В Московской консерватории подвели итоги Первого всероссийского конкурса для молодых музыкантов «Звезды EXEED», лауреатами которого стали пять финалистов. Мы поговорили с ними о поколении зумеров, закулисье и том, почему порой сложно верить в свою победу.
«Дает путевку в жизнь», «помогает поверить в себя», «служит трамплином» — так отзываются о конкурсе «Звезды EXEED» его финалисты. И действительно, он помогает молодым талантливым музыкантам реализоваться в профессиональной сфере и получить поддержку.
В музыке именно конкурсы часто позволяют открыть новые имена и дать путевку в жизнь. И это важно для того, чтобы в сфере не было застоя. В России таких смотров и соревнований немало. Прежде всего, конечно, своего рода «музыкальная Олимпиада» — престижный конкурс Чайковского, который проходит раз в четыре года. Но у него другая специфика: он не сосредоточен на студентах вузов. А вот «Звезды EXEED» выводят на орбиту именно молодых.
Условия для участия несложные: во-первых, быть студентом высшего музыкального учебного заведения России. Во-вторых, исполнить в финале два разноплановых произведения. Этапов отбора два: сначала по видеозаписи, потом — очное прослушивание в Москве.
Всего в «Звездах EXEED» участие приняли более 100 студентов музыкальных вузов из 13 городов России. В итоге в финале выступили 15 музыкантов: по трое в каждой из пяти номинаций — фортепиано, скрипка, виолончель, медные духовые инструменты и сольное пение. Жюри, как и положено на хорошем конкурсе, — строгое, но справедливое. Его председателем стал амбассадор EXEED — скрипач Вадим Репин.
«В моей жизни конкурсы сыграли большую роль, но не нужно забывать, что в каждом из них будет следующий победитель, — рассказал Вадим Репин. — И все внимание и прессы, и сообщества будет уже на нем. Поэтому дается небольшой отрезок времени до следующего конкурса, когда нужно заявить о себе в полной мере. Сам я из Новосибирска, можно сказать, из провинции. Мой педагог и его коллеги считали конкурсы единственной дорожкой на большую сцену. Когда мне было 17, я принял участие в конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Он считается очень сложным как с музыкальной точки зрения, так и с точки зрения выдержки. Это настоящий марафон, который длится 32 дня. Я в нем победил, но на моих плечах тогда был очень большой груз ответственности».
«Идея конкурса была предложена нашим партнером — компанией EXEED. Она вошла в наш попечительский совет, проявила интерес ко многим творческим проектам и финансово их поддержала», — сообщил ректор Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Соколов. Ранее автомобильный бренд помог с реставрацией исторических музыкальных инструментов, а также подарил орган, украшающий сейчас сцену Рахманиновского зала.
В финале участники представили концертные программы из двух произведений: классической и романтической эпох. А пока судьи совещались, зрители голосовали за фаворита со своих смартфонов — надо было перейти по QR-коду и отметить того, кто заслужил специальный Приз зрительских симпатий. Он в итоге достался студентке Уральской консерватории имени Мусоргского сопрано Кристине Семеновой — за ее Розину из «Севильского цирюльника».
«Было сложно, так как в финал прошли лучшие представители нового поколения музыкантов. На мой взгляд, все победители заслужили победу и получили ее. За сценой каждый из участников в разной степени мог быть зумером. Но на сцене они были артистами и заявили о себе», — отметил Вадим Репин.
Победитель в каждой номинации получил памятную статуэтку и денежный приз в размере 300 тыс. руб. На вопрос, на что музыканты собираются потратить деньги, все отвечали рационально: «Пока просто отложить».
Даниил Акимов (сольное пение)
Московская государственная консерватория имени Чайковского. С июня 2021 года — стажер оперной труппы Большого театра.
Я всегда твердо знал, что хочу петь классику. Меня еще с детства привлекали ее величественность и глубина, и очень хотелось стать частью этого. Когда я ждал объявления победителей, волновался. Пытался прочитать свое имя по губам до того, как услышал. Но после объявления осталась только радость — и ничего больше. Чистое чувство радости.
Участие в таких конкурсах важно не столько для вдохновения и улучшения самооценки, сколько для проверки своих профессиональных качеств и характера. Любой конкурс — это стресс. Если ты справился с волнением и не потерял в качестве — уже вышел победителем.
В России есть хорошие конкурсы, но их никогда не бывает много. Поэтому чем больше — тем лучше. Особенно таких, как «Звезды EXEED». Это вклад не только в старт молодых артистов, но и в популяризацию академического искусства и культуры.
Роман Черезов (медные духовые инструменты)
Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.
Начинал я в детстве вообще не с трубы, на которой сейчас играю, а с виолончели. Через года три перешел на фортепиано, но в итоге нашел свой инструмент. Почти восемь лет я с ним. Труба — самый сложный в плане психологии инструмент, потому что ни один другой инструмент так громко не ошибается. Когда дает маху трубач, это слышат все!
«Звезды EXEED» — конкурс очень высокого уровня. Моя победа стала для меня большим сюрпризом. Конкуренция ведь была очень серьезной: среди всех медных инструментов в финал вышли всего три участника. Думаю, я не показал весь свой максимум, я вообще критично отношусь к своей игре.
Такие конкурсы дают отличный шанс ребятам из регионов показать себя, войти в «тусовку». А еще помогают поверить в себя, а наша профессия этого всегда требует.
Что дальше? Готовлюсь к конкурсу имени Нестерова в Нижнем Новгороде. А в мечтах — выиграть «Пражскую весну» или ARD.
София Яковенко (скрипка)
Московская государственная консерватория имени Чайковского.
Скрипку я выбрала в детстве сама, о чем твердо заявила родителям еще в три с половиной года. Они меня поддержали, хотя видели во мне пианистку. Наград у меня много, горжусь каждой из них. Каждая победа — маленький шаг к большому успеху. За кулисами любая из них — огромная работа, поддержка педагога, близких.
Первая эмоция после победы на конкурсе «Звезды EXEED» — скорее не радость, а благодарность. Ну и восторг. Мне очень важно, чтобы соперники были сильными, ведь именно тогда получаешь развитие. В этот раз так и было!
Много и разное говорят про наше поколение в музыке, про зумеров. По-моему, точно то, что у нас как минимум больше возможностей: показать свой талант, манеру исполнения, может, даже поразить чем-то нестандартным.
Владимир Вишневский (фортепиано)
Московская государственная консерватория имени Чайковского.
Рояль я полюбил не сразу, но втянулся. А еще мне пришлось рано оставить родной город в Ярославской области и учиться жить самостоятельно. В Москву я уехал, когда мне было 13 лет.
Любой конкурс важен тем, что дает музыканту выход на сцену. Ведь момент перехода из школы в консерваторию происходит обычно болезненно: в школе много концертов, а в консерватории — по два-три в год.
У нас мало конкурсов, где было бы все настолько хорошо организовано, как на «Звездах EXEED». Начиная от визуального стиля и дизайна (оформить Малый зал консерватории непросто, потому что он довлеет своим классическим стилем, но тут и экраны, и техника, и подсветка были вписаны очень аккуратно и не мешали играть) до состава членов жюри. Вадим Репин — это величина! Атмосфера была приятной и в зале, и на сцене. Не было давления, скорее ощущение большого концерта, без напряжения, а это способствует игре.
Спрос на классическую музыку сейчас растет. Хотя конкуренция среди молодых бешеная — особенно у певцов, пианистов и скрипачей.
Марк Фахрутдинов (виолончель)
Московская государственная консерватория имени Чайковского.
Моя мама виолончелистка, так что вы понимаете — у меня не было особого выбора (смеется). Хотя изначально я ориентировался на контрабас.
На достаточно крупных конкурсах я играю не так давно. Это, наверное, один из первых, и сразу удалось победить — это удача! И эта победа, безусловно, очень вдохновляет меня.
Мне кажется, проект EXEED хорош всем — все четко, при этом красиво, эффектно. И концепция конкурса с акцентом именно на юных талантов — это отлично. Я не скажу за всех, но знаю точно — молодая кровь способна на все!
Кристина Семенова (сольное пение, приз зрительских симпатий)
Уральская консерватория имени М. П. Мусоргского. С 2023 года солистка Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки.
Помню, в детском саду у нас было задание нарисовать свою будущую профессию. Рисование я очень не любила (по секрету, просила маму делать домашние задания за меня), но вот с поиском себя проблемы не было. Лет с пяти у меня было четкое понимание, что петь — смысл моей жизни. Вообще я люблю и эстраду, и поп, но классику и оперу — больше.
За годы обучения в консерватории это первая крупная моя победа. Долго не могла в нее поверить! Приз зрительских симпатий — это же поддержка публики в чистом виде, а именно ей я дарю эмоции своим голосом.
В последние годы появляется много конкурсов. Яркий пример — имени Хиблы Герзмавы. Вообще, мне кажется, мы наблюдаем подъем академического искусства в России. Перед молодыми открыты все дороги, а если есть цели — возможно все! Просто нужно идти, искать и совершенствоваться.
Фото: пресс-служба EXEED