Павел Беньков влюбился в цвета Бухары, в расплавленный от солнца камень. Почти в пятьдесят лет он осел в Узбекистане и начал жизнь заново. Сегодня собрание музеев Бухары и Нукуса украшают его работы и произведения его учеников. На примере его судьбы можно поговорить о таком феномене как вдохновение, особенно воспетом людьми далекими от искусства и маркетологами, которые искусство продают. Редкие голоса творцов о том, что они встают к мольберту более-менее регулярно, а муза подтягивается, тонут в хоре людей с повышенной эмоциональной возбудимостью. Определим крайности в восприятии этого явления и попробуем предположить, почему действительно можно претерпевать и жару, и холод ради правильного света. С одной стороны в романах и стихах XIX – XX веков вдохновение описывается как феномен, доступный только избранным. Это состояние сродни экстазу шамана или трансу греческой пифии. Оно завладевает художником и по сути творит оно, а не он. Задача этого беспомощного сосуда из мяса и костей то