотив песни М. Качурбины «Мишка с куклой пляшут полечку»

9. Пляска с погремушками. Музыка и слова В. Антоновой. Обработка И. Кишко

10. Песня «Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

11. Пляска Деда Мороза

12. Танец «В лесу родилась елочка» (гр. «Балаган Лимитед»)

13. Игра «Снежки»

Ход праздника:

Под веселую музыку дети вбегают в зал и встают вокруг ёлки

Парный танец «Бубенцы»

Аудиоплеер

Ведущий:
Ребята, посмотрите.
Наша Ёлка — просто диво,
Так нарядна и красива,
Вся в гирляндах, фонарях,
В позолоте и огнях
Давайте с ней поздороваемся!

Дети:
Здравствуй, ёлочка!

Ребенок:
Здравствуй, ёлочка, наш друг!
Собрались мы все вокруг
Песни петь и танцевать,
Дружно Новый год встречать!

Хоровод «Ёлка». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой

Аудиоплеер

Дети садятся на стульчики. Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Аудиоплеер

Ведущий:
Ребята, вы узнали музыку? Откуда она? А вы хотите, чтобы к нам сегодня в гости пришли герои из этой передачи? Тогда давайте вспомним, как их зовут!

Дети:
Хрюша, Каркуша, Степашка!

Ведущий:
А сейчас давайте дружно ручками мы хлопнем —
раз, два, три!
Бойко ножками притопнем — раз, два, три!
Эй, зверюшки! Эй, друзья!
Вас зову на праздник я!

Звучит музыка, в зал весело вбегает Каркуша и поет.

Песня на мотив песни «Матрешки». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой

Каркуша:
Я веселая Каркуша, ладушки, ладушки!
Я резвушка, хохотушка, ладушки, ладушки!
Бантик у меня в горошек, ладушки, ладушки!
Вы мне хлопайте в ладошки, ладушки, ладушки!

Дети хлопают, Каркуша пляшет на музыкальный отыгрыш.

Каркуша:
Здравствуйте, ребятки! А что это вы такие нарядные? Разве у вас праздник? А что за праздник? Ой, как здорово!
(Подпрыгивает от радости и хлопает в ладоши). А на празднике играть можно? А песни петь? А плясать?

Ведущий:
Конечно, Каркуша, можно! Для этого праздники и существуют!

Каркуша:
Ура! Ура! Я очень плясать люблю! А вы, ребятки, любите?

Ведущий:
Знаешь, Каркуша, наши ребята не только любят плясать, но и хорошо умеют это делать!

Каркуша:
Не может быть! А вот я сейчас это проверю! Ну-ка, подружки-матрешки, выходите сюда! Ой, какие вы красивые, нарядные! Хотите поплясать? Тогда начинаем!

Пляска кукол

Аудиоплеер

Каркуша:
Тут веселье, словно в сказке,
И кругом мелькают маски…
Вот медведь, а вот лиса,
(Показывает на детей).
Ах! Какие чудеса!
Эй, зверюшки, эй, друзья,
Всех зову на пляску я!

Танец зверей «Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской

Аудиоплеер

Каркуша:
Ой, что я слышу… Кажется, сюда кто-то бежит!

Под веселую музыку в зал вбегает Хрюша, останавливается перед ребятами и поет.

Песня на мотив песни «Мишка с куклой пляшут полечку». Музыка М. Качурбины

Аудиоплеер

Хрюша:
Хрюшу знают все ребята,
Хрюшу любят все вокруг!
Я веселый, знаменитый,
Я ваш самый лучший друг!
Здравствуйте, ребятки!
Здравствуй, Каркушечка-душечка!

Каркуша:
Здравствуй, здравствуй, Хрюша!

Хрюша:
Ребятки, вы такие веселые, такие довольные! Что же у вас такое тут происходит?

Ведущий:
А ты, Хрюша, послушай, тебе сейчас ребята обо всем расскажут!

Ребенок:
Всем нам очень хорошо,
Весело сегодня,
Потому что к нам пришел
Праздник Новогодний!

Ребенок:
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка,
У тебя на ветках снег,
Ты стройней и выше всех!

Ребенок:
Лучше нету нашей ёлки,
У кого ни спрашивай.
Хороши на ней иголки,
Звездами украшены!

Хрюша:
Как весело, как весело,
Как радостно кругом!
Давайте мы для ёлочки
Песенку споем!

Песня «Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

Аудиоплеер

Ведущий:
Ребята, посмотрите, кого-то у нас еще не хватает… Каркуша здесь, Хрюша здесь… Кого же нет?

Дети:
Степашки!

Хрюша:
Да вот он к нам спешит!

Под музыку в зал весело вбегает Степашка и поет.

Песня на мотив песни «Мишка с куклой пляшут полечку». Музыка М. Качурбины

Аудиоплеер

Степашка:
Я — Степашка, я — Степашка,
Посмотрите на меня!
Очень я люблю веселье,
Я пришел сюда не зря!
Будем вместе веселиться,
Песни петь и танцевать,
Будем с Дед Морозом вместе
Дружно Новый год встречать!

Пляска с погремушками. Музыка и слова В. Антоновой. Обработка И. Кишко

Аудиоплеер

Каркуша:
Ах, как жарко стало в зале.
Вы так здорово плясали!

Хрюша:
Но обидно нам до слез,
Где же Дедушка Мороз?

Степашка:
Должен он давно прийти,
Да не может нас найти!

Ведущий:
А давайте позовем Деда Мороза, крикнем: «Ау!»
(Все вместе кричат, но никто не откликается).
Нет… Кричим мы слабовато,
Ну-ка, дружно все, ребята!
Позовем его всерьез,
Крикнем: «Дедушка Мороз!»

