Основная задача когнитивной терапии — выявление негативных мыслей или установок, которые в процессе жизни приводят человека к депрессии. Когнитивная терапия является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя техник.
Когнитивный терапевт использует несколько этапов при работе с клиентом:
На первом этапе, он пытается выявить неадаптивные убеждения. Терапевт направляет пациента, помогая ему обнаружить, каким убеждением вызвана та иная дисфункциональная мысль.
Выделяют следующие иррациональные установки клиента, предрасполагающие к возникновению депрессивных переживаний.
1) чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях;
2) чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить и принимать все и всегда;
3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупый;
4) если я не достиг вершины, то потерпел провал;
5) как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком;
6) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди;
7) я не могу жить без любви. Если мой партнер (Значимый Другой) меня не любит, я ни на что не годен, я ничтожество;
8) если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.
Ряд депрессогенных установок клиентов, основаны на теории долженствования.
1) я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым;
2) я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом;
3) я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием;
4) я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы;
5) я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным;
6) я должен все знать, понимать и предвидеть;
7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами;
8) я всегда должен считать виноватым себя; я не имею права причинять боль никогда и никому;
9) я никогда не должен испытывать усталости и боли;
10) я должен быть всегда на пике эффективности.
Второй этап включает в себя изменение убеждений, а в частности, формирование альтернатив. Рассмотрим небольшой пример. На утверждение клиента о том, что он должен все знать, понимать и предвидеть, психолог может привести ситуацию, возможно из жизни клиента, которая была неподвластна его контролю. После того, как клиент согласиться с данным утверждением, когнитивный терапевт должен помочь выработать альтернативную установку. В новой фразе может быть идея о том, что есть вещи, которые можно знать, понимать и предвидеть, а есть вещи, которые не подвластны никакому контролю. На завершающем этапе сформированные альтернативные мыслительные «программы» и полезные установки закрепляются в мышлении и поведении методом регулярного использования: первоначально — в ходе тренинга, а в дальнейшем — в реальной жизни.
Телесно-ориентированный подход при работе с депрессией
Представители телесно-ориентированной терапии видят причину депрессии в подавленных эмоциях, таких как гнев, враждебность несогласие, которые в свою очередь блокируются в теле в виде телесных зажимов. При проработке телесных зажимов, подавляемая прежде эмоциональная энергия находит выход, что способствует избавлению от депрессивного состояния.
Австро-американский врач-психиатр, Вильгельм Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение, которым мы компенсируем свое напряжение, страх, боль, неуверенность и многое другое, выливаются в формирование «мышечного панциря», или «зажима». То есть вытесненная, непризнанная или непроработанная эмоция выражается в противоестественном напряжении различных групп мышц, что делает походку угловатой, нарушает осанку (сгорбленность или, наоборот, прямая спина и походка как у робота), стесняет дыхание.
Райх предложил новаторский метод решения проблемы путем воздействия на напряженную группу мышц. Специальные методики были разработаны для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы мышц и с помощью физического воздействия высвободить подавленные эмоции. Обычно для этого используют щипковый массаж. И так, двигаясь вниз по телу, пациенту помогают сломать «мышечный панцирь». То есть в основе этого учения лежит понятие органной энергии. Энергия должна свободно двигаться от сердцевины организма к периферии и уходить. Блоки, или зажимы, мешают ее естественному течению, они служат искажению и разрушению естественного существования.
Вот как описывает Райх сегменты защитного панциря:
- Глаза — это сегмент, который удерживает плач. Обычно напряжение выдают две составляющие — неподвижный лоб и пустые глаза.
- Слишком сжатая или, наоборот, расслабленная челюсть (это могут быть другие гримасы) выдает сдерживаемый крик, плач или гнев. Вообще голова — это область сверхконтроля, то есть неумение отпускать себя, отключать контроль сознания в моменты творчества, расслабления, в сексе, в любые моменты, когда нужна искренность и интуиция.
- Шея, плечи и руки — это область ответственности, здесь заперты страхи и обязательства. Это граница между «брать» и «давать», в которой нужно достичь гармонии.
- В груди живет обида, которая мешает свободно дышать.
- Злость и жадность локализуются в животе.
- Ноги — это наша опора, здесь локализуется неуверенность.
Дыхательные практики широко применяются при работе с депрессией. Они помогают осознать своё дыхание, сделать вдохи и выдохи более естественными и расслабленными. Во взрослой жизни люди часто страдают от дыхательных нарушений из-за эмоциональных противоречий и, как следствие, мышечных зажимов. Идеальное же дыхание должно обязательно задействовать горло, диафрагму, грудь, брюшную полость, нижние ребра. Неполноценные вдохи и выдохи представляют собой защиту человека от страха и паники. При работе с дыханием важно отметить и роль громкого голоса, который обеспечивает уверенность в процессе набора и усвоения кислорода. Удержание звука рождает блоки, а его высвобождение резонирует в теле и приводит к нужным вибрациям. Биоэнергетика учит человека дышать без усилий и громко, чтобы подавленные стрессовые реакции и болевые ощущения разрушались под напором звука и свободы.
Инструкция
Сядьте на твердую поверхность. Протяните звук «а», как минимум 20 секунд. Постепенно увеличивайте время звучания, чтобы нейтрализовать блоки в дыхании. В результате упражнения люди обычно замечают интенсивные вдохи и выдохи, а также плач. Также звук «а» можно заменить на ведение счета вслух с постоянной периодичностью. Займите сидячую позу, дышите расслабленно в течение минуты. Потом на протяжении всего выдоха издайте какой-нибудь звук. Повторите его и на вдохе. Ощутите, как воздух всасывается в тело, как перед чиханием. Разместите на полу валик из полотенца или пледа. Лягте на него, чтобы растянуть мышцы спины и выпустить грудь при дыхании ртом. Боль в спине при этом будет, но она не слишком заметна, если нет проблем с позвоночником. Такое действие помогает выйти наружу заблокированным эмоциям, поэтому человек может зарыдать или его стошнит. Чтобы снять зажимы горла и углубить дыхание неосознанно, надо сесть, расслабиться и на каждом вдохе озвучивать длинный стон. Постарайтесь стонать и на вдохе в течение трех циклов. Затем поменяйте стон на выдохе на слог «Ух» или имитацию рыдания, чтобы раскачать себя на слезы или крик. Проговаривайте звуки и на вдохе, не бойтесь заплакать, потому что этот процесс прекрасно избавляет от напряжения и исправляет дыхание.
Психология уделяет большое внимание возможности человека быть в контакте со своими ощущениями и реальностью. Нельзя постоянно использовать тело механически. Большинство людей после упражнения интуитивно хотят снова сгорбиться, хотя допускать этого нельзя. Нужно помнить, что мягкий позвоночник не позволяет выдержать стрессовые ситуации, и наоборот, жесткая спина не позволяет легко прогибаться при необходимости.