Все, что написано в статье – среднестатистический обобщенный случай. Ни к кому конкретно отношения не имеет.
Ко мне часто приходят подростки. Понятное дело, приходят не одни, не сами по себе, а с родителями. Я всегда спрашиваю, хотят ли они совместно рассказать о проблеме или по очереди. Само собой, индивидуально я их тоже консультирую в первый день, ведь зачастую взгляды родителя и подростка на проблему бывают – противоположны. Часто бывает, что сначала хотят зайти в кабинет вместе, так как подростку непонятно и тревожно, зачем его привели ко мне: «Я же не псих!» Да и мамам обычно спокойнее держать ситуацию под контролем.
Причины появления семьи с подростком в кабинете у психолога разные. Вот некоторые примеры:
- Он совсем отбился от рук, сделайте что-нибудь…
- Она влюбилась, не хочет учиться, прогуливает школу, повлияйте…
- У нее трудности в общении…
- У него нет авторитетов, он никого не слушает…
И так далее…
И вот заходят, располагаются. И обычно мама, реже ребенок, начинают рассказывать о проблеме, о том, как у них все ужасно, и в музеи-то она ходить теперь не хочет, и лежит-то все время в телефоне, и не хочет бисером вышивать, а раньше так любила!
Я выслушиваю и прошу маму посидеть в коридоре. И задаю подростку вопрос – знает ли он, для чего сюда пришел, что здесь будет? Часто – не знает. Просто сказали: «Надо!»
Рассказываю, для чего он здесь, что просто поговорим и пойдет домой, что по времени это будет длиться примерно столько-то. И обычно сразу напряжение немного снижается, тело расслабляется, подросток откидывается в кресле и готов к беседе.
И я говорю: «Мама рассказала свою версию происходящего, а теперь я хочу услышать твою».
Некоторые с удовольствием рассказывают свою историю, некоторые удивлены, что никто не собирается нападать и обвинять, и даже готовы выслушать. И тогда с осторожностью говорят, боясь сболтнуть лишнее.
Вдохнув поглубже, подросток повествует о происходящем. Что на самом деле, он (она) так устает в этой дурацкой школе, что учителя в основном орут, а одноклассники выбрали слабого и буллят его. Что после всех уроков дома хочется только лежать, на большее нет сил. А тут мама с этим дурацким музеем и не менее дурацким бисером и угрозами, что станет дворником. И иногда уже реально хочется стать дворником, чтоб уже все отстали. А на самом деле есть интерес к физике (литературе), и учитель по этому предмету хвалит и даже возможно отправит на олимпиаду. А родителям не интересно, они видят только, что я лежу и ничего не делаю.
И родители не понимают, и нет близких друзей, был один, но переехал в другой город, и иногда внутри настолько сильное напряжение, что нет другого выхода, как только наорать на родителей, или толкнуть младшего, или разбросать вещи, или даже расцарапать руку до крови чем-нибудь.
А родителей он (она) в общем-то любит. И иногда даже жалко их, работают все время, да еще со школой вынуждены разбираться. Скорее бы уже ее закончить, но ощущение, что сил не хватит, и непонятно, хватит ли баллов на поступление. И так много всего, что просто невыносимо…
Все….
Вдох-выдох.
И я спрашиваю, что из сказанного я могу передать родителям со своей позиции специалиста? И многие разрешают рассказать практически все. Потому-что это их родители не слышат, не понимают, а я-то взрослая. Может, услышат меня?
И родитель с подростком меняются местами, подросток сидит в коридоре, а я перевожу на взрослый язык то, что мне разрешили сказать.
И часто родитель сам все это ощущал, но просто из-за навалившихся дел нет возможности вынести еще и происходящее с ребенком. Реже – когда у родителя открываются глаза на происходящее. И еще реже – когда все сказанное мной принимается за выдумку, так как ребенок «придумывает», и все совсем не так. Но хороших родителей намного больше. Просто устали. Просто много дел. Просто…
И мне очень хочется верить, что вот этот непредвзятый взгляд со стороны может помочь кому-то хоть немного поменять жизнь (я реалистка, ведь дела-то у родителей никуда не денутся), и тогда подросток может почувствовать за своей спиной опору в виде родителей. А когда есть опора, все становится легче, ведь так?
И кто-то может больше никогда не появиться в кабинете, а кто-то остается на некоторый период времени, так как видит пользу. У всех по-разному.
Желаю Вам слушать и слышать своих подростков, ведь скоро они вырастут, и Ваша помощь и Ваше мнение может им стать ненужным…
И да. Хороших родителей много!
Изображение от Freepik
Автор: Ярцева Елена Владимировна
Психолог, Травматерапевт Психосом кинезиолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru