Он не умел кланяться высоким начальникам, часто совал свою голову туда, где было опаснее и при этом оставался настоящим асом пилотирования, лётчиком-истребителем «от бога». Таким был «сталинский сокол» Георгий Дмитриевич – со сложным характером и такой же судьбой.
Начало войны Костылев встретил среди пилотов 5 истребительного авиаполка на Балтфлоте. Летал сначала на И-16, потом получили ЛаГГ-3. С первых же боёв сослуживцы оценили товарища не по уровню мастерства, а по немедленной готовности идти на помощь, не считаясь с опасностью лично для себя.
Полк активно работал в небе над Ленинградом и вскоре на счету у Костылева были уже и «юнкерсы» и «хенкели». Жители города прозвали его «Георгием Победоносцем», узнавая в лицо на земле. В тяжёлом ноябре 1941 года лётчик был награждён орденом Красного Знамени.
В феврале следующего года их полк стал 3-м Гвардейским на Балтийском флоте. К октябрю Георгий Костылев уже имел на своём счету 59 боёв, в которых лично сбил 9 и в группе 34 вражеских самолёта. Случались и ошибки. Однажды вместе с ведомым сбил своего лётчика на «Чайке», решив, что это финский разведчик. К счастью, товарищ остался жив. А в районе действительно часто появлялись финские разведчики. Лётчиков не стали наказывать.
К началу лета 1942 года в полку почти не осталось самолётов, и лётчиков пересадили на британские «Харрикейны». Первый же бой против «мессеров» прошёл успешно. Костылев продолжал также летать на ЛаГГ-3 и на Як-1.
На него ушло второе представление на Героя. В честь этого Георгию дали отпуск, чтобы посетить маму в Ленинграде. Он был потрясён тем, насколько тяжело живут люди в городе. В это время в ходе случайного разговора познакомился с тыловым майором из снабжения, который пригласил его в гости в Ораниенбаум. Костылев пришёл и был поражён, увидев на столе разные деликатесы. Лётчик бросился в драку и изрядно поколотил тыловика. Но тот был выше званием.
Костылева осудили, разжаловали до рядового с лишением всех наград и отправили в штрафную роту морской пехоты на Ораниенбаумский плацдарм, в разведвзвод. Месяц он ползал в тылы к немцам. Удачно брал «языков». А потом командир написал ходатайство – за героическую службу зачесть Костылеву весь срок пребывания в штрафбате и вернуть на службу в авиацию.
Его взял к себе командир 4-го гвардейского истребительного авиаполка Василий Голубев, который тоже отличался для руководства не слишком покладистым характером. Голубев оценил Георгия в бою и уже через неделю после прибытия назначил его командовать звеном. Бывший штрафник стал водить в бой лейтенантов. Но Голубев на этом не остановился. Он добился, чтобы лётчику-асу вернули звание «гвардии капитан» и все награды. Костылев возглавил эскадрилью.
В сентябре 1943 года полк выполнил сложнейшее задание – разбомбить аэродром Городца, который располагался за пределами дальности полётов самолётов полка. С собой брали оружие, чтобы на обратном пути, когда закончится горючее, садиться и уходить к партизанам. И всё же Голубев с Костылевым решили попробовать выработать стратегию – найти ту скорость, на которой у Ла-5 появлялся шанс выполнить задание и вернуться на свой аэродром. Костылев эскадрильей бомбил аэродром. Голубев со своими отбивался от истребителей немцев и финнов.
Приказ был выполнен. И все самолёты вернулись на базу. Хотя большинство из них сели, имея в баках по 3-5 л горючего, а в пяти боевых машинах двигатели остановились, когда колёса коснулись взлётной полосы.
Через 2 месяца после операции Костылева забрали в Москву, назначив главным инспектором истребительной авиации. Теперь он имел право снять любого нерадивого командира, недостаточно организующего работу.
Пользовался любым случаем, чтобы совершить боевой вылет. Но поскольку по должности это было не положено, вылет и одержанную победу записывал на счёт проверяемого полка. Так было и раньше. Для Костылева был важен факт уничтожения врага.
Он оставался на своей должности до 1944 года. Потом занимался лётной подготовкой в ряде полков авиации Балтфлота. Успел полетать на Ла-5. Последней фронтовой победой стал сбитый «фокке-вульф».
Данные о числе его вылетов и побед сильно разняться, но укладываются в следующие параметры:
- боевых вылетов: от 400 до 418;
- боёв: 89-112;
- побед в группе: 29-38;
- лично сбитых самолётов врага: 9-20.
По воспоминаниям однополчан, он записывал победы на других для поднятия духа ведомых.
Среди наград Героя Советского Союза Георгия Дмитриевича Костылева кроме Золотой Звезды и Ордена Ленина также два Ордена Красного Знамени, ещё один Орден Ленина и две медали – «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После войны он занимал ответственные должности в разных организациях и городах. Но здоровье было уже не то. До конца жизни (в 47 лет) прожил в городе Ломоносове Ленинградской области.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.