Комментарии аналитиков поднимают вопросы о том, соблюдают ли крупные банки свою собственную политику в области прав человека.
Организация Объединённых Наций предупредила, что имеются «явные доказательства» того, что военные преступления, возможно, были совершены во время «взрыва насилия в Израиле и Газе». Тем временем Уолл-стрит надеется на резкий рост прибылей.
Во время отчётов о доходах за третий квартал в этом месяце аналитики Morgan Stanley и TD Bank обратили внимание на потенциальную прибыль от эскалации конфликта и задали необычно прямолинейные вопросы о финансовой выгоде войны между Израилем и ХАМАС.
Число погибших, которое на данный момент включает более 7 тысячи палестинцев и более 1400 израильтян, не было главным для Цая фон Румора из TD Cowen, управляющего директора и старшего аналитика-исследователя, специализирующегося на аэрокосмической промышленности. Его вопрос касался перспектив General Dynamics, аэрокосмической и оружейной компании, в которой TD Asset Management владеет акциями на сумму более 16 миллионов долларов.
Джо Байден запросил у Конгресса 106 миллиардов долларов на военную и гуманитарную помощь Израилю и Украине, а также гуманитарную помощь Газе. Эти деньги могли бы стать благом для аэрокосмического сектора и сектора вооружений, стоимость которого подскочила на 7 процентных пунктов сразу после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября и начала ответных бомбардировок Израилем сектора Газа.
«Хамас создал дополнительный спрос, у нас есть запрос на 106 миллиардов долларов от президента. Не могли бы вы дать нам некоторую общую характеристику с точки зрения областей, в которых, по вашему мнению, вы могли бы увидеть постепенное увеличение спроса?», — задал свой вопрос фон Румор во время отчёта General Dynamics о доходах 25 октября.
«Вы знаете, откровенно говоря, ситуация в Израиле, очевидно, ужасная, и она только развивается, пока мы говорим, — ответил Джейсон Айкен, исполнительный вице-президент компании по технологиям и финансовый директор. — Я думаю, что если вы посмотрите на растущий потенциал спроса, вытекающий из этого, то самый большой, который следует выделить и который действительно бросается в глаза, вероятно, связан с артиллерией».
На следующий день фон Румор присвоил акциям General Dynamics рейтинг «покупать».
Глава отдела исследований акционерного капитала в аэрокосмической и оборонной отраслях Morgan Stanley Кристин Ливаг придерживалась аналогичного подхода к конфликту во время объявления прибыли Raytheon 24 октября.
«Учитывая [запрос Белого дома на дополнительное финансирование в размере 106 миллиардов долларов], у вас есть оборудование для Украины, противовоздушная и противоракетная оборона для Израиля и пополнение запасов для обоих. И это, кажется, вполне вписывается в оборонный портфель Raytheon, — сказал Ливаг, чей работодатель владеет акциями Raytheon на сумму более 3 миллиардов долларов, что составляет 2,1% акций оружейной компании. — Итак, какая часть этой возможности применима к компании, и если доллары будут выделены, когда вы сможете увидеть, как это преобразуется в доход?»
Грег Хейс, председатель правления и исполнительный директор Raytheon, ответил: «Я думаю, что действительно во всём портфеле Raytheon вы увидите выгоду от этого пополнения запасов... в дополнение к тому, что, по нашему мнению, приведёт к увеличению верхней строки [бюджета Министерства обороны]».
Комментарии, по-видимому, противоречат «Заявлению о правах человека» каждойкомпании и явному одобрению Всеобщей декларации прав человека и Руководящих принципов ООН в области бизнеса и прав человека.
Помимо бессердечия в небрежном обсуждении финансовых выгод от отдалённого вооружённого конфликта, комментарии поднимают вопросы о том, придерживаются ли эти крупные институциональные держатели оружейных запасов своей собственной политики в области прав человека.
«Мы пользуемся своим влиянием, осуществляя наши деловые операции таким образом, чтобы уважать, защищать и продвигать весь спектр прав человека, таких как те, которые описаны во Всеобщей декларации прав человека Организации Объединённых Наций, — говорится в Заявлении о правах человека от Morgan Stanley. — Хотя мы считаем, что правительства во всём мире несут главную ответственность за защиту прав человека, мы признаём корпоративную ответственность за соблюдение прав человека, сформулированную в Руководящих принципах Организации Объединённых Наций по предпринимательству и правам человека».
«Приверженность TD соблюдению прав человека осуществляется в соответствии с корпоративной ответственностью за соблюдение прав человека, изложенной в Руководящих принципах Организации Объединённых Наций по предпринимательству и правам человека (UNGP), — говорится в Заявлении по правам человека от TD. — С 2018 года мы проводим обзор текущей практики и процедур и продолжаем работать над интеграцией UNGP по всему Банку».
Всего через три дня после начала войны между Израилем и ХАМАС Совет ООН по правам человека выступил с предупреждением. «Уже есть чёткие доказательства, что в ходе последнего всплеска насилия в Израиле и Газе, возможно, были совершены военные преступления, и все те, кто нарушил международное право и стал мишенью для гражданских лиц, должны быть привлечены к ответственности за свои преступления», — заявила Независимая международная комиссия ООН по расследованию на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим и Израиль.
«Комиссия собирает и сохраняет доказательства военных преступлений, совершённых всеми сторонами, с 7 октября 2023 года, когда ХАМАС предпринял комплексную атаку на Израиль, а израильские силы ответили авиаударами по Газе», — говорится в заявлении Совета по правам человека, оценки которого разделяют Amnesty International и Human Rights Watch.
«[Руководящие принципы ООН по предпринимательству и правам человека] чётко указывают на то, что компании должны уважать права человека во всей своей цепочке создания стоимости», — сказал Кор Аудес, руководитель программы гуманитарного разоружения, деловых конфликтов и прав человека в PAX for Peace, базирующейся в Нидерландах неправительственной организации, выступающей за защиту защиты гражданского населения от военных действий.
«Для банков это включает в себя обеспечение того, чтобы их клиенты или компании, в которые они иным образом инвестируют, не вызывали и не способствовали нарушениям прав человека или международного гуманитарного права, — сказал Аудес. — Если банк инвестирует в производителя оружия, который поставляет оружие государствам, а те, в свою очередь, используют его при серьёзных нарушениях прав человека или МГП, в соответствии с UNGPS, банк несёт ответственность за принятие мер по предотвращению новых нарушений, а также по смягчению существующего воздействия на права человека».
Однако ООН не будет юридическим арбитром в вопросе о том, участвовали ли американские компании в нарушениях прав человека, что является ключевой лазейкой для институциональных инвесторов и оружейных фирм.
«Всеобщая декларация прав человека хороша лишь настолько, насколько она интерпретируется правительством принимающей страны, которым в данном случае являются США, — пояснила Шана Маршалл, эксперт по финансам и торговле оружием и заместитель директора Института ближневосточных исследований Университета Джорджа Вашингтона. — Эти аналитики могут чувствовать себя в безопасности, зная, что правительство США никогда не собирается интерпретировать этот закон таким образом, чтобы им было запрещено экспортировать оружие в страну, в отношении которой у США нет прямого эмбарго, что, вероятно, в любом случае не будет иметь ничего общего с законодательством о правах человека».
Morgan Stanley и TD Bank не ответили на запросы о комментариях.