Уменьшение веса и объема продуктов (даунсайзинг) – это уже знакомый тренд. Такой метод производители применяют как в отношении самой упаковки, так и уменьшения веса продукта в упаковке без изменения цены.
Результаты опроса, проведенного Центром изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества, показали, что 90% опрошенных часто замечали проявления даунсайзинга. Половина респондентов (51%) знают про этот прием, каждый пятый видит в этом обман покупателя.
Среди категорий, где наши люди замечали снижение веса и объема продуктов, чаще всего: молоко (37% опрошенных), крупы (28%), молочные продукты (22%).
Роскачество и NTech исследовали масло сливочное, кефир, молоко, сметана, творог, йогурт, макароны, пиво, сок и выяснили, как даунсайзинг затронул эти категории.
Масло сливочное. Чаще всего в российских магазинах встречается упаковка в 180 граммов (более 70% продукции). Почти 10% продукции продается в упаковке по 200 г. В ходе исследования также можно было найти сливочное масло в упаковке формата 175 г.
Молоко. Больше всего на рынке представлена упаковка молока в 900 и 930 г (30,6% и 20,7% соответственно). «Классический литр» встречается лишь в одном из семи случаев. Похожая ситуация наблюдается с кефиром: формат 900 и 930 г встречается в 26,4% и 17,1% случаев, и только каждая десятая бутылка будет объемом в 1 л.
Сметана. Наиболее популярным стали банки сметаны объемом 300 г: их доля составляет 31,42%. Более чем в два раза уступает объем упаковки в 315 г – 12,23%. На долю классических 350 г остается только 2,96%. То есть только одна банка сметаны из 33 будет весить стандартные 350 г.
Творог: стандартными сейчас считаются пачки по 180 г (10,65% рынка) и 200 г (6,98%).
В йогуртах популярной упаковкой стали форматы в 260 г (6,44% рынка), 270 г (5,53%) и 290 г (4,74%).
Пачки макарон весом 0,5 кг постепенно уходят с рынка и теперь встречаются лишь в одном случае из десяти. Самый популярный формат сейчас – это 450 г (почти половина всего рынка, 45,55%) и 400 г (35,58%).
Пиво: классические банки 0,5 л встречаются только в одном случае из 12. Более половины рынка (56,7%) теперь представлены бутылками объемом 0,45 л. Менее популярны объемы 0,47 и 0,44 л.
Сок. Привычные литровые упаковки сока пока держат лидирующее положение: на их долю приходится 23,07%. Но их уже теснят упаковки, куда разливают 950 мл. В двухлитровом формате честные 2 л (4,66%) уже потеснены упаковками, куда разливают только 1930 мл (их доля – 7,85%).
Как реагируют торговые сети
Некоторые магазины и торговые сети используют расширенный ценник, на котором помимо цены за единицу товара указана и цена за его весовую единицу (например, 1 кг). Это позволяет покупателю не пересчитывать стоимость товара и сравнивать продукцию разных торговых марок независимо от их объема.
Как отмечено в материале Роскачества, даунсайзинг и несоответствие массы нетто – не одно и то же. Когда производитель на упаковке заявляет один вес, а фактически кладет другой (обычно меньший), это является грубым нарушением технического регламента, за которое может последовать наказание.