Мемуары Троцкого "Моя жизнь" вышли в 1930 году в Берлине. Казалось, кто их мог прочесть в сталинском СССР и дать отзыв? Тем более учёный. Но из дневника историка С. А. Пионтковского, точнее из записей лета 1930 года, мы узнаём почти что сенсационное:
«Читал в последнее время воспоминания Троцкого и воспоминания Беседовского <...> Беседовский - это подлец из подлецов, он выбалтывает все, что знал, рассказывает целый ряд секретов, которые были ему известны как советнику двух крупнейших посольств <...>
Воспоминания Троцкого построены совершенно по-другому. Это, собственно, не воспоминая, а политическая автобиография и апологет. Троцкий занимается своей собственной апологетикой. Он опять повторяет все те положения, которые он высказывал, начиная с 17 года. И о перевооружении большевиков в апреле, и о совпадении его и ленинской точек зрения, и о правоте перманентной революции. Особенно подчеркивает отношение Ленина к нему, изображая историю партии как действие лиц - его и Ленина, а все остальные это лишь эпигоны, искажавшие и портившие партийную историю. Почти о каждом, особенно из своих политических противников и врагов, он рассказывает какую-нибудь пакость, имеющую место в действительности. А в то же время он, который лучше, чем кто-либо другой, знал все секретнейшие дела нашей партии, страны и Коминтерна, он не говорит даже полунамеком ни об одном из фактов, которые могли бы непосредственно послужить во вред диктатуре пролетариата.
В воспоминаниях Беседовского, сбежавший холуй, чиновник, выбалтывает все, что знал. В воспоминаниях Троцкого - политик, разошедшийся с партией, пишет книгу, в которой старается доказать и оправдать правоту своей политической линии, старается доказать жизненность своей линии, как одного из пролетарских течений и настроений. Троцкий индивидуален. Он страдает манией величия, преувеличивая свое собственное значение и преуменьшая значение окружающих. Он видит лишь себя и массы, чувствует массы и свою собственную индивидуальность, совершенно игнорируя партию, как живой и думающий организм. Но все эти особенности мироощущения и мировоззрения троцкизма, оторвавшие его от партии, все же удерживают и определяют границы воспоминаний Троцкого. Для историка воспоминания Троцкого дают мало интересного. Они почти не дают ничего такого, что бы мы не знали <...>
Троцкий же остается политически враждебной силой и, публикуя свои мемуары, он усиливает свою политическую вредность, поскольку для него выступление с мемуарами является одной из форм выступления против основной линии партии, выступление, сила которого не прекращается и с изданием мемуаров Троцким, которое продолжается и может продолжаться самим Троцким» (см. дневник, с. 334-336).
На самом деле, мемуары Троцкого были практически в момент издания оперативно переправлены в СССР, где были розданы историкам партии. В рамках формирования правильного ответа на троцкистскую пропаганду. В 1931 г. сам Сталин пишет письмо в редакцию журнала "Пролетарская революция", в котором фактически даёт ответ на новейшие работы Троцкого. Читал мемуары Льва Давидовича и Зиновьев, который старался тогда выслужить перед Сталиным (о чём сообщал в т. ч. Пионтковский). Естественно, у Зиновьева чтение мемуаров бывшего оппонента и союзника вызвало жжение ниже поясницы. Встречал в архиве соответствующую рецензию Зиновьева, надо будет её как-нибудь достать. Вместе с рецензией он выражал пожелание в ЦК выступить с ответом на писания Льва Давидовича. Ему, впрочем, не дали.
А про книгу Троцкого Пионтковский написал весьма взвешено с точки зрения сторонника официальной партийной линии. Троцкий - враг, но не антикоммунист. К сожалению, в дальнейшем возобладала иная концепция, ад и сам Пионтковский в 1937 году был расстрелян по сфабрикованному обвинению. Не прав автор, пожалуй, лишь в одном - в историографическом значении книги. Мы многое знаем как раз из неё, как по фактам, так и по концепциям. Глубокая книга, где автор честно пишет - "я субъективен и ангажирован". Таких бы книг побольше. С мемуарам Троцкого можно ознакомиться здесь.
****
Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357