Наверное, нет больше среди моделей PIKO парового локомотива, который бы не претерпел столько реинкарнаций-вариаций, как BR-55, но если честно, то у меня никогда не было желания попытаться собрать все разновидности «писятпятого» в своем собрании. Причина? Она банальна: из всех братьев-близнецов мне нравился только один вариант – бельгиец, и шанс взять модель в абсолютном коллекционном «нульсене», в коробке, с инструкцией, по счастью, представился…
Вожделение мое можно понять, ведь паровоз предстает в совершенно необычной раскраске – он черно-зеленый, абсолютно выбивающийся из череды антрацитно-угольных чумазиков, и окраска у него просто великолепная, как будто не краска, а глазурь, не устаю ею восхищаться!
Но прежде, чем мы с вами будем рассматривать модель подробно, окунемся в историю. Согласно летописи истории компании PIKO, 55-й вышел в свет в далеком… 1954 году и это был, естественно, карболит. Любопытно, что на конвейере этот вариант локомотива просуществовал совсем недолго: в каталоге продукции 1956 года модель заявлена, а уже через два года в каталоге 1958 года ее нет…
Но это, как оказалось, отнюдь не означало, что компания не планирует возвращаться к выпуску, ибо обновленный, уже в пластике, пятьдесят пятый воскресает в легендарном каталоге «с мальчиком» 1968 года, да еще как: компания сразу запускает в серию три разновидности паровика, принадлежащих разным странам, в том числе – и мой «бельгиец», но забавно другое - на странице каталога можно увидеть золотую медаль, присужденную этой модели в прошлом, 1967 году на Лейпцигской ярмарке, хотя в самом каталоге 1967 года этой модели еще нет!
И дальше, судя по рекламным изданиям, «трио бандуристов» из локомотивов 55-й серии путешествует по страницам каталогов до восьмидесятых годов.
Но все изменится в восьмидесятых, когда компания будет не только расширять ассортимент локомотивного депо, приступая к выпуску новых копий, но и станет пополнять перечень стран, в которых «засветились» наши старые знакомые и BR-55 в качестве новинки получит еще три модные «одежки»! Обратите также внимание на внушительный список артикулов в левой части страницы, указывающий на то, что коллекционер мог просто вылететь в трубу, пытаясь купить все разновидности этого вездесущего путешественника:
Забыть локомотив не смогли и в лихие девяностые, когда вышел крайний, в истории социалистического периода фирмы ПИКО, каталог 1991 года. Правда, тут мы уже не найдем привычных раскрасок, а под видом 55-го выходит паровоз в экзотическом цветном наряде, именуемый G-8-1 (впрочем, он упоминается и раньше, смотрите предыдущее фото).
Но на самом деле, и это еще не все! Если открыть знаменитый справочник по моделям локомотивов ГДР, выяснится, что компания ПИКО выпускала… серебряный вариант паровоза, видимо, в ознаменование какого-то юбилея, или установки мирового рекорда по тиражу изделий!
Самому же паровозу и его разновидностям в справочнике отведено целых 8 страниц, перечислено… 52 разновидности, выпущенных ПИКО, а локомотив воспроизводили и другие конторы, разве не рекорд?
Ну а теперь, когда с бумажной бухгалтерией покончено, давайте рассмотрим бельгийца, он того заслуживает. Не зря получил паровозик и золотую медаль, сделан он на совесть, тут не прикопаешься.
Конечно, можно сетовать на слишком примитивную проработку деталей, на отсутствие освещения (на модели 54-года свет, кстати, имелся), но в целом машина производит только положительное впечатление, симпатичная штука, чесслово!
Это небольшой, по габаритам, локомотив (210 мм), который чрезвычайно удачно вписывался в любой макет, в любую игру, недаром с некоторых пор пятьдесят пятый ПИКО начала включать в стандартные наборы, паровоз отличался работящим, дуростойким характером и даже при небрежном детском обращении мог продержаться годы, ломаться там, по сути, было нечему, ведь в экстерьере присутствовало слишком мало «ломучих» деталей, все тут такое литое, брутальное, крепкое.
Паровоз приводится в движение одним мотором, причем достаточно тяговитым и готовым к медленной, рутинной маневровой работе, а лично для меня это один из важнейших показателей, позволяющих играть с удовольствием и комфортом: мчаться на всех 12-и вольтах любой дурак сможет, а вот делать медленное «чух-чух-чух», увы, далеко не каждый.
Мне нравится и то, что у 55-го целиком металлическая кулиса, это и надежно и очень эстетически правильно смотрится, когда компания перейдет на пластик, магия металла пропадет.
Сам мотор инженеры расположили в будке – ход примитивный, «убивший» возможность сотворить интерьер в этой самой будке, но в то же время двигатель вписан в пространство очень аккуратно, причем, что любопытно, вал двигателя расположен параллельно осям колесных пар, само движение к которым передается через набор шестерен.
Все четыре колесные пары – ведущие, и это тоже плюс, потому что, как я уже сказал, локомотив обладает завидной тяговитостью и с легкостью пускает в путь состав большой длины. Обращает внимание резиновые кольца на бандажах задней колесной пары – это еще один шаг для предотвращения пробуксовки, умно и толково сделано!
Если посмотреть снизу, то видно шестерни, выглядывающие из защитной пластины, но никаких надписей на ней нет. Маркировку же надо искать на внутренней поверхности крыши будки машиниста.
Мне нравится, что тендер с локомотивом соединяется не жестко, то есть в любой момент можно их расцепить, это позволяет сохранить игрушку, если она попадает в детские руки.
Я также уважаю BR-55 за внимание к деталям, например, к белой обводке на буферах, к стеклярусам, имитирующим головной и хвостовой свет, и я просто балдею от комбинированной черно-зеленой окраски, от того, что спицы колес не красные, как у всех, а черные – локомотив просто круто смотрится, ну кто с этим сможет поспорить!
Все надписи – выше всяких похвал, четкие, ясные, даже самые мелкие. Я понимаю, что сейчас делают лучше, но надо помнить, что со времени изготовления модели прошло больше пятидесяти лет, это уже совсем другая эпоха.
Если говорить о редкости, то тут ее, конечно, нет, это тиражная модель и наверное, можно поискать и найти сопоставимый, по идеальному виду, образец, сохраненный бережно у кого-то на антресолях, но от этого моя лично привязанность к 55-му не ослабевает, я любил и люблю своего «бельгийца», единственного из всего бесконечно большого семейства этих локомотивов. Если же в вашей коллекции ГДРошного старья до сих пор нет ни одного пятьдесят пятого, обязательно озадачьтесь покупкой и как и я, нацельтесь именно на бельгийца, уверен, что сожалений не будет никаких, это очень правильная модель из ассортимента нашей любимой компании PIKO!