Найти тему
Joe ȞupAhudaŋ-chIŋksH Ryley

Общественная организация индейцев виннебаго... (Пол Рэдин), часть четвертая (она же последняя)

Представление о внутриклановой родственной связи

В близкой взаимосвязи с отношением к клановым животным находится и концепция связей, роднящих одних членов кланов с другими. Ни один индивидуум и ни в коем случае не рассматривал связь между ним и другими членами его клана как основанную на происхождении от одного общего предка-животного. В качестве неизменной причины прибегания к брачной экзогамии все указывали реальное близкое кровное родство, о чем говорит и дословное значение термина клан (hokik'aradjera (хокикАражъера). И это представление о близком родстве распространялось на всех представителей клана матери человека. Но, как уже было нами указано, нет оснований полагать, что кровное родство в данном случае было первичной причиной. Количество озвученных причин для экзогамии, существующей между разными кланами а также между сторонами бинарного деления племени, наглядно показывает, насколько легко менялись интерпретации феномена экзогамии. Например, предтавители клана Медведя не женятся на представителях клана Волка потому, что они друзья (hitcak´oro, ХитчАкОро), а на представителях клана Бизона не женятся потому, что принадлежат к одной и той же половине бинарного деления, а иногда причина может и вообще отсутствовать. Так что, прежде чем мы сможем основательно разобраться в вопросе внутриклановых связей, нам нужно более четко определиться с состоянием отношений внутрикланового кровного родства. Причем сказанное выше это не общее правило, можно утверждать что оно не распространяется на отношения родства далее четырех поколений, а фактически - за пределы точных знаний о родословной конкретного живущего представителя племени. Несколько более ясно это можно показать на примере следующей таблицы, основанной на генеалогическом древе реальных индивидуумов:

(Ж) Птица Грома - Медведь (М) 1
(Ж) Медведь - Орел (М) 2
(Ж) Орел - Волк (М) 3
(Ж) Волк - Птица Грома (М) 4
(М) Птица Грома - Медведь (Ж) 5

или:

(Ж) Птица Грома - Медведь (М) 1
(М) Медведь - Орел (Ж) 2
(М) Медведь - Птица Грома (Ж) 3

Все приведенные здесь браки законны с точки зрения племенной экзогамии. В первом случае мужчина женился на женщине из клана, к которому принадлежал дед по материнской линии его бабки по материнской линии. Во втором случае мужчина женился на женщине из клана своей бабки по отцовской линии. Следовательно, ограничивающее действие кровного родства не простирается дальше четвертого, иногда третьего поколения, а утверждение о том, что внутриклановые связи основаны на отношениях кровного родства, оказывается фиктивным и вторичным объяснением экзогамии. Тем не менее то, что эта фиктивная родственная взаимосвязь вызывала у членов клана те же самые чувства, что и реальное кровное родство, чему имеется более чем достаточно свидетельств, и то, что она играла важную роль в становлении кланового комплекса ВиннебАго, заложено в самом значении слова, которым они обозначали клан: "те-кто-являются-друг-другу-родственниками" (Примечание переводчега: по поводу этого пункта во мне проснулся хренов исследователь и осмыслятель всякой фигни, так что рискну высказать предположение, что возможно термин (hokik'aradjera (хокикАражъера, клан) на самом деле переводится примерно как "называющиеся-таким-то-животным", "те-кого-вместе-взятых-именуют-по-названию- [такого-то животного]. Но не буду прям здесь и сейчас воевать с мнением П. Рэдина и не буду здесь отгружать простынь на тему, почему я так считаю (вкратце - из предполагаемого буквального значения образующих это составное слово частей), да и я могу быть неправ))

