В 1971 году Игорь Савицкий приобрел несколько заметно осыпавшихся холстов у сестры художника. Если бы не это, велик шанс, что мир про Василия Лысенко никогда бы не узнал. Странная картина вызывала у искусствоведов разные чувства, Римма Еремян даже требовала убрать ее из экспозиции. Сегодня это самая известная работа Нукусского музея.
Василий Лысенко учился у Михаила Курзина и Александра Волкова. Когда при жизни его начали ругать за «беспредметность» и «простую красивость», то упоминали вместе с этими уже признанными художниками. Сегодня это воспринимается как признание таланта, а тогда привело к аресту в марте 1935 года. Василий Александрович признал антисоветскими свои рисунки, учителей, коллег, но это его не спасло. Художник бежал из лагеря, жил под чужим именем, снова был арестован.
Человек выжил, а художник умер. После освобождения Лысенко работал маляром. В письме Савицкому от 1974 года сестра Василия пишет, что ее брат парализован и нужны деньги на лечение.
Савицкий представлял картину как антифашистскую. Сегодня говорят о том, что это было его способом защитить живопись Лысенко, на самом деле антисоветскую. В черных глазах зверя видят аллюзию на «Черный квадрат» Малевича.
А возможно ли еще одно прочтение?
«Быка» чаще рассматривают в ряду произведений других художников из экспозиции музея. Но если поставить рядом немногие другие сохранившиеся произведения самого Лысенко («Великие силы», «Силы земные»), стоит признать, что мир фантазии был ему близок. У быка разные рога, один из которых богато декорирован геометрическими рисунками. Тонкие, плоские, пластичные как водоросли в воде передние ноги. Если показать фотографию этой работы студентам на экзамене и попросить определить стилистику, варианты будут от примитивизма до модерна, некоторые вспомнят фрески Кносского дворца. Это действительно в первую очередь декоративное изображение, и не исключено, что выбор цвета глаз был продиктован в первую очередь вкусом художника. Он мог следовать за внутренним представлением о красоте пятен, цветовых сочетаний. И быть при этом антисоветчиком, антифашистом или даже совершенно аполитичным человеком.
Картину заслуженно называют загадочной. В ней ищут и будут искать скрытые смыслы, что живописи только на пользу. Но хотелось бы прояснить один нюанс. Досадно когда к живописному произведению относятся как к ребусу, у которого есть отгадка. Ведь картина – это не школьная задача по арифметике, у которой только одно верное решение, напечатанное в конце учебника. Иногда загадочность и является содержанием.
P.S. 16 ноября в 19-00 я проведу лекцию "Удача гения. Как изобрели высокое искусство" в галерее "Веллум". Билеты можно приобрести здесь.
Василий Лысенко. Бык, 1929 (?).