Дети (хором):
Дедушка Мороз!

Выход Деда Мороза

Аудиоплеер

Дед Мороз:
Ау! А-у-у! Иду! Иду-у-у!
Здравствуйте, ребятки!
С Новым годом поздравляю
И здоровья вам желаю!
Прошлый год у вас я был,
Никого не позабыл!
Вот Карина, Коля, Леша,
Костя, Настенька, Антоша!
А сейчас все в круг вставайте,
Дружно песню запевайте!

Ведущий:
Дедушка Мороз!

Дед Мороз:
Что такое?

Ведущий:
Мы сейчас исполним песню.
Но чтоб было интересней,
Сделай нам такую милость,
Чтобы Ёлка засветилась,
Засветилась, засверкала,
Огоньками заиграла!

Дед Мороз:
Что ж, для этого нам нужно,
Чтобы все мы очень дружно
Ей сказали: «Раз! Два! Три!
Наша ёлочка, гори!»

Дети с взрослыми повторяют слова., елочка загорается

Аудиоплеер

Дед Мороз:
Наша Ёлка засверкала —
Вот и праздника начало!
Дед Мороз вас всех зовет
В новогодний хоровод!

Песня «Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

Аудиоплеер

Дед Мороз:
Ох, ох, ох, ох!
Что-то стал я нынче плох!
Не могу сидеть, стоять,
Так и тянет поплясать!
Ну-ка, детки, круг пошире…
Начинаю… Три, четыре!

Пляска Деда Мороза

Аудиоплеер

Ведущий:
Притомился дед, устал.
Так он весело плясал!
Пусть у ёлки отдохнет,
Кто ему стихи прочтет?

Ребенок:
Кто пришел? Что принес?
Знаем мы — Дед Мороз!
Он седой, с бородой,
Он наш гость дорогой!
Он нам ёлочку зажжет,
С нами песенку споет.

Ребенок:
К нам под Новый год стучится
Старый Дедушка Мороз.
Он снежинками искрится,
Он сосульками оброс!

Ребенок:
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовил он для всех!

Ребенок:
Дружно мы его встречаем,
Мы такие с ним друзья!
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!

Ребенок:
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал,
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкли?
Разве в шубы спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
Здравствуй, Дедушка Мороз!

Ребенок:
Снег, снег, снег, снег осыпает ветки,
На березе, на сосне снежные конфетки.
А на нашей елочке снег ненастоящий,
Но такой же, как в лесу, —
белый и хрустящий.

Ребенок:
Посмотри в дверную щелку,
Ты увидишь нашу елку.
Наша Ёлка высока,
Достает до потолка,
А на ней висят игрушки —
От подставки до макушки!

Дед Мороз:
Ребятки, а вы мороза боитесь?
А если ручки замерзнут, вы что делаете?

Ведущий:
Мы хлопаем!

Дед Мороз:
Как?

Ведущий:
А вот как
(хлопает вместе с детьми).

Дед Мороз:
А если ножки замерзнут?

Ведущий:
Мы топаем!

Дед Мороз:
Как?

Ведущий:
А вот так,
(топает с детьми).
А еще. Дед Мороз, мы пляшем!

Дед Мороз:
Как?

Ведущий:
А вот так!

Танец «В лесу родилась ёлочка» (гр. «Балаган лимитед»)

Аудиоплеер

Дед Мороз:
Ай, да ребятки! Ай, да молодцы! Как весело плясали!

В это время Каркуша бросает в Деда Мороза несколько снежков, сделанных из поролона.

Дед Мороз:
Ой, кто это в меня снежки бросает?
(Оглядывается, замечает). А-а-а! Это ты, Каркуша-озорница!

Каркуша:
Дед Мороз, мы с ребятами еще хотим играть, в тебя снежками бросать!

Дед Мороз:
Ишь ты, какую интересную игру придумала! Эй, ребятки, выходите, и снежки скорей берите
(Раздает снежки детям).

Игра «Снежки»

Аудиоплеер

Дед Мороз:
Ну, пора мне собираться,
В путь-дорогу отправляться!

Степашка:
Дед Мороз, а ты о чем-то забыл.

Дед Мороз:
Как забыл?
Дед Мороз с детьми играл?
Возле ёлочки плясал?
Песни пел?
Детей смешил? Что же я еще забыл?

Степашка:
Дед Мороз, ты про подарки для ребят забыл.

Дед Мороз:
Нет! Я веселый Дед Мороз,
Всем подарочки принес!
Хрюша, Степашка, Каркуша, помогите мне.

Каркуша, Хрюша, Степашка под веселую музыку убегают, немного погодя возвращаются и катят перед собой большой снежный ком, сделанный в технике папье-маше.

Аудиоплеер

Ведущий:
Вот так ком, чудесный ком!
Интересно, что же в нем?

Дед Мороз:
Этот ком непростой,
В середине непустой…
В нем подарки лежат
Для матрешек, для зверят!

Ведущий:
Ой, Дед Мороз, а как же мы подарки из этого кома достанем?

Дед Мороз:
А мы сейчас с ребятами дружно потопаем… Звонко похлопаем… Сильно-сильно подуем…
(Дед Мороз стучит посохом и приговаривает).
Снежный ком, развались
И в подарки превратись!

Дед Мороз вскрывает ком

Аудиоплеер

Под веселую музыку, взрослые раздают детям подарки

Аудиоплеер

Дед Мороз:
А сейчас, ребятки, нам пора прощаться. До свидания!

Дети:
До свидания!

Звучит музыка. Дед Мороз, Хрюша, Каркуша, Степашка покидают зал.