Социально-политический комплекс

Клановые функции

Ассоциация политических функций с определенными структурными единицами общественно-политического устройства является распространенным феноменом для большинства культур, где уже возникла тенденция к общественному развитию. Эта ассоциация аналогична ассоциации религиозных и церемониальных функций со структурными элементами организации обрядовой жизни. В этом отношении фундаментально важно отличать ассоциирование с групповой структурной единицей от ассоциирования с индивидуумом. В том числе, например, задаться вопросом, является ли первое простым количественным расширением второго? В каждом случае на него может ответить лишь индивидуальная история. Генетическая взаимосвязь между обоими вариантами ответа, возможно, обусловлена самой природой политической функции больше чем чем-либо еще. Также в этом плане важно время становления той или иной политической функции как части общественного устройства. Среди ВиннебАго, например, некоторые люди утверждают, что функции публичного глашатая всегда были прерогативой клана Бизона, в то время как другие настаивают что любой, кто уже "посчитал" "ку" четыре раза, имел право претендовать на эту должность.
римечание переводчега: на случай если кто-то этого не знает - ку (от французского "coup" - "удар" - состоявший в прикосновении к врагу и высоко оценивавшийся воинский подвиг в воинской культуре племен Великих Равнин и, в той или иной форме и степени формализации, и с того или иного времени - смежных либо взаимосвязанных с Равнинами регионов (Средний Запад как регион, где сформировались основные компоненты "северной половины" культуры Равнин, Вудленд как регион, контактировавший с культурой Равнин в первую очередь через Средний Запад во времена, когда культуры Равнин еще толком не было, и регион транзита племен и традиций на Равнины; Плато - в основном видимо как реципиент равнинных обычаев и тд.). По умолчанию речь шла о прикосновении, в том числе нелетальном и даже не травмирующем, рукой либо холодным оружием, либо специальным шестом или жезлом, но при определенных обстоятельствах могло считаться практически любое прикосновение (вплоть до того, что за ку могли посчитать незаметное прикосновение к представителям противника во время переговоров, особенно если предполагалось, что за переговорами может последовать побоище))). В данном случае, с учетом изложенного, не то что возможно, а даже очень вероятно, что должность публичного глашатая была изначально связана с неким индивидуумом и лишь поздней стала связываться с происхождением претендента на должность глашатая из клана Бизона, возможно - благодаря особым взаимоотношениям, существовавшим между кланами Бизона и Лидеров (Вождей). Естественно, следует иметь в виду, что выделение определенной группы, из которой потенциально могли выбираться претенденты, к этому моменту уже произошло, так как требование иметь четыре посчитанных ку предполагало наличие большого числа воинов, которые могли претендовать на должность по этому признаку (и в данном случае выделение группы претендентов происходило по принципу учета определенных испытаний действием). Привязка к членству в клане Бизона представляла собой, с одной стороны, - дальнейшее ограничение количества претендентов, с другой, - добавление еще одного квалифицирующего признака. Исторически, таким образом, квалификация по членству в клане подавила другие квалифицирующие признаки, как минимум, - в представлении большого числа индивидуумов. Сказанное выше о клане Бизона в целом применимо и к кланам Воинов и Ястреба.
Политические функции, однако, могут начать ассоциироваться с одной из общественных групп и без того, чтобы какой-либо индивидуум сыграл роль в
возникновении либо развитии такой ассоциации. Функции поддержания мира
и посредничества, которые у ВиннебАго ассоциируются с кланом Птицы Грома, полицейские и дисциплинарные функции, ассоциированные с кланом Медведя, могут быть примерами данного типа ассоциаций. Продемонстрировать их наглядно, за отсутствием точных исторических данных, невозможно. Однако ниже мы покажем, что ассоциация церемониально-религиозных функций с общественными подразделениями в этих случаях действительно имела место. Представляется невероятным, чтобы полицейские и дисциплинарные функции клана Медведя произошли от таковых функций конкретных людей, на основе предъявляемых к ним требований соответствия, как в случае с публичным глашатаем, равно как и нет никаких указаний на то, чтобы нечто подобное могло иметь место. Функции клана Птицы Грома так же не располагают к такой интерпретации. Но даже если бы мы приняли за факт необходимость приоритета одного из типов ассоциации, мы все еще настаивали бы на том,что с психологической точки зрения функции в каждом из случаев ассоциировались бы с определенной группой лиц, и что речь не о соотношении причины с последствием, а о возникновении новой ассоциации. Четыре из кланов ВиннебАго имеют особые политические функции и не все из них мы сможем обудить здесь в деталях. Вкратце, Птица Грома это клан вождей, и в дополнение к тому факту, что именно из этого клана выбирается вождь племени, у него есть и иные важные функции, связанные с поддержанием мира; клан Воинов, исполняет функции, связанные с войной; клан Медведя исполняет полицейские и дисциплинарные функции, как в пределах поселений так и во время коллективных охот и т. п; клан Бизона это клан публичного глашатая и посредника между вождем и его народом. Кланы Волка, Водяного Духа и Лося, кажется, наделены второстепенными политическими функциями. Так, люди клана Волка рассматривались как "младший" клан солдат; люди клана Водяного Духа, - как ответственные за преодоление водных преград и т. п., люди Лося отвечали за организацию кострищ во время охоты и военных походов. Итого - семь из двенадцати кланов и, таким образом, кажется, что ассоциация политических функций с кланами была довольно популярна у ВиннебАго и, возможно, должна была распространяться на каждый клан. У Дхегиа кажется, также популярны ассоциации церемониальных функций и общественных подразделений. Для сравнения, - у Центральных Алгонкинов ни того ни другого не встречается. У них совершенно иная специфика клановой организации, в то время как обозначенные выше политические и церемониальные функции кланов это отличительная черта именно общественной организации сиуязычных народов,

