XM-1 был опытным основным боевым танком, созданным компанией General Motors в 1976 году в рамках конкурса на новый танк для армии США. В это время армия США развивалась, и необходимость в новом танке была очевидной.
Компания General Motors решила принять участие в этом конкурсе и начала работу над танком. Они создали команду инженеров и конструкторов для работы над проектом. Работа над танком началась в 1972 году, а первый опытный образец был представлен в 1976 году.
XM-1 был хорошо принят на испытаниях, но в конечном итоге не был выбран для массового производства. Вместо него армия выбрала другой танк, XM-1 от компании Chrysler, XM-1 от General Motors превосходил в некоторых аспектах XM-1 от Chrysler, но здесь решила то что Chrysler смогли сделать танк более дешёвым в производстве.
Броня
Лоб
танка состоит из разнесённой брони в три слоя, угол наклона равен 57° .
- Катанная Гомогенная Броня 76 мм.
- Воздух 300 мм.
- Катанная Гомогенная Броня 38 мм.
Принцип работы разнесенной брони заключается в том, что снаряд, попадающий в первую броню, теряет часть своей энергии, а затем попадает во вторую броню. Это приводит к тому, что даже если снаряд пробивает первую преграду, его энергия значительно снижается, и он может быть остановлен второй преградой.
В результате такого размещения брони, общая эффективность защиты повышается, так как вероятность пробития брони и проникновения снаряда внутрь машины снижается. Кроме того, разнесенная броня позволяет использовать более тонкие и легкие слои брони, что снижает общую массу и улучшает маневренность техники.
Данная броня может спасти от кумулятива на 320 мм если угол встречи будет равен 58°.
Башня
Маска орудия состоит из катанной гомогенной брони в 38.1 мм и угол наклона в 49° и 51°, а за маской орудия расположен лист катанной гомогенной брони толщиной в 101.6 мм и угол наклона этого листа равен 0°
Щёки имеют угол наклона в 48°, состоят из комбинированной брони в три слоя.
- Катанная Гомогенная Броня 76 мм.
- Комбинированная броня с элементами NERA 260 мм.
- Катанная Гомогенная Броня 38 мм.
Принцип работы NERA Armor заключается в использовании нескольких слоев бронированных плит, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга. Когда снаряд попадает в броню, он сначала пробивает первую плиту, которая имеет меньшую толщину и более низкую плотность. Затем снаряд попадает во вторую плиту, которая имеет большую толщину и более высокую плотность. Благодаря этому, снаряд теряет свою энергию и не может пробить броню насквозь.
Таким образом, NERA Armor обеспечивает более эффективную защиту по сравнению с традиционными системами бронирования, где используется только один слой брони. Кроме того, использование нескольких слоев позволяет снизить общую массу брони, что в свою очередь улучшает маневренность боевой машины. Non-explosive reactive armor
Борта башни
Это просто слой катанной гомогенной брони толщиной в 38.1 мм и с углом наклона в 19° о какой то серьёзной защите здесь речи нет.
Крыша и затылок
Толщина крыши варьируется от 12.7 мм до 25.4 мм катанной гомогенной брони.
Затылочная часть имеет толщину в 25.4 мм катанной гомогенной брони.
Борта и Днище
В области гусениц половина танка ближняя ко лбу покрыта композитными экранами толщиной в 50.8 мм в числе 6 штук с каждой стороны. Другую часть борта закрывают два больших листа катанной гомогенной брони толщиной в 6.35 мм. За гусеничная часть имеет толщину в 31.75 мм и угол наклона в 0°.
Верхняя часть имеет толщину в 19.05 мм и угол наклона в 35°.
Днище танка имеет толщину в 12.7 мм.
Корма
Толщина заднего листа равна 31.75 мм, крыша моторного отделения в 25.4 мм, исключение решётки толщиной в 5 мм.
Подвижность и Компоновка
Подвижность танка XM-1 GM обеспечивалась дизельным двигателем AVCR-1360 это усовершенствованная версия двигателя AVCR-1100
который устанавливался на MBT-70 (KPz-70).
