О том, как российским школьникам удается побеждать в самых сложных олимпиадах мирового уровня и в чем сила наших ребят, рассказываем вместе с «Комсомольской правдой».
«Мы вошли в десятку ведущих стран по качеству школьного образования в мире», – заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Одно из самых ярких достижений системы российского образования – победы школьников на международных олимпиадах. Юные физики, химики, астрономы доказывают всему миру, насколько они талантливы и какие возможности для развития одаренности каждого ребенка созданы в России.
Хроника побед
31 медаль завоевали российские школьники на шести международных олимпиадах в 2023 году: 22 золотые, 8 серебряных и 1 бронзовую. До конца года наши таланты поборются за медали еще в двух международных олимпиадах – по астрономии и естественным наукам.
Биология: на Международной олимпиаде в Эль-Айне (ОАЭ) наши школьники завоевали 4 медали (3 золотые и 1 серебряную).
Химия: на 55-й Международной олимпиаде в Цюрихе (Швейцария) российские подростки получили 3 золотые и 1 серебряную медаль.
Физика: на 53-й Международной олимпиаде в Токио (Япония) 5 золотых медалей выиграли участники из России. «Хорошо, что в российской системе образования сохраняется дифференцированный подход, у ребят есть возможность в соответствии со своими способностями и интересами себя реализовать», – считает Иван Иоголевич, замдиректора Физтех-лицея им. П.Л. Капицы по олимпиадному движению. Три медалиста учатся в этом лицее.
Математика: на 64-й Международной олимпиаде в Японии 5 золотых и 1 серебряную медаль получили наши школьники.
География: на 8-й Европейской олимпиаде в Белграде (Сербия) сборная России завоевала 8 медалей (2 золотые, 5 серебряных и 1 бронзовую).
Информатика: на 35-й Международной олимпиаде в Венгрии 4 золотые медали завоевали россияне. Это Гимран Абудуллин и Валерий Родионов из Казани, а также москвичи Иван Пискарев и Антон Степанов.
«Борьба была очень напряженной, российские школьники продемонстрировали волю к победе. По итогам первого дня самый младший из них, Гимран, был в «серебряной» зоне. Он так разозлился в хорошем смысле этого слова, что смог догнать», – рассказал директор Высшей школы программной инженерии и руководитель Центра развития IT-образования Московского физико-технического института Алексей Малеев.
«Этот великолепный результат еще раз доказывает, что у нас создана эффективная система выявления и поддержки талантов, по всей стране появились условия для развития ребят и изучения передовых технологий и научных достижений. Продолжать подобную работу очень важно в условиях формирования технологического суверенитета страны», – оценил победу министр просвещения Сергей Кравцов.
Олимпиады – это вызов для одаренных учеников. Далее рассказывает Вероника Мушкарина, учитель иностранного языка в лицее № 95 Челябинска.
Какую роль в мотивации и развитии одаренных учеников играют олимпиады разного уровня?
«Задания олимпиадного уровня сложности отличаются от заданий на уроке. Это своеобразный вызов для одаренных учеников: «Задачки на уроке я щелкаю как орешки, а это уже что-то посложнее, что-то другое, нетипичное… справлюсь ли я?» Также присутствует элемент соревновательной игры: «Какое место я займу?» Мне кажется, очень важно принимать участие в олимпиадах разного уровня, будь то городской или международный этап, с позиции «сверить ориентиры»: где в этой системе координат нахожусь я, а где сверстники из моего города, области, страны».
Какие еще возможности для раскрытия талантов есть у школьников с выдающимися способностями?
«Помимо уроков, на которых реализуются методики, направленные на обучение детей разного уровня подготовки, например дифференцированное, личностно ориентированное обучение, существуют и система дополнительного образования, и профориентационная работа. Не говоря уже об образовательных возможностях вне стен школы – «Кванториумах», «IT-кубах», театрах и музеях. Возможностей действительно много, благодаря им можно выстраивать индивидуальную траекторию развития для одаренных детей».
Что бы посоветовали таким детям и их родителям?
«Мое убеждение – все дети талантливы и одарены! Каждый в чем-то своем. Самое сложное для нас, взрослых, как можно раньше это увидеть и поддержать. Очень важно разговаривать с ребенком и знать, что ему нравится. Например, если ученик математически одарен, ему могут не нравиться занятия по шахматам, но он заинтересуется лего-конструированием, 3D-моделированием или IT».
Недавно глава Минпросвещения предложил создать программу поддержки победителей международных олимпиад и всероссийской олимпиады школьников, а также учеников, которые набрали на ЕГЭ более 95 баллов. Они смогут пройти стажировки в госкомпаниях, посетить ведущие научные центры.
Первым таким визитом стала встреча триумфаторов олимпиады по биологии в ОАЭ с руководителем Федерального медико-биологического агентства Вероникой Скворцовой и учеными-биологами.
«Для нас очень ценны такие стажировки. Мы можем своими глазами увидеть лаборатории, людей, которые там работают», – поделилась впечатлениями золотая медалистка Алиса Тимонина, выпускница московской школы Центра педагогического мастерства, а теперь студентка биофака МГУ.
Автор материала: Любовь Морева