Найти в Дзене

Судоку для дошкольников: реально ли воспитателю использовать эту головоломку в образовательном процессе

Оглавление

Друзья, привет. Приходилось ли вам когда-нибудь разгадывать судоку? Даже если нет, вы точно видели эту популярную головоломку. А что, если предложить её дошкольникам? Нет, не с цифрами и 81 клеткой, а максимально отвечающую детским возможностям, интересам и образовательным инициативам.

Сегодня расскажу о том, как адаптировать классический вариант судоку для работы с дошкольниками. Концентрация, аналитические умения и логическое мышление, ориентировка в двухмерном пространстве - "детское судоку" будет отличным помощником в развитии перечисленных качеств и умений.

Судоку - популярная головоломка, требующая логического мышления и развития навыков решения задач

Судоку представляет из себя сетку 9*9 клеток, внутри которой выделены блоки 3*3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые цифры (от 1 до 9). В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретную судоку можно отнести к лёгким или сложным.

Интересно, что количество возможных комбинаций в судоку 9*9 составляет по расчётам Бертхама Фельгенхауэра 6 670 903 752 021 072 936 960.

У судоку есть лишь одно правило: необходимо заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3*3 каждая цифра встречалась бы только один раз.

Судоку для дошкольников: реально ли воспитателю использовать эту головоломку в образовательном процессе
Судоку для дошкольников: реально ли воспитателю использовать эту головоломку в образовательном процессе

Почему классическая головоломка судоку не подойдёт дошкольникам?

  • Во-первых, естественно, это сложно. Анализировать одновременно вертикаль, горизонталь и мини-блок (где в каждом случае по 9 клеток). Хотя можно было бы заполнить, к примеру, 70-80% игрового поля и попытаться решить судоку, но...
  • Во-вторых, как раз о "но": монохромный дизайн головоломки, состоящий из сетки и цифр, вряд ли ребенка привлечёт.
  • В-третьих, не каждый ребенок даже старшего дошкольного возраста умеет писать. Или "умеет", искажая последовательность написания или вообще сам образ цифры или буквы. Учитывая, что в детском саду мы не учим детей написанию цифр и букв, закрепление неправильного написания будет такой себе практикой.
Адаптация судоку для дошкольников
Адаптация судоку для дошкольников

Как адаптировать судоку к возможностям и потребностям дошкольников?

  1. Упростить правила. Взять сетку не 9*9 клеток, а 4*4. Горизонталь и вертикаль останутся, но анализировать их будет гораздо проще. Стоит ли выделять блоки из четырёх клеток? Да, конечно, но предварительно стоит поработать без них. И когда дети научатся работать с "двузадачностью", можно подключать и блоки. Соответственно, визуал сетки должен это предусматривать (линии, определяющие границы блока, должны быть более жирными). Из практики - дети справляются с анализом трёх составляющих.
  2. Вместо цифр использовать тематические изображения. Это будет более интересно ребёнку, плюс позволит педагогу решать задачи речевого развития детей. Главное, чтобы игровые элементы были контрастными между собой и контрастными игровому полю. Так идентифицировать их ребёнку будет проще.
  3. Поработать с полностью заполненным полем. Это будет хорошим стартом. Мой вариант "пряничный", пусть это будет, к примеру, поднос с пряниками. Разместите игровое поле на мольберте или доске. Рассмотрите с детьми "пряники", назовите их форму, посчитайте, сколько пряников каждой формы лежит на подносе. И отвлекитесь, сходите на музыкальное занятие, погуляйте или вымойте руки. А в этот момент младший воспитатель снимет парочку-тройку элементов. Не обращайте внимание детей на пропажу, дети обратят внимание ваше первыми. Хорошо бы подключить игровой момент. Но поскольку судоку, скорее всего, вы будете использовать с детьми подготовительной к школе группы, не выглядело бы это неуместным. Письма и записки от сказочных "негодяев" в этом возрасте не всегда работают нам (и детям, в первую очередь) на руку. Можно обойтись и без так называемого "сюрпризного момента" (не смогла я полюбить я этот оборот), а просто объяснить детям цель и правила игры. Задача для детей будет выглядеть следующим образом: найти правильное место для каждой картинки, заполнив поле так, чтобы в каждой строке и каждом столбце (а позже и в блоке) не повторялись одинаковые изображения или цвета. Этот момент очень важно регулярно подчеркивать и повторять.
  4. Первое время стоит работать фронтально, приглашая по одному ребенку для размещения каждой следующей карточки на игровом поле. Затем перейти на самостоятельное заполнение и проверку правильности выполнения задания (здесь игровое поле будет у всех одно и то же). Позже можно предлагать детям разные игровые поля и предлагать осуществлять взаимопроверку.
  5. Можно ли работать в микрогруппах, размещая головоломку на столах? Теоретически, да. Поворот игрового поля никак не повлияет на восприятие детьми размещённых на нём элементов. Здесь могут возникнуть небольшие проблемы при анализе исходных данных, обсуждении стратегии действий и в ходе других этапов игры. Но попробовать всё же стоит, почему нет?
Карточки для детского судоку должны быть контрастными
Карточки для детского судоку должны быть контрастными

Судоку для дошкольников - это реально

Резюмирую в режиме "вопрос-ответ".

  • В какой возрастной группе можно использовать судоку в работе с детьми? Оптимально - в подготовительной, но попробовать можно и в старшей.
  • Какой размер игрового поля судоку использовать? Для детей лучше всего подходит игровое поле 4*4 клетки.
  • Сколько критериев использовать для анализа? Начать стоит с двух (горизонталь и вертикаль, по мере освоения добавить третий (блок).
  • Как обучить детей игре в судоку? Придерживайтесь основных дидактических принципов, в том числе принципа последовательности, то есть схемы "от простого к сложному".
Судоку для дошкольников - это реально
Судоку для дошкольников - это реально

Вот и всё. Пряничные иллюстрации в моём судоку - своеобразный активатор новогоднего настроения, я делала эту головоломку ещё в конце ноября. В планах сделать весенне-цветочное игровое поле. Если вам интересна тема дидактических пособий и шаблонов для их изготовления , приглашаю вас в своё сообщество, ссылку оставлю в закреплённом комментарии. А пока буду благодарна реакции в виде лайка, репоста и подписки на канал "Методист в отставке". Ну а если есть что сказать по теме, велком в комментарии.

Всем добра. Кстати, на моём канале есть видео о "Пряничном судоку":