Прототип XM-1 GM имел шестикатковую ходовую часть. Два передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные — торсионной. XM-1 GM имеет трансмиссию в 8 передач вперёд и 4 назад, максимальная скорость вперёд 83 км/ч, а назад 43 км/ч.
Танк также умеет разворачиваться на месте вращая обе гусеницы в противоположных направлениях.
Компоновка экипаж танка 4 человека механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир. Механик водитель расположен в левой части танка справа от него топливный бак. Весь остальной экипаж в башне позади них боеукладка первой очереди из 24 снарядов, огорожены они от неё 38 мм листом катанной гомогенной брони. Заряжающий расположен слева в башне, а наводчик и командир справа. Двигатель расположен в корме окружён сначала радиаторами потом топливными баками в самой задней части трансмиссия. Часть, где расположен двигатель и трансмиссия огорожен от боевого отделения листом 6 мм катанной гомогенной брони.
Вооружение
M68 эта 105 мм пушка имеет перезарядку в 7.8 секунд имеет двух плоскостной стабилизатор так же в танке предусмотрено ПНВ Прибор Ночного Виденья и Тепловизор. Ниже представлена неполная номенклатура снарядов.
M728 Бронебойно подкалиберный снаряд с отделяющимися поддонами.
- Калибр - 105 мм
- Масса - 4.53 КГ
- Скорость Полёта - 1426 м/c
- Пробитие с расстояния (500 метров) - 252 мм
Снаряд состоит из двух частей - основного бронебойного сердечника и отделяющегося поддона. Основной бронебойный сердечник изготавливается из твердого материала, такого как вольфрам или обедненный уран, и имеет малый диаметр для уменьшения сопротивления при прохождении через броню. Отделяющийся поддон служит для стабилизации снаряда в полете и для передачи ему начальной скорости при выстреле.
При попадании снаряда в броню основной бронебойный сердечник проникает через нее, а отделяющийся поддон остается на поверхности брони. Это позволяет уменьшить общую массу снаряда и увеличить его бронепробиваемость.
M735 Оперённый Бронебойно подкалиберный снаряд с отделяющимися поддонами
- Калибр - 105 мм
- Масса - 3.72 КГ
- Скорость Полёта - 1501 м/c
- Пробитие с расстояния (500 метров) - 284 мм
Основной бронебойный сердечник изготовлен из твердого материала и имеет малый диаметр. Отделяющийся поддон стабилизирует снаряд в полете и передает ему начальную скорость при выстреле. Оперение обеспечивает стабилизацию снаряда на траектории и увеличивает его дальность полета.
При попадании в броню основной бронебойный сердечник пробивает ее, а отделяющийся поддон и оперение остаются на поверхности брони. Это уменьшает общую массу снаряда и увеличивает его бронепробиваемость.
M456 Кумулятивный Невращающийся Снаряд
- Калибр - 105 мм
- Масса - 10.5 КГ
- Скорость Полёта - 1174 м/c
- Пробитие с расстояния (500 метров) - 400 мм
- Взрывчатка (Состав B) 970 грам в тротиловом эквиваленте 1.27 кг
Невращающийся кумулятивный снаряд - это тип боеприпаса, который использует эффект кумуляции для создания узконаправленного потока металла. Этот поток металла способен пробить броню или другие препятствия.
Принцип работы невращающегося кумулятивного снаряда заключается в следующем:
Снаряд имеет кумулятивную воронку, которая обращена к цели.
Внутри снаряда находится взрывчатое вещество.
При взрыве взрывчатого вещества образуется кумулятивная струя, которая направляется вдоль оси снаряда.
Кумулятивная струя имеет очень высокую скорость и температуру, что позволяет ей пробить броню или другое препятствие.
Итог
Хоть и машина от General Motors не выиграла конкурс по причине того что при примерно равной эффективность XM-1 General Motors стоил дороже чем от Chrysler. Это была основная причина того что General Motors не выиграла конкурс хотя машина достойная как для прототипа танка Абрамс.