В знаниях однозначно есть ценность, особенно когда эти знания применяются на практике. Например, все знают, как важно заниматься спортом и правильно питаться, но делают это единицы. Само по себе знание вряд ли может кардинально изменить жизнь к лучшему, а его практическое использование может.
В ценности и значимости знаний люди обычно не сомневаются, а вот в незнании видят источник многих своих бед.
Но как и в любом явлении, в незнании тоже можно найти свои плюсы.
Во-первых, незнание — это всегда повод устранить этот дефицит, расширить свой кругозор. Нормальный человек, обнаружив пробел в знаниях, пойдет и изучит вопрос, благо, сейчас для этого доступно много источников.
Во-вторых, незнание — это причина любознательности и интереса к миру. Вспомните, какими вы были в детстве или как росли ваши дети. Ребенок по природе своей довольно любопытен, его любознательность не знает границ. Ему интересно все, начиная от того, почему у человека всего две ноги и заканчивая тем, есть ли Бог на свете. Его незнание мира заставляет рассуждать, формулировать вопросы, слушать ответы и делать выводы.
В-третьих, у помогающих специалистов (психологов, коучей, психотерапевтов) незнание того, как правильно, часто становится хорошей точкой роста для клиента.
Часто можно встретить отзывы клиентов, которые пишут, что психолог был слишком категоричен, навязывал свою точку зрения, критиковал, осуждал, высмеивал. Конечно, это не профессиональное поведение, специалист вряд ли бы стал так себя вести. Возможно, как раз у психолога было четкое представление в голове, как правильно, он знал, как должно быть.
Его картина мира не совпала с картиной мира клиента, отсюда и пошло давление, критика, обесценивание. Навык обнулить весь свой опыт, посмотреть на другого с позиции чистого листа, не классифицировать и не навешивать ярлыки — это то, чему помогающие специалисты учатся годами. Жаль, что некоторые так и не овладевают им, но продолжают работать с людьми.
Люди часто хотят передать ответственность за решение важных вопросов другому человеку, потому что это нелегкий груз. И задают вполне себе конкретные вопросы: «Мне рожать третьего ребенка? Надо ли мне увольняться с работы? Остаться в браке или разводиться?»
Иногда кажется, что ответ на поверхности, но опытный помогающий практик ответит: «Я не знаю, но могу помочь тебе самостоятельно принять решение».
Это касается не только отношений «психолог-клиент», но даже отношений с близкими, друзьями, родственниками.
Нам же часто кажется, что мы больше знаем о жизни, поэтому лучше понимаем, кто больше подходит нашему ребенку, где ему надо учиться или работать, с кем жить. Трудно войти в это состояние незнания, чтобы дать возможность ребенку или другому близкому человеку самому сделать выбор. Но мы, правда, не можем знать, что будет лучше для другого человека. У нас нет его опыта, нет его нервной системы, нет его восприятия, установок, ценностей. Он другой, поэтому только он сам знает, как ему лучше.
Здесь надо сразу оговориться, что речь не идет о тех ситуациях, когда человеку нужна помощь в экстренных случаях, в которых он не может отвечать за себя, или о ситуациях, где его действия выходят за рамки правового поля.
Речь об обычной жизни, где надо учиться делать выбор и отвечать за него.
Со знаниями существует такой парадокс: чем больше становится зона знаний, тем объемнее становится и зона незнаний. Это значит, чем больше узнаешь, тем отчетливее понимаешь, сколько всего, оказывается, ты не знаешь. Кто-то опустит руки, а кто-то будет двигаться в познании дальше.
А какой путь выберете вы? Незнание чего-то мотивирует вас узнавать или вы спокойно живете дальше?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью🤗