Найти тему
ПроАвтобизнес

Автомобили для побега за «Берлинскую стену»

34 года назад 9 ноября 1989 года знаменитая Берлинская стена пала. Она простояла 28 лет и стала символом послевоенной Европы, жившей тогда по ялтинско-потсдамским договоренностям. Сегодня историки называют стену символом «железного занавеса». Помимо ныне разрушенной Берлинской стены, материальным воплощением этого занавеса была натянутая колючая проволока на государственных границах социалистических и капиталистических стран, которая охранялась пограничниками, а физически пересечь ее было невозможно.

Как известно, не всех граждан устраивал тот строй. Самые активные и отчаянные из них предпринимали попытки пересечь границу. Как говорит бесстрастная статистика только через Берлинскую стену было совершено 5075 успешных побегов. Каких только изощренных способов не придумывали, рвущиеся за границу граждане.

Но наш рассказ о том, как использовались при этом автомобили. Мы вспомним четыре самых известных случая. То, что в багажнике автомобиля можно провезти человека, не является большим секретом.

-2

Первый подобный случай, произошедший в 1963 году, принадлежит австрийцу Хайнцу Майкснеру. Он бывал в командировках в ГДР и там встретил девушку Маргарет, с которой у него произошел бурный роман. Выпускать девушку в Австрию власти ГДР не собирались, поэтому Хайнц придумал план. Он незаметно измерил высоту шлагбаума на контрольно-пропускном пункте, которая оказалась равной 96 см. И затем подобрал кабриолет, который мог спокойно проехать под шлагбаумом. Им оказался английский Austin Healey Sprite. Будущая теща разместилась в багажнике, а укрытая невеста на заднем сиденье. 5 мая 1963 года Хайнц подъехал к КПП с равнодушным видом, чтобы не возбуждать подозрений пограничников, протянул документы и нажал на газ. Автомобиль быстро пересек госграницу и был таков.

Но еще больше граждан ГДР (33 человека) перевез таким образом Хартмут Рихтер, который в 1966 году переплыл пограничный канал Тельтов, затем ему дали гражданство ФРГ. Правда, был пойман пограничниками, когда перевозил своих родственников и, впоследствии, был осужден на 15 лет судом Германской Демократической Республики. В 1972 году между ФРГ и ГДР было заключено «Соглашение о транзите». С территории Западной Германии в Западный Берлин вела автотрасса. Согласно соглашению по ней, практически без личного досмотра, могли проезжать граждане Западной Германии, чем и воспользовался Рихтер. Правда, съезжать с этой трассы и брать попутчиков было запрещено.

Самый первый перебежчик военнослужащий армии ГДР Конрад Шуман ушел прыжком
Самый первый перебежчик военнослужащий армии ГДР Конрад Шуман ушел прыжком

На самом деле в Берлинской стене, протяженность которой составляла 155 км, а в черте города 43 км, было 25 контрольно-пропускных пунктов. И в 1986 году через один такой пункт на грузовике попытались прорваться некий 41-летний Ханс-Иоахим Пофаль и его 35-летняя подруга Мартина Лей с их восьмимесячным ребенком. Дело в том, что в 1985 году они подали официальное прошение о разрешении на эмиграцию из ГДР в ФРГ. Однако ответа можно было ждать несколько лет. Отвечая на вопросы западных журналистов после побега, Пофаль заявил, что лучше пять минут страха, чем годы ожидания.

Ханс-Иоахим Пофаль обложил кабину грузовика стальными пластинами, в кузов загрузил 5 тонн гравия, и таким образом превратил машину в стенобитное орудие. Чтобы смягчить удар, стальные пластины выложили изнутри подушками и одеялами. Пофаль подъехал на скорости 60 км/ч к пункту Charlie на Фридрихштрассе, не тормозя, снес шлагбаум и приграничные укрепления. Лобовое стекло и фары разбились, кабина получила сильные повреждения, но через минуту Пофаль уже был за пределами досягаемости для пограничников ГДР.

КПП Charlie Пофаль и Лей выбрали специально, считая, что здесь пограничники не будут сразу открывать огонь: это было место, где границу переходили в основном дипломаты и иностранцы. Расчет оправдался — по ним, действительно, не стреляли, но лишь потому, что пограничники полагались на массивное заграждение, которое автоматически опускалось, перекрывая проезд, при любом ЧП. Но за те секунды, что потребовались автоматике, чтобы закрыть железный занавес, грузовик успел переехать границу.

Tatra 148 после попытки
Tatra 148 после попытки

Менее удачная попытка была предпринята для пересечения чехословацко-австрийской границы (КПП Микулов-Драсенхофен) в 1982 году, на четыре года ранее, чем Пофаль. Самосвал Tatra 148, груженный гравием попытался таранить шлагбаум. Что из этого получилось, хорошо видно по снимкам.

-5

Попытки незаконного пересечения границы продолжались вплоть до падения Берлинской стены. Вот одна из последних, была предпринята на автомобиле советского производства «Волга» на пограничном переходе чехословацко-западногерманской границы (Стражне-Филиппсреут).

-6

Парочка Уве Ханзель и его супруга Стрекер с четырьмя детьми прибыли из Берлина в Чехословакию летом 89-го, за несколько месяцев до падения стены. Туда же прибыл сводный брат Ханзеля. Побывав рядом с несколькими КПП они пытались выяснить - из чего выполнен шлагбаум. Дело в том, что на одном из КПП такие же беглецы протаранили шлагбаум на пластмассовом автомобиле восточногерманской марки Trabant. Крышу автомобиля снесло и пассажиры и водитель погибли. Об этом сообщало радио Западного Берлина.

-7

В конце концов, Ханзель и его супруга решили попробовать протаранить шлагбаум КПП Стражне, они посчитали, что здесь минимальная очередь, а также предположили, что шлагбаум пластиковый, или максимум деревянный. Поэтому единственной мерой безопасности, по их мнению, пригнутся пониже.

-8

Но во время столкновения у «Волги» сорвало крышу, автомобиль оказался в кювете. Последствия тарана таковы: восьмилетний сын Кевин погиб из-за удара головой, а 10-летний Марк и супруга Стрекер получили серьезные травмы. Раненых доставили в больницу, а Уве Ханзеля и брата задержали пограничники.

-9

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz