Пролог
Жил-был один волшебник. И мало ему было своих собак и разных причудливых птиц, в количестве двадцати трёх штук живущих в его в загородном доме, так он ещё закутался однажды в волшебный чёрный плащ и отправился на спектакль «Мурли», который просто кишит кошками. Кошек там настолько много, что от них рябит в глазах у всякого, кто сидит в зрительном зале. Есть домашние ухоженные, а есть и ободранные помоечные. Они бегают, прыгают, карабкаются по деревьям, качаются на качелях, а иногда даже летают над головами зрителей. А роль самой главной, самой красивой и обворожительной кошки исполняет любимая актриса волшебника Елена Елова. И кто-то даже поговаривал шёпотом, что не столько из-за кошек, а сколько из-за этой актрисы пошёл наш волшебник на спектакль. И будто бы влюбился он в неё ещё в сентябре на постановке «Почему спешат часы» по пьесе Бернанда Слэйда, где она тоже играла главную роль. Впрочем, это могут быть только слухи. Мы же, оставив на время нашего волшебника, собираемся рассказать вам о спектакле. Но сначала следует поделиться впечатлениями от театра «Сфера», потому что это, наверное, один из самых необычных театров Москвы.
I.
Можно сколько угодно читать в интернете, какой это удивительный и необычный театр с говорящим названием «Сфера», но вы и десятой доли не поймёте из того, что написано. Потому что сложно рассказать о его структуре при помощи буквенных символов. Единственное, что откладывается в голове после прочтения разных статей, так это то, что сделан он в виде амфитеатра. И что в центре этого амфитеатра расположена сцена, на которой играют актёры. И даже фотографии с официального сайта располагают именно к такому его восприятию. И кажется, ну что тут такого особенного? Возврат к античности. К истокам драматического искусства. К Колизею в миниатюре. Всё это уже было, с этого и начинался театр. Но…
Только когда сам оказываешься внутри этого пространства, понимаешь, что всё не так просто. Во-первых, площадка внутри амфитеатра – не единственная и даже далеко не основная сценическая территория. Кроме круглой античной сцены есть и вполне традиционные прямоугольные театральные подмостки. И это обстоятельство может сильно шокировать неподготовленного и впечатлительного зрителя (обещали же амфитеатр, уход от традиций). Но и это не всё! Между вторым и третьим рядом есть сразу незаметное чуть увеличенное пространство, похожее на длинную аллею в парке, где тоже происходит часть действия. Но, если вы думаете, что на этом я остановлюсь перечислять чудеса, то зря! В помещении несколько дверей по всему диаметру и никогда не знаешь, откуда именно материализуется новый персонаж и куда затем исчезнет. И возле двух дверей имеются дополнительные небольшие сценические площадки, на которых тоже разворачиваются театральные страсти. Если артистам этих пяти площадок покажется мало, они станут играть просто в проходах между рядами. Думаете, на этом чудеса заканчиваются? А вот и нет! Воздушное пространство между полом и театральным поднебесьем тоже превращено в сцену. На потолке смонтированы мощные металлические ригели и к ним крепятся канаты и тросы, на которых артисты время от времени качаются и летают. Казалось бы, что ещё можно придумать? А вот и можно! Про стены-то мы совсем забыли! А между тем ко всем стенам по всему периметру прикручены металлические лестницы, по которым время от времени артисты взлетают до самого потолка. И там – под потолком – действие продолжается.
Вот теперь у меня всё. Теперь вы понимаете, что такое театр «Сфера», насколько безгранично и абстрактно в нём понятие сцена? И насколько не похож он на другие театры?
Может быть, из-за декораций к спектаклю «Мурли», а, может, потому что личное присутствие усиливает впечатление, но мне показалось, что «Сфера» в реальности намного, причём реально намного – в сотни раз уютнее, чем на фото, что блуждают в интернете.
Всё вышеописанное касается главной сцены театра, но есть ещё малая камерная. О ней в этом блоге был отдельный материал, с которым можно ознакомиться, перейдя по волшебной ссылке.
II.
Ну, а мы продолжаем. Закончив с описанием чудо-сцены, переходим к сказке «Мурли», которую написала известная нидерландская писательница Анни Шмидт. Это полноценная повесть, издающаяся обычно отдельной книгой. По стилю повествования сказка напоминает произведения других известных скандинавских писательниц: Анне Вестли, Туве Янссон, Астрид Линдгрен и т.д.
Повесть настолько увлекательная, что её можно читать в любом возрасте. Даже во взрослом. Кстати, в отличие от многих других сказок, где главными героями являются дети или сказочные существа, в сказке «Мурли» фигурирует только один ребёнок – школьница Биби. Все остальные персонажи, включая главную героиню Мурли – взрослые. А вместо волшебных существ – говорящие кошки в неограниченном количестве. Правда, язык кошек понимают только они сами и дама по имени Мурли, которая будучи кошкой, наелась химических отбросов в мусорном баке исследовательского института и превратилась в человека.
Книга увлекает с первой же сцены. В небольшом вымышленном городке Киллендорн репортёр по имени Тиббе и школьный учитель по имени Смит замечают, как неподалёку от них злобная овчарка по кличке Марс загнала на дерево кошку. Но когда они поспешили на место происшествия, с удивлением обнаружили совсем не пушистое четвероногое домашнее животное, а нечто странное…
"Тиббе и господин Смит неотрывно смотрели вверх. И вот, наконец, им удалось разглядеть того, кто спрятался в зелени молоденьких листочков.
Сначала они увидели ногу. Женскую ногу в красивом чулке и лакированной туфельке.
– Боже мой, это же дама! – ахнул господин Смит.
– Вот это да! – удивился Тиббе. – Как же она смогла так быстро взобраться на высоченное дерево?
Из ветвей показалось лицо. Обыкновенное женское лицо с испуганными глазами, обрамленное копной рыжих волос.
– Он ушёл? – спросила она.
–Ушёл! Спускайтесь! – крикнул в ответ Тиббе…"
И с этой самой минуты ваш вечер перестанет быть томным. Вас с головой увлечёт история о репортёре, которого чуть было не уволили из редакции газеты за то, что он писал статьи только о кошках, игнорируя другие городские новости. Но вот в его жизни появляется юфрау Мурли, имеющая не только кошачьи повадки и привычки, но и способная понимать язык кошек. А кошки в свою очередь понимают язык людей (так что не болтайте ничего лишнего в присутствии ваших усатых и полосатых любимчиков). Кошки создают агентство КИС – кошачью информационную службу; подслушивают и подгладывают за своими хозяевами и не только за ними, а потом все эти свежие сплетни передают Мурли, которая в свою очередь сообщает их Тиббе. Кстати, Мурли стала не только его секретаршей, но и разделила с ним кров, обосновавшись у него дома в картонной коробке, ибо больше ей жить было негде. Это немножечко странно, потому что когда она была кошкой, у неё был дом, но к бывшей хозяйке Мурли вернуться не пожелала.
Благодаря кошкам карьера Тиббе вновь пошла в гору. Главный редактор не только передумал его увольнять, но стал хвалить и даже повысил зарплату.
И всё бы хорошо, но тут, как и положено в любой сказке, появляется антагонист в лице директора парфюмерной фабрики господина Эллемейта. Чего он только не натворил исподтишка. Во-первых, этот лицемер, являясь председателем «Общества друзей животных», ненавидит кошек: пинает их, бьёт бутылками с бургундским, натравливает на них свою собаку Марса, стреляет из ружья... Во-вторых, наехал на своей машине на павильон селёдочника и травмировал бедолагу. В-третьих, ударил бедную Биби, когда она сфотографировала его целящимся в кошек из ружья. И, наконец, в-четвёртых, господин Эллемейт собирался расширить свою парфюмерную фабрику и отравить приятно пахнущий кошками Киллендорн едким запахом парфюма. Много бед натворил бы этот злодей, но благодаря кошкам он был разоблачён и опозорен.
III.
Сказка «Мурли» с точки зрения драматургии идеальна. Много диалогов при минимуме событий, которые вполне укладываются в формат авторских ремарок. Фактически это готовая пьеса. Инсценировка Екатерины Еланской буквально повторяет сказку слово в слово. И это хорошо на фоне современной тенденции до неузнаваемости переиначивать авторский текст, или осовременивать действие. Хотя, интересно было бы узнать, понимают ли нынешние шестилетние дети, что это за профессия такая газетный репортёр и что это за анахронизм такой – газета? Не задаются ли они вопросом: почему в спектакле персонажи не сидят всё время в смартфонах, а в случае необходимости дистанционной связи пользуются старинным проводным телефоном с дисковым реле? И почему Тиббе пишет статьи не на ноутбуке, а на печатной машинке?
Бережное отношение к первоисточнику всегда вызывает уважение. «Мурли» в театре «Сфера» - это классическая, академическая постановка. Расхождение с книгой очень незначительные за исключением финала. В книге финал какой-то обыденный, будничный: Тиббе готовит завтрак и приглашает людей и кошек к столу. В «Сфере» же, скорее всего, концовка взята из замечательного голландского фильма «Леди-кошка» 2001 года выпуска, где, как и положено в финале произведений для девочек (а «Мурли» - это повесть прежде всего для девочек) главные герои целуются и затем женятся.
Премьера «Мурли» состоялась в театре «Сфера» в 2007 году. Спектаклю 16 лет и всё это время главную роль в нём играет Елена Елова. Возможно, образ Мурли для Елены взят из упомянутого ранее фильма «Леди-кошка» с невероятно обаятельной Кэрис ван Хаутен. В фильме мы чаще всего видим мисс Мину (Минуш) в тонком приталенном пальто с отложным воротником, плотных чёрных колготках и деловых туфельках с маленьким каблуком. В спектакле юфрау Мурли предстаёт перед нами в чёрном платье мини с отложным белым воротником, плотных чёрных колготках и таких же деловых чёрных туфельках с минимальным каблуком. Очень похоже, что некоторая музыка в спектакле тоже частично позаимствована из фильма. Но вообще, создаётся ощущение, что и в фильме, и в спектакле музыки и танцев маловато. Хотя, нужно отдать должное, что в «Сфере» музыкально-танцевальной динамики гораздо больше, чем в фильме. Из-за этого трёхчасовое представление смотрится на одном дыхании. Фильм же сократили до полутора часов, за счёт чего многие события повести в него просто не вошли.
Удивляет огромное количество действующих лиц в спектакле. Возможно, в нём занята вся труппа «Сферы». Есть массовые сцены, например, лекция учителя Смита о кошках или банкет в отеле «Монополь» в честь юбилея всё того же Смита. Хотя, эти массовые сцены рассеивают внимание. Возможно, вместо них стоило бы добавить музыку и танцы, которых (как уже упоминалось ранее) на наш субъективный взгляд в спектакле немного не хватает. Такие сцены помогли бы перевести дух, отвлечься от действия.
Эпилог
В зале было много детей, наблюдать за реакцией которых для нашего волшебника было отдельным удовольствием. Дети не воспринимают прыгающие и бегающие на сцене фигурки людей, переодетых в кошек, как актёров играющих кошек. Дети верят, что на сцене настоящие кошки. По сюжету сказки кошка Помоечница родила в заброшенном фургоне семерых котят. Использовать живых котят да ещё в таком количестве на сцене весьма проблематично, поэтому их заменили на семь комочков из меха. Но дети домыслили эти комочки до живых котят, иначе как объяснить с каким активным участием и сопереживанием они помогали юфрау Мурли найти их, после того как злодей Эллемейт выбросил бедняг в мусорный бак.
Именно так по-детски и нужно воспринимать театр. Это касается любого спектакля, который идёт сцене. Те, кто не верит, что меховые комочки это и есть настоящие живые котята, никогда не полюбят и не поймут театр. В театре надо оставатся ребёнком. Независимо от своего подлинного биологического возраста и общественно-социального статуса.
P.S. Все фото, кроме одного авторского, взяты с официального сайта театра "Сфера".