Антверпенца А.К. Ван де Вельде уже в юности привлекала инженерная архитектура порта родного города. В местной Академии он обучался без особого интереса с 1881 года, презирая классическую копийную работу в мастерских. В 1884–1886 гг. продолжал художественное образование во Франции, где его заинтересовали самые новые художественные направления (всё-таки его парижским учителем был ученик Моне). Увлекался музыкой и литературой.
По возвращению в родные края, он успешно применил организаторские способности принимая участие в создании творческих коллективов под импрессионистическим влиянием - «Als ick kan» и «Независимое искусство». Вступив в художественное объединение «Группа двадцати», поддерживавшее различные современные направления, будущий мастер оживленно участвовал в экспонировании вместе с, например, вдохновившим его на пуантилистские техники французом Ж. Сёра (по словам героя нашего рассказа, именно он открыл ему новые перспективы для архитектурного творчества).
А тесные связи с Англией через протеже прерафаэлита У. Морриса, У. Крейна, привели к тому, что «группа», ранее занимавшаяся чистой живописью, стала интересоваться созданием окружающей среды как единого целого. Моррисовское движение «Искусств и ремёсел», с его борьбой с «ширпотребом», оказало большое влияние и лично на ван де Вельде. Позднее он прямо писал: «Мысли и теории Рёскина и Морриса имели решающее влияние на мое развитие. Я решил следовать указанным ими путём вплоть до осуществления их пророчества: наступления эры социальной справедливости и возвращения на землю красоты».
Но были и другие влияния, символистское эстетство произведений Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка и д'Аннунцио. Бельгиец стал считать, что более «гуманное» архитектурное и прикладное искусство, проникая в жизнь каждого человека, способно облагораживать его душу.
С начала 1890-х годов молодой мастер также появлялся в печати в качестве арт-критика, осудив разделение между искусствами как симптом более крупных социальных или классовых различий. А после прекращения существования "Группы двадцати" и стал преподавать в родной Антверпенской Академии. Но этим не ограничился, увлекшись книжной иллюстрацией, проектированием мебели и даже дизайном редакций современнейших художественных журналов.
При этом можно сказать что главной чертой его таланта была не универсальность, предполагающая широкий кругозор и разнообразную палитру творческих ресурсов, а напротив, сдержанность - редкий талант, который позволяет развить единый образ мышления и распространить его на самые различные области.
Однако непосредственно на архитектуре ван де Вельде сосредоточился уже после тридцати, написав эссе «Очищение архитектуры» (1894 г.), где, помимо ницшеанского влияния, читается моррисовское обращение к народности и несколько противоречащее этому стремление к примирению с миром индустрии. Таким образом, уже в этом первом «манифесте» видна одна из противоречивых черт антиэклектического движения модерна, стремящегося к созданию нового стиля.
Продолжение о реальных проектах следует...
P.S. Текст написан мною в 2021 году
В продолжение темы: