Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Признаки психологически здорового человека по А. Эллису (4). Высокая переносимость фрустрации.

Продолжение

4-й признак "Высокая переносимость фрустрации"

Психологически здоровый человек обладает высокой переносимостью фрустрации.

Фрустрация - это неоправданные ожидания, неудача, отказ, обман (облом), состояние когда неудовлетворённые потребности наталкиваются на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия.

При низкой переносимости фрустрации, в момент, когда какая-то потребность человека не удовлетворяется возникают сверхинтенсивные чувства: ярость, страх, ужас, подавленность, тревога, стыд, отчаяние, обида, ненависть и пр.

Человек с высокой переносимостью фрустрации позволяет себе и другим людям ошибаться и позволяет себе признать и принять фактический исход событий.

Такой человек понимает, что нет людей, которые не ошибаются (не бывает святых и совершенных) и у каждого человека свои ценности и взгляды на жизнь, и самой жизни "плевать" на наши ожидания и планы, они никогда не будут оправдываться в полной мере.

Человек с высокой переносимостью фрустрации пытается изменить нежелательные обстоятельства, которые можно изменить, и примиряется и не пытается изменить те обстоятельства, которые он изменить не может (то есть понимает свои ограничения), а так же понимает, что он не может изменить других людей, но может изменить свои убеждения и своё поведение.

То есть человек с высокой переносимостью фрустрации использует идею " Молитвы о душевном покое ", которой следуют люди, живущие по принципам программы 12 шагов.

Молитва звучит так : " Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого".

Психологически здоровый человек с высокой переносимостью фрустрации понимает, что его цель научиться понимать процессы на которые он может влиять и на которые он не способен влиять в силу того, что он просто человек и перед многими обстоятельствами бессилен.

Пример:

Мать очень злится на свою дочь семиклассницу, за то что она иногда получает в школе, помимо четвёрок и пятёрок, ещё тройки и двойки, женщина не может принять то что её дочь не учится исключительно на отлично и хорошо.

Мать повышает голос на дочь, обзывает, лишает ее телефона и встреч с друзьями, контролирует практически каждый шаг в выполнении дочерью её домашних заданий, женщина делает задания вместе с дочерью, контролирует её оценки.

Почти каждый день этой семьи наполнен злостью, ненавистью, страхом и отчаянием. Увидев очередную тройку в школьном дневнике мать впадает в отчаяние, начинает ругать и наказывать дочь, но девочка лучше учиться не начинает, а всё больше отдаляется от родительницы и перестаёт ей доверять.

Дочь старается учиться, выполняет задания, но иногда получает за задания в школе неудовлетворительные оценки.

Мама воспринимает эти оценки как катастрофу, конец жизни и как личное еë оскорбление и неуважение. Дочь считает, что учится нормально и её такие оценки устраивают.

Иными словами мать, увидев не удовлетворяющие её оценки впадает в состояние фрустрации и не может справиться со своими эмоциями и поведением, она имеет определённые ожидания в отношении учебы дочери, женщина считает, что может эти процессы контролировать и менять их по своему усмотрению, но натыкается на препятствия, не признавая, то что женщина не может управлять обучением дочери.

Контроль (наблюдение) не значит управление! С точки зрения А. Эллиса человек с низкой толерантностью к фрустрации не может считаться психологически здоровым.

Чтобы помочь себе, дочери и далее не портить отношения в семье, женщина может думать следующим образом, повторяя эти слова себе каждый раз, когда снова будет думать, что "дочь обязана учиться исключительно хорошо, а если этого не будет, то это кошмар и я этого не переживу !"

Вот новые, полезные, функциональные убеждения :

Тройки и двойки моей дочери - это очень неприятный для меня факт, но это не ужас, не кошмар и не катастрофа!

Да, мне хотелось бы чтобы моя дочь училась только на хорошие и отличные оценки, но это не значит что так и должно быть, не все мои желания будут исполняться, жизнь устроена иначе, нет такого всемирного закона из которого следует, что моя дочь должна учиться только на четыре и пять.

Ребёнок просто учится в школе, а значит совершает и будет совершать ошибки, тем более, что все люди совершают ошибки и будут их совершать с момента рождения и до самой смерти.

Даже если меня пугают и злят оценки моей дочери, я могу внутренне разрешить ей их получать и дать возможность самостоятельного выполнять задания, а так же делать в них ошибки, моей дочери надо научиться брать ответственность за свою жизнь и отвечать за последствия, в том числе за учёбу, учёба - это ответственность дочери.

Жизнь не должна и не будет оправдывать мои ожидания, моя дочь отдельный человек и не должна и не обязана оправдывать мои ожидания, это не ужас и я это могу выдержать и пережить.

Я могу помочь ей, если она меня об этом попросит или помогать ей когда она не против принять мою помощь. Полезнее будет для нас обеих, если я дам ей учиться самостоятельно, иногда интересуясь учёбой и предлагая свою помощь, а пока я займусь собой и своими делами.

Автор: Анастасия Кузнецова
Психолог, Применяю РЭПТ КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru