Найти тему
Толкачев. Истории

Художник Фирс Журавлев в 1874 году создал неоднозначную сцену, и эксперты полтора века гадают, что происходит с девушкой

Оглавление

В Русском музее Санкт-Петербурга я стараюсь бывать постоянно. Заметил одну особенность своих посещений, – выходишь и уносишь с собой еще одну тайну какого-нибудь шедевра. Еще одна загадка тебя сопровождает. Значит, интересно жить. Значит, тезис Пастернака: "Во всем мне хочется дойти до самой сути" с повестки дня не снят.

"Да уж!" - напрашивается выдох, когда перед тобой такое.

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874
Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

Начнем!

1.Версия первая. Назовем ее "Сострадание"

Но сначала сострадать должен художник. Вот здесь загвоздка. Это уже не портной , каким был по настоянию родителей Фирс до 19 лет, не бедный студент Императорской Академии художеств (с 1855).

Картину написал медалист многих выставок в Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», вышедший из Императорской Академии художеств со званием классного художника 2-й степени (1863). Преподаватель в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1866, 1871-1872).

Человек статусный, имеющий множество учеников, вдруг купился на слезы девицы, которой не нравится жених?

2.Вторая версия "Неравенство"

Рыдает девушка в подвенечном платье? Оно и понятно, выдают замуж за нелюбимого, но богатого жениха. Чехов чуть позже, через 20 лет в "Анне на шее" точно опишет ситуацию.

Но вот незадача. Ее папаша и другие родственники не бедны, отец, скорее всего купец, сосватал ее стало быть за купца. Да и богато все обставлено. И множество икон в золотых окладах на стенах. Невеста в украшениях и в декольтированном роскошном платье из атласа. И цветной коврик под невестой.

Такой авторитет, каким был в 1874 году Фирс Журавлев не мог пренебречь другим полотном, и не сделать параллелей с картиной Василия Пукирева "Неравный брак"(1862).

3.Версия третья "Вытиё"

А если мы свидетели обряда?

Вытиё - его название. Ритуальный плач, подтверждающий, что в доме у родителей девушке жилось радостно и вольготно, но пора создавать новую семью. Девушка должна пасть на пол и дать волю слезам. Прощаться надо не только с родителями, но и с родственниками, подругами, вольной жизнью. Да есть один нюанс, как же она без платка на ритуале. Маэстро не мог такое упустить.

И почему-то никто всерьез не рассматривает четвертую версию, которая на мой взгляд, самая очевидная.

4. Версия четвертая "Стыд"

Журавлев в эти годы расписывал храмы. И без молитвы, без покаяния и причастия кто б его к работам допустил? Значит, мастер,думал о своих грехах, а приступая к данному сюжету, задумывался о душе и грехах девушки, о ее воцерковлении, ведь семья то ее соблюдает все церковные законы. А тут обнаженные плечи... как последняя вольность перед венчальным обрядом в церкви.

Престарелый отец невесты подстрижен и одет по моде. Платье из долгополого двубортного купеческого сюртука черного сукна, белая рубашка, жилет, и шаровары, заправленные в высокие сапоги с «квадратными» носками.

Мать невесты одета в типичный  для купчихи костюм. Закрытое атласное платье ярко-розового цвета контрастирует с нарядом невесты, не прикрывающим ее обнаженные плечи. Невеста как бы раскрывается, а вот мать поверх платья накинула синюю бархатную мантилью с бахромой, и кружевным воротничком, заколотым овальной брошью.

Лишь эта версия способна объяснить сцену, в которой все под образами, торжество на пике, невеста растрогана, и вспоминает свой старый грех и не плачет, а от стыда закрывает лицо руками, боясь осуждения Бога.

Если принять во внимание, что вскоре художник начнет повторяться, а в последнее десятилетие жизни и вовсе потеряет интерес к творчеству и к преподаванию, можно сказать, что здесь он исчерпывает свой потенциал поиска социальной остроты, и описывает и свой стыд за то, что исчерпал себя как художник.

Андрей Толкачев истории | Дзен