Летом 1880 года в богатой семье Келлеров, в штате Алабама в Америке, родилась девочка Хелен. Прямо, можно сказать, тёзка моя. Здоровенькая, смышлёная девочка. Уже в 6 месяцев она звонко произнесла своё первое слово "tea". Чай, значит. И всякий раз его произносила, когда хотела пить. Родители не нарадовались. Ещё и года не исполнилось, а она уже чуть не бегала по роскошному саду богатого их поместья. Смеялась и радовалась жизни.
«Эти счастливые дни длились недолго. Всего одна краткая весна, звенящая щебетом снегирей и пересмешников, всего одно лето, щедрое фруктами и розами, всего одна красно-золотая осень», — позже, много позже, спустя целую жизнь, напишет Хелен в своей книге.
И вдруг заболел ребёночек. Лихорадка свалила. Три недели врачи и родители сбивали высокую температуру. "Что с нашей девочкой?" - вопрошал отчаявшийся отец. "Сэр, это - воспаление мозга.. Мы делаем всё, что можем...Но ей не помочь, сэр."
Болезнь отступила! Так же стремительно, как и началась! Впору говорить о чуде - девочка выжила. Но - оглохла и ослепла. Тут уж действительно никто ничего не мог сделать...
Началась какая-то совсем другая жизнь. Сохранились скудные младенческие воспоминания прежней здоровой жизни: когда ей хотелось есть, она показывала рукой, как режут что-то на ломтики, помнила слово «вода» и что оно обозначает, но передавала его искажённо. Хелен, несмотря на недуги, сделавшие её инвалидом, росла смышлёным и жизнерадостным ребёнком. У нее были друзья, и она играла с ними на равных.
А вот говорить она не могла...И вызывало это такие ужасные приступы гнева, что успокоить её было очень трудно, и мало кто из её семьи понимал истинную причину её припадков... А Хелен просто пыталась научиться говорить самостоятельно и - не могла.
Несколько лет прошло...Вконец уставший, разуверившийся отец твёрдо решил отдать девочку в приют для инвалидов. Не смотрели тогда на особенных детей как на полноправных членов общества.
Отец решил. Но не мать! Просвещённая женщина, Кэтрин прочитала одну заметку Чарльза Диккенса, английского писателя-современника. Писал он в ней о какой-то Школе Перкинса. В удивительном том месте слепые были здоровыми людьми, способными к обучению, но никак не инвалидами. Основатель Школы, доктор Фишер, настаивал на том, чтобы у слепых людей были такие же возможности и жизненные перспективы, как у зрячих. Сначала его позицию считали глупой и наивной, но потом, когда успехи его учеников стали очевидны, Школа Слепых стала полноправным учреждением образовательной системы США того времени.
Диккенс писал в той заметке о Лоре Бриджмен. Лора была слепоглухой воспитанницей той самой Школы , более того, благодаря своим педагогам она научилась читать и писать, вышивать и вязать и даже писала стихи. Лора Бриджмен осталась работать в Школе учителем, став первым слепоглухим человеком, получившим и успешной применившим не только свое образование, но и социальные навыки. Это был настоящий луч надежды для Кэтрин Келлер, и она немедленно обратилась в Школу Перкинса с просьбой найти для них человека.
И такой человек нашёлся. В 1887 году двадцатилетняя учительница Энн Салливан приехала в усадьбу Келлеров. Они станут самыми близкими друг другу людьми - богатая, но совершенно беспомощная наследница и родившаяся в беднейшей семье другая девочка, выросшая в приюте для бедных, ослепшая там, но чудом попавшая в чудесную школу, где вернулось к ней зрение. И ставшая учительницей для себе подобных, потому что знала, как им помочь.
Учителям, наверное, исторически суждено быть бедными...
...Я не буду утомлять вас, бесценные читатели мои, обилием подробностей педагогических приёмов, которые использовала 20-летняя учительница. Скажу только, что прежде всего это был личный пример. Даже сегодня, спустя почти 200 лет, ничего более убедительного никто не придумал. Личный пример - ключ к любому успеху в деле обучения и воспитания.
И вот уже через месяц ребёнок, которого хотели отправить в приют, понимал разницу между существительными и глаголами, затем начала девочка сама образовывать предложения, а через три месяца написала свое первое письмо, используя шрифт Брайля.
Это - настоящий педагогический подвиг, равного которому я не знаю, хоть и давно живу и работаю.
Хелен Келлер закончила колледж в 1904 году со степенью бакалавра, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.
Она писала книги, была политическим деятелем, боролась за равноправие женщин и цветного населения США, стала знаменитым спикером и мотиватором. Сам Ник Вуйчич, родившийся без конечностей, признал, что его главной поддерживающей силой, кроме любви родителей, был пример Хелен Келлер.
...Маленькая, в один час ставшая несчастной девочка, которой не помогли деньги родителей, и бедная учительница, сотворившая чудо.
Я готовила доклад на эту тему для конференции в колледже нашем. И не случайно выбор мой пал именно на неё. Год от года всё больше поступает к нам детей из категории "особенных". Да какие они особенные? Не могут носиться по лестницам и скакать через три ступеньки. Просто возможностей у них меньше, чем у здоровых.
Когда я с докладом этим выступала, стояла какая-то звенящая тишина. Мы все понимали, насколько мало у нас делается для этих детей. В 21-м нашем веке...
А тогда, в 19м, когда не было никаких технологий, когда всех лекарств - компрессы да припарки, когда книгу купить - событием было, 20-летняя учительница сотворила чудо.
И нам едва ли до неё дотянуться....Но мы просто обязаны смочь. Хоть в чём-то. Она - смогла. Сможем и мы. Хотеть надо....