«Гимназист» открывает новую рубрику «Сделано выпускниками». Здесь мы будем рассказывать о том, чего добились выпускники гимназии «Альма-Матер», об их проектах и достижениях.
Первый гость рубрики – выпускница 2013 года Ани ГУЛИНЯН, создатель онлайн-школы программирования «Goo Goo School». Беседу ведёт десятиклассница Владислава ОБОЛЕНСКАЯ.
– Как пришла идея создания онлайн-школы?
– Мне всегда хотелось заниматься образованием. Вообще я ещё с первого курса университета преподавала сама. Была репетитором, в том числе готовила ребяток к ЕГЭ. Хотя я юрист по образованию и семь лет работала юристом в крупной компании, но никогда не чувствовала себя счастливой на этой работе.
И когда я стала анализировать, чем бы мне хотелось заниматься, в чем моё призвание, мне сразу на ум пришло именно преподавание. Но зачем быть учительницей, когда можно быть директором? Поэтому мы с моим младшим братом Ваном сначала купили франшизу одной известной школы программирования, поработали, поуправляли. Потом поняли: когда ты управляешь франшизой, всё равно подчиняешься каким-то правилам. У тебя есть определённые рельсы, по которым ты должен ехать, нам стало тесно, вот мы и решили открыть свою школу.
– Почему именно онлайн?
– Наша школа работает и оффлайн. Но – да, основной поток направлен на онлайн-образование. Потому что это отвечает современным запросам. Мы под них подстраиваемся.
– Как вы выбрали название для школы?
– Название для нас придумала наш бренд-дизайнер – Настя Субботина. Она вообще суперкрутая, у неё креатив из каждой клеточки тела сочится.
Это забавная история – как мы обсуждали название. Оно пришло к нам в самую последнюю очередь. Изначально я думала обыграть «баг», потому что с английского дословно это переводится как «жук». При этом в программировании так называются ошибки в коде. А когда наш бренд-дизайнер спросила у моего брата, какие ему нравятся названия, он, недолго думая, сказал, что ему нравится Louis Vuitton и Balenciaga, он бы хотел от этого отталкиваться. Но это всё-таки школа для детей в первую очередь. И вот Настя использовала первый слог нашей фамилии – «гу», но написала его с двумя «о», потому что goo с английского переводится как «что-то липкое, клейкое». Так мы транслируем, что наши знания приклеиваются, как стикеры, к нашим ученикам. Многоуровневое такое название получилось.
– С чего вы начали создание школы? Были ли сложности?
– Любое предприятие начинается с большой аналитической работы. Мы долго и упорно анализировали своих конкурентов. На рынке таких масштабных проектов оказалось не очень много. Мы долго пытались сформулировать наше уникальное торговое предложение, наше конкурентное преимущество. То есть первые два месяца работы очень много анализа, обсуждений, планирования. А потом уже началась надстройка на этот теоретический материал.
Я бы сказала, трудности были. Мы сталкиваемся с ними до сих пор. Для меня самый большой челлендж – это, конечно, управление людьми. В основном управляю я, а не мой брат. Он технарь и занимается техническим обеспечением. Я пока что не очень поняла, как максимально эффективно управлять сотрудниками.
– Какие направления есть в вашей школе и как они сочетаются?
– Три основных направления: IT, графический дизайн и английский язык. Мы хотели, чтобы школа была связана с цифровой сферой. Ну, а какая работа айтишника или графического дизайнера без знания английского? Поэтому мы решили сразу добавить его, чтобы у детей была возможность обучаться английскому в том же месте, где они включаются в программирование. В свою очередь сфера IT у нас имеет очень много разных направлений. У нас можно научиться всему, что сейчас актуально, что используется взрослыми дядечками-айтишниками.
– Должен ли ученик изучать все направления?
– Нет, абсолютно не обязательно. У нас очень часто или родители сами программисты, или дети очень в теме, поэтому они приходят и уже знают, какой именно язык программирования хотят изучать. А иногда, наоборот, не знают, тогда мы подсказываем.
Мы, конечно, всегда общаемся с каждым ребёнком перед заключением договора. Проводим онлайн-консультации, выясняем и у родителей, и у детей, какие у них ожидания, какие предпочтения, какая база для занятий. Например, чтобы изучать С++, нужно очень хорошо знать математику. Или, скажем, ребёнок хочет писать код, но никогда этого не делал, тогда мы рекомендуем пойти на Python (язык программирования), потому что он самый простой в изучении.
Вот у меня вчера как раз было занятие, сидит ребёнок девяти лет, рассказывает, как хочет заниматься базами данных, а есть дети, которые хотят делать игрушки, – и это разные курсы, разные направления.
На онлайн-консультации есть возможность поговорить с преподавателем, обсудить варианты, а преподаватель может высказать своё профессиональное мнение. Все наши педагоги – практикующие айтишники с большим опытом, поэтому они могут подсказать, что интереснее, что актуальнее, что будет актуально ещё долгие годы. Можно прийти и на бесплатный пробный урок.
– А учебники у вас есть?
– Нет, на уроках мы пользуемся только своей авторской образовательной программой. У нас стопроцентный интерактив – то есть практические занятия. Это самая классная часть нашей школы. Я очень горжусь тем, что мы придумали с братом, потому что это (нескромно сейчас будет сказано) прямо крутая тема. У айтишников особо никто не смотрит на высшее образование. То есть это, конечно, здорово, если у тебя оно есть, но научиться программированию можно и на курсах. В чём суть нашей образовательной программы – дети делают реальные штуки, реальные проекты, которые используют на своих телефонах и компьютерах, в реальной жизни.
На юрфаке я была просто в шоке: вот второй, вот уже третий курс, а моих знаний абсолютно не хватает, чтобы пойти работать по профессии. Потому что первые три года на юрфаке мы говорили обо всём и ни о чём. А если ты умеешь программировать и у тебя есть портфолио, ты можешь и учиться в вузе, и параллельно достойно зарабатывать. При этом не страдает учёба, потому что работаешь полностью на удалёнке.
Учебники нам не нужны. У нас совокупно очень много опыта. У нас есть образовательная программа, написанная в соответствии с последними методиками. А прямо сейчас мы в процессе получения образовательной лицензии. [На момент публикации Goo Goo School уже получила образовательную лицензию. – «Гимназист»] Это для нас задача номер один – несмотря на то, что мы можем преподавать и без неё. Для меня это принципиальный вопрос, потому что я всё делаю прозрачно. Мы родителям рассказываем, из чего складывается стоимость, как у нас всё проходит. Можно прийти на урок или посмотреть запись занятия. У нас такая политика – стопроцентная прозрачность.
– Что вам дала наша «Альма-Матер»?
– Во-первых, Ольгу Валентиновну. Моя классная руководительница с седьмого или восьмого класса. Олечка Валентиновна. Мы до сих пор всем классом к ней ходим.
А «Альма-Матер» – это в первую очередь, конечно, сильное гуманитарное образование. Английский язык, литература. Я всем всегда хвастаюсь, что у меня в школе было три разных вида литературы: обычная, современная зарубежная и современная отечественная. Я любила школу, любила учиться. В целом мне в школе было хорошо. Это главное.
– Что посоветуете нам – нынешним ученикам гимназии?
– Не бояться, наверное. Я то же самое говорила брату, когда он был в десятом-одиннадцатом классе: «Даже если гипотетически предположить, что ты не поступишь, – ничего страшного. Значит, поступишь в следующем году».
Жизнь – она складывается всегда таким необъяснимым образом… Всё, что с тобой происходит, – происходит не просто так. Пока ты жив, пока ты здоров, не сдать экзамен – вообще не трагедия. Мы больше мучаем себя своими мыслями и тревогами. Девяносто процентов вещей, из-за которых я так сильно тревожилась в этом возрасте, не стоили даже половины этих эмоций. Не надо бояться.