Взаимоотношения кланов

Как уже было показано выше, одна из базовых взаимосвязей между кланами это принадлежность каждого клана к одной из двух сторон (фратрий) бинарного деления племени. Но существует также и особый вид взаимосвязей кланов. известный как отношения "дружбы" (hitcak'o-ro) (Примечание переводчега: хитчАкОро, последние два слога - фонетический вариант известного всем любителям индейцев лакотского слова друг, "кхолА" (которое они любят путать со словом кОла)). Изначально это всегда особое отношение между двумя кланами, хотя, случайным образом, оно может расшириться и до трех или четырех кланов. Большинство информаторов перечисляют дружественные группы кланов так, словно "дружба" принципиально не предполагается между кланами из разных бинарных подразделений; хотя один из информаторов, наоборот, назвал пары основанные именно на этом базисе, например: Птица Грома - Медведь, Воин - Волк и т. д. Однако, доминирующим распределением кланов по парам, связанным дружбой, однозначно является следующее: Птица Грома - Воин, Орел - Голубь, Медведь - Волк, Бизон - Водяной Дух, Лось - Олень, Змея - Рыба. При этом большинство информаторов при этом не предполагали наличия дружественного клана в паре со Змеей, в то время как некоторые включали Змею в тройственную дружественную группировку с кланами Бизона и Водяного Духа. Все четыре клана Waŋgeregi часто объединяют в четырехчленную группу "друзей", хотя некоторые делят их на пары Птица Грома - Воин и Орел - Голубь. В понятие "дружественные кланы" при этом включается идея взаимного оказания кланами услуг друг другу. Это становится особенно заметным в двух случаях, из которых первый - это когда член одного клана наносит визит дружественному клану, а второй - когда по отношению к члену дружественного клана совершена несправедливость. В первом случае посетителю предоставляются все возможные привилегии, вплоть до права занимать место для сидения и кровать хозяина. Хотя и без признаков наличия права "позаимствовать" его жену. Во втором случае. "дружественный" клан стремится отомстить за обиду так, как если бы она была причинена одному из его собственных членов. Уважение выказываемое кланом дружественному клану проявляется также во время церемонии "называния". Членов дружественного клана могут попросить дать клички собакам участника клана, проводящего церемонию, а иногда и попросить "взаймы" клички, характерные для этого дружественного клана (Примечание переводчега: не уверен, что настолько интересовался этим вопросом раньше, чтобы сейчас точно знать, но вариант перевода кажется только один, и из него следует что речь именно про собак, соответственно называние собак у ВиннебАго а значит и у многих других племен с достаточно близкой культурой это важный процесс, не лишенный церемониальности). Взаимоотношения связанных дружбой кланов являются строгим аналогом отношений между двумя людьми, являющимися друг для друга hicak´oro. Отношения неразрывной дружбы между двумя людьми, в свою очередь, являются одной из специфических характерных черт культуры сиуязчных народов. Такие пары друзей не только всю жизнь держатся вместе, но и смерть одного из них на поле боя может повлечь за собой смерть второго. Такими же взаимоотношениями связаны родные дяди (hid´ek [хидЭк]) и племянники (hicuŋshg´e [хичУншгхЕ] - сыновья брата матери). Существует, однако, принципиальная разница между отношениями дружбы дяди с племянником как членов одной большесемейной группы, отношениями дружбы двух членов одного клана, с одной стороны, и отношениями дружбы между двумя индивидумами из разных кланов и коллективной дружбы между двумя кланами - с другой. В первом случае имеется реальное или условное кровное родство, а во втором - только взаимное исполнение роли друга. С другой стороны, - несмотря на то, что отношения дяди и племянника, отношения двух соклановцев и отношения двух индивидуумов, не связанных реальным или мнимым кровным родством, исторически имеют разное происхождение, - психологически они воспринимаются как одинаковые. Часто фиктивное родство между связанными дружбой индивидуумами из одного или разных кланов даже предполагается как данность. И - между индивидуумами - оно всегда имеет возможность быть реализованным, так как в случае смерти одного из них, его хитчакОро в общем случае принимается в семью, чтобы заполнить его место. С другой стороны, мифология, по-видимому, указывает на то, что это родство и не рассматривалось как именно кровное, потому что, в общем случае, каждый из них женился на сестрах второго. Как исторически соотносятся отношения хитчакОро между соклановцами и отношения хитчакОро между людьми из разных кланов, установить возможным не представляется, однако сказанные выше примечания справедливы и применительно к последним, поэтому нет особой нужды в установлении их исторического соотношения.

Односторонние "служебные" отношения между кланами

Отношения hicak´oro это всегда полностью равноправные отношения, вне зависимости от реального соотношения общественных статусов участников отношений, которое может быть неравным. Например, клан Медведя несравнимо мощней чем клан Волка, но данный факт не имеет никакого значения применительно к дружбе этих двух кланов. Однако, помимо отношений дружбы, кажется, существуют, хотя и менее развитые в формальном плане, отношения "службы" Концепция "слуги" в них не совсем та, что передается английским словом. И заключается в том, что один клан оказывает другому клану определенные услуги на односторонней основе. У ВиннебАго такие отношения существуют между кланами Птицы Грома и Бизона, а так же между кланами Птицы Грома и Лося. Данные отношения следует отличать от общей схемы подчинения всех других кланов кланам Птицы Грома и Медведя в пределах осуществляемых ими их особых правительстваенных функций. Односторонне - служебные отношения кланов Птицы Грома и Бизона политически выражаются в том, что участник второго из названных каждое утро посещает вождя первого, от которого получает определенные распоряжения, которые он затем публично оглашает всему поселению. Причем, данное особое отношение между кланами выражается еще одним и гораздо более броским способом: - палата клана Бизона расположена на той стороне круга поселения, которую занимают кланы Waŋgeregi, хотя клан Бизона это один из кланов Mąŋegi. В объяснение данного факта мы могли бы, с одной стороны, заключить, что либо это его отношение с кланом вождей повлияло на его локализацию в поселении, либо он всегда там размещался. Последнее представляется крайне маловероятным в свете всеобщего согласия на счет того, что клан Бизона это один из кланов Mąŋegi, поэтому, исходя из имеющихся данных, нам остается лишь согласиться с гипотезой, полагающей, что в какой-то момент в прошлом клан перебрался с одной стороны бинарного деления на другую. И, так как это могло повлечь изменение положения клана в системе брачной экзогамии, мы постарались собрать как можно больше примеров бракчных союзов представителей клана Бизона. Ни одного случая брака с кланами Waŋgeregi, действительно, не обнаружилось. Однако, так как было изучено всего восемь таких браков, приходить на этот счет к однозначному заключению преждевременно.
Служебное отношение клана Лося по отношению к клану Птицы Грома выражается в том, что первый разжигает и поддерживает костры для второго во время военных походов и т.п., а также в общей обязанности членов клана Лося делиться огнем с другими кланами. В плане общественных обычаев это отношение, возможно, косвенно также проявляется и в определенной степени предпочтительности для членов клана Лося жениться на представителях клана Птицы Грома. И это предпочтение не взаимно. А под словом предпочтение имеется в виду дополнительный подтекст сознательного выказывания такого предпочтения, в отличие от общих тенденций выбирать себе пару из того или иного клана, существующих между кланами, но не выражаемых намеренно. Некоторые информаторы ВиннебАго доходили и до непосредственного постулирования наличия отношений hicak´oro между кланами Лося и Птицы Грома. Отметим, что заметное развитие аналогичных "служебных" отношений присутствует и у Осейж.
С более общего ракурса, как в отношениях hicak´oro, так и в "служебных" отношениях, взаимные общественные и религиозные услуги, оказываемые друг другу кланами, аналогичны политическим функциям кланов, и могут рассматриваться как еще одно указание на то, как политические, общественные и религиозные функции ассоциируются с заметно обособленной структурной единицей общества.

Особые принадлежности кланов

У Омаха ряд кланов обладают определенными предметами, вокруг которых строятся не только клановые но и общеплеменные ценности. Исторически, как нам представляется, каждый такой предмет принадлежал какому-то одному конкретному клану, и лишь позже стал восприниматься как общеплеменная реликвия. У ВиннебАго нет ничего хотя бы отдаленно сопоставимого с такими клановыми реликвиями, а те немногие специфические предметы, которыми владеют кланы, так и не приобрели по настоящему общеплеменного значения. Особые предметы, которые находятся во владении кланов, состоят из определенных "военных связок" (Примечание переводчега: связка предметов ритуально-сакрального значения, считающихся способными мистически влиять на успешность военных планов и действий), по одной у каждого клана; а также два "крюка" (Примечание переводчега: жезл в виде шеста с изогнутым верхом), которыми владеет клан Медведя. В более общем владении находятся военные дубины, которые бывают двух типов, один из которых характерен для подразделения Waŋgeregi, второй - для Mąŋegi. С военными связками соотносятся определенные церемониалы, известные как праздники военных связок, или клановых связок или, по-простому - зимние праздники. Распределение клановых связок у ВиннебАго подчеркивает их отличае от специфических принадлежностей кланов Омаха и подсказывает, с чем именно исторически оно ассоциировано. Независимо от назначения каждой из связок, все они являются дарами одного и того же Духа, Птицы Грома, и вторично ассоциированы с Ночными Духом (Haŋhe) ((Примечание переводчега: [ХанхЭ]). Зимний праздник, таким образом, можно интерпретировать как фестиваль сообщества тех, кому было даровано благословение Птицы Грома. Однако сама связка всегда находится во владении одной конкретной семьи клана и не может быть передана кому-либо за пределами клана. Поэтому можно сказать, что военная связка это изначально принадлежность определенной семьи, с которой все члены клана начали ассоциироваться настолько, что сама военная связка стала восприниматься как принадлежность всего клана. В двух "Крюках", которыми владеет клан Медведя мы видим пример специфической клановой собственности. Крюки являются эмблемами, обозначающими во время боевых действий крайнюю линию выдвижения вперед, Таким образом, они имеют общеплеменное значение. Когда они не используются то хранятся в Палате клана Медведя.

Нематериальные принадлежности кланов

Несмотря на то, что в полном смысле особая катогория "материальных" принадлежностей кланов отсутствует, каждый из кланов обладает принадлежностями, которые можно было бы отнести к "нематериальным". Все таковые принадлежности по умолчанию считаются священными. Для всех "птичьих кланов" таковой принадлежностью считается огонь, для клана Медведя - дверной проем палаты клана, для клана Волка и Водяного духа - вода. Не у каждого клана есть такие нематериальные священные аттрибуты. Как мы уже указывали выше, эти "принадлежности" изначально могут быть связаны с животным, которое ассоциируется с тем или иным кланом, на которое затем наложилась дополнительная социо-культурная интерпретация. Однако эта тема слишком тесно связана с клановым этикетом, поэтому мы не сможем здесь ее подробно разобрать.

Опознавательные знаки кланов ...

Словно с целью как можно более полного выделения клана как единицы общественной структуры, существуют ассоциируемые с ним знаки отличия разного рода, такие как символы, метки принадлежности имущества, особые украшения для лица, а также особые клановые песни. На данный момент мне известны символы только двух кланов. хотя, по-видимому, как минимум несколько других кланов имели свои символы. Такими символами являлись для клана Птицы Грома - военная дубина (nąmątce) (Примечание переводчега: НанмАнтчэ), для клана Медведя - деревянный жезл, украшенный особой резьбой (namąxi:nixini) (Примечание переводчега: наманхИнихини). Когда умирал представитель клана Птицы Грома, вместе с ним в погребение клали миниатюрную военную дубину. Однако точно не известно, клали ли аналогичный миниатюрный жезл в погребение представителя клана Медведя. Метка принадлежности представляла собой изображение кланового животного и вышивалась на таких предметах как сумки, табачные кисеты и т.п. Также она часто вырезалась на деревянных предметах. Однако наиболее характерным примером ее использования были фигурные земляные насыпи в виде изображений кланового животного, которые воздвигались в зоне расположения каждого клана в пределах поселения, а также в центре клановых кабачковых и кукурузных полей и т.п. (Прим. автора: подробней этот вопрос мной рассмотрен здесь: Radin, Some Aspects of Winnebago Archaeology, American Anthropologist, N.S., 13, 1911, pp. 517-538). Также, с каждым кланом связаны по четыре клановые песни. Предположительно - представляющие собой песни, которые распевали предки каждого из кланов в момент когда явились на эту землю. Их всегда поют по поводу смерти человека, и предполагается, что они служат опознавательными знаками для души на ее пути в страну духов. Использование этих песен настолько привязано именно к смерти, что когда, какой-нибудь неисправимый преступник, например человек, убивший члена племени и отказывающийся понести за это положенную ответственность, пытается уйти от преследования, он отчаянно распевает именно эти песни. В качестве завершающего элемента маркировки в клановом комплексе могут быть упомянуты специфические лицевые декорации, имеющиеся у каждого клана. На этом можно завершить общее обсуждение комплекса клановой организации. Как мы видели, он состоит из большого числа элементов культуры исторически разнородного происхождения. И при этом, в нем содержится так много указаний на имевшие место ранее интерпретации, реинтерпретации и вторичные ассоциации. что не представляется возможным сформировать корректное представление о его исторически первичном составе; нам остается лишь констатировать тот само-очевидный факт. что данный комплекс сложился вокруг очень устойчивой единицы организации общества.

Клан как общественно-церемониальный комплекс

До этого момента наше внимание была полностью сосредоточено на клане как на общественно-политическом комплексе, и мы лишь вскользь упоминали религиозные или церемониальные ассоциации, которые также группируются вокруг него. У Омаха, как мы не раз указывали, такие ассоциации имели важнейшее значение и, возможно, даже в какой-то степени подавляли развитие политических функций. Для ВиннебАго они, в целом, были не важны. И этот факт придает единственному известному случаю, в котором события развиваются примечательным образом, значительную для нас исследовательскую ценность, не считая того, что, с одной стороны - он дает нам исключительно полезную иллюстрацию вторичной ассоциации церемониальной функции с единицей общественной структуры, а с другой - не менее поучительную иллюстрацию того, как функция, изначально принадлежащая индивидууму - шаману, начинает ассоциироваться с такой единицей общественной структуры. Такая ассоциация возникла в клане Медведя, и ее важность заслуживает расширенного изложения обстоятельств Рассматриваемая здесь церемония известна как "танец солдат" (manųʼpe waci) (Примечание переводчега: читается примерно как "манУнпэ уАчи").
" Когда в поселение ВиннебАго приходит какая-либо болезнь, люди идут к вождю и говорят: "Болезнь посетила нас, О вождь! Проследи за тем, чтобы твои воины восстали!" Тогда вождь идет к жилищу главы клана Медведя и, предлагая ему табак, говорит следующее: Солдат мой, я предлагаю тебе табак, так как мои народ поразила болезнь. Тогда последний встает и благодарит его. Затем он уведомляет о полученной вести всех соклановцев и они устраивают пиршество. Вслед за этим из участвующих выбирается некоторое число мужчин и женщин, которые на следующий день, в сопровождении главы клана, делают обход вокруг поселения четыре раза. Если их путь пересечет собака, они ее убивают. Завершив четвертый круг обхода, они входят в поселение с восточной стороны. После чего, одного за другим, посещают заболевших соплеменников танцуют перед ними и возлагают на них свои руки. Посетив таким образом всех заболевших, они идут к жилищу вождя, где люди вождя устраивают для них еще одно пиршество. На следующий день все кто был болен выздоравливают". В данном случае клан Медведя поступает одновременно и как церемониальная организация, связанная с шаманскими практиками, и как индивидуум - шаман. На то, что в представлении ВиннебАго, церемониальная функция клана Медведя в данном случае рассматривалась как реальная церемония, указывает сам термин "manų
ʼpe waci". На какой-то момент клан Медведя как единица общественной структуры как бы пропадает из вида. Тем не менее, церемония выстроена именно вокруг клана Медведя как общественной единицы. (Примечание переводчега: мр Рэдин иногда не сильно парился над подбором компонентов утверждения с целью сделать его максимально доступным и однозначным. Возьму на себя смелость упростить изложенное: в данном случае групповые действия однократно выбираемых условно случайных лиц из клана Медведя рассматриваются людьми Виннебаго как аналог действий одного "профессионального" шамана). Этот пример более чем показателен как основание, в силу которого следует исключить наличие общественно-политической природы в его происхождении, так как данная ассоциация церемонии с кланом не образует неотъемлемого элемента кланового церемониального комплекса, являясь его отдельным аспектом, вступающим в силу только по определенному поводу случайного характера. Таким образом, церемониальная функция клана не обладает неразрывной связью с его политической функцией. Возможно, мы можем лишь констатировать тот факт, что конкретно у Виннебаго сложился обычай ассоциировать церемониальные функции с религиозными сообществами. С учетом рассмотренной аналогии с индивидуумом-шаманом, можно сказать, что трактовка структурной единицы общества как условного индивидуума, вероятно, не является чем-то необычным в случаях, когда эта структурная единица имеет четко обозначенные специфические функции, как в случае с кланом Медведя. Ассоциация шаманских функцией с данным кланом могла сложиться просто потому, что клан уже обладал полицейскими функциями. С другой стороны, не следует забывать о том, что медведь, как черный так и гризли, неразрывно связан с представлениями о лечении болезней и являлся специальным Духом- хранителем индейских врачевателей.

Влияние кланов на церемониальную организацию

Наиболее характерной чертой культуры ВиннебАго, возможно, является существование двух глубоко укорененных в их социуме структур общественной организации - кланов и тайных сообществ. Исторически обе структуры достаточно стары, но даже при взгляде на их возраст с точки зрения гипотезы, полагающей кланы более молодым историческим феноменом, мы, вероятно, лишь сместим акцент внимания на исторический факт наличия более ранней структуры, на основе которой сформировались сами кланы. И в любом случае мы полагаем, что с древнейших времен периодически имело место взаимное влияние элементов общественной структуры. Природа этих взаимовлияний, в той части, в которой она сама не была обусловлена случайностью, зависела от основного аспекта каждого из этих элементов. Очевидно, что основные задачи клановой структуры лежали в области общественной организации, и что обретение ей дополнительных ассоциаций в пределах племенного культурного коплекса служило имнно цели усиления ее организационной стабильности. С другой стороны, отсутствие у религиозных сообществ политических или управленческих функций при привязке к ним подавляющего большинства из многочисленных религиозных и шаманистских идейных начал, превращало их эмоциональный комплекс в мощный центр влияния. При этом, церемониальные организационные структуры кажутся привязанными к ним так прочно, что сама возможность влияния на них со стороны клановых организационных структур представляется маловероятной. И в действительности, в типичной схематике религиозных сообществ, таких как сообщества Лечебного танца, танца Медведя-гризли, танца Ночного Духа, никакого влияния извне не прослеживается. Здесь можно указать на то, что данные религиозные сообщества не имеют и контактных точек для влияния на них со стороны клановых структур. Однако в тех случаях, когда объединяющим началом сообщества является сверхъестественное общение с Духом-Хранителем, который впоследствии стал клановым животным, очевидная потенциальная точка контакта появляется, но это сразу напоминает об одном красноречивом феномене культуры ВиннебАго, - а именно о том, что у них, строго говоря, не существует религиозных сообществ, основанных на общении с клановыми животными. Однако, у них есть клановые Праздники и, "Зимние", - праздники клановых связок, которые по многим аспектам идентичны религиозным сообщствам и которые, как нам кажется, предоставляют образец тех самых двух видов влияния, на которые мы хотели указать, один - исходящий от клана как единицы организации, а второй - от всего кланового комплекса. В Зимнем Празднике единицей организации выступает клан. Обычно каждый клан был представлен в лице владельца специфической военной связки каждого из кланов. Порядок приглашения был закреплен традицией, хотя похоже, что в ряде случаев почетное место в очереди всегда доставалось "дружественному клану". Однако считалось, что владельцы военных связкок в данном случае представляли не кланы, а Духов, которым предполагалось совершить жертвоприношения. И в любом из случаев, хотя участники и представляли большое количество Духов клановых животных, однако главные благословения, содержавшиеся в связке, исходили от Птицы Грома и Ночного Духа, поэтому и основные жертвоприношения преднаначались Им. И похоже, что на самом деле всегда имели место две церемонии: одна для Птицы Грома и одна для Ночных Духов. С учетом клановой основы этих церемониальных организаций возникает вопрос; - следует ли нам предположить, что в данном случае изначально церемониальная единица организации была замещена клановой, либо что данная церемония имеет сравнительно недавнее происхождение, - скажем, времен намного более поздних чем время, когда клановая организация окончательно сформировалась и целый ряд факторов сложился воедино, чтобы клановую единицу организации посчитали более приемлемой в противопоставлении с традиционной церемониальной единицей организации? К вышеизложенному следует добавить тот факт, что Зимние Праздники кажутся взаимосвязанными с аналогичными Центрально-Алгонкинскими церемониалами, наличие либо отсутствие влияния которых на ВиннебАго нам сначала следует установить. И пока мы не в том положении, чтобы уверенно предполагать иной ход развития событий, то нет и оснований подвергать сомнению ни явную сопоставимость содержания данных клановых церемоний с церемониями религиозных сообществ, ни наличие признаков того, что и в этом случае уже начала складываться церемониальная единица организации. И если бы мы уверенно установили такой факт, это указало бы на то, что исторически первичным базисом организации является именно клан. Ни в одной другой церемонии ВиннебАго не обнаруживается признаков организации на базе клана, хотя специфические Праздники кланов демонстрируют заметное влияние кланового комплекса. Сам клановый Праздник является типичным церемониальным комплексом и по типу организации и по содержанию. Разница между ним и, к примеру, обществом танца Ночного Духа, заключается только в том, что основные пять его участников должны быть не только обладателями специфических благословений (то есть Связок), но и принадлежать к конкретному клану. Сложно сказать, насколько является возможным, чтобы член одного клана, который обрел Связку от Духа-Покровителя другого клана, мог принять участие в специфическом клановом Празднике последнего, но на празднике клана Бизона, и речь именно о настоящем Празднике клана, в чем мало оснований сомневаться, может участвовать любой человек, который обрел Связку от Бизона, только лидер церемонии должен обязательно быть членом клана Бизона. Данный пример можно считать указанием на историческую природу данных Праздников, а именно - признаком того, что они на самом деле являются религиозными сообществами, в которых влияние клана ограничивает количество индивидуумов, которые в норме могут занять пять почетных позиций в церемониале Праздника. И нет особых оснований сомневаться в том, что это ограничительное влияние клана основывалось на совпадении кланового животного с Духом-Хранителем...

Фонетический ключ:

На всякий случай привожу скриншот с страницей. Правда, бОльшая часть текста буквами виннебАго передается с непоправимыми искажениями, так что это просто картинка без полноценной связи с текстом. Так что индейские слова в тексте написаны частично английским частично дакотским транслитом. Возможно, имеет смысл все индейские слова в тексте переделать транслитом, а их аутентичное написание на виннебаго собрать на одном-двух скриншотах и тоже выложить, подумаю еще над этим, как время будет.

P. S. Потрачено. В смысле переведено))