Найти тему
Юный историкъ

Русско-японская война 1904 - 1905. Глава III.

VI Цусимская катастрофа

Действия на море тоже не увенчались успехом. Точнее сказать - тоже стали крахом русского флота. Уже в самом начале войны было принято решение отправить Балтийскую 2-ю Тихоокеанскую эскадру под командованием Зиновия Рожественского на помощь кораблям на Востоке. Собрали 38 кораблей. Притом в прямом смысле - собрали. Не успев довести до ума новейшие броненосцы типа "Бородино", введя в строй старые корабли (ещё стрелявшие дымным порохом), которые пока не успели разобрать на металлолом. Однако ставка была сделана и на Черноморскую эскадру. Но её не разрешила вывести Турция (ей в принятии решения помогла Великобритания). Таким образом, флот двигался в неполном составе, с новейшими, ещё не "объезженными" ударными броненосцами и с моряками из нового призыва. Всё это совсем не указывало на успех. Однако эскадре предстояло необыкновенное путешествие: 18 000 миль (более 30 тыс. километров!), огибая Африку и Китай. Естественно, приходилось делать остановки. А благодаря этим остановкам японцы могли спокойно отслеживать движение всей эскадры, её состав и состояние. Фактически, рыбка сама плыла в сеть - оставалось только выбрать, где именно эту сеть поставить. К сожалению, ещё на полпути флот узнал о падении Порт-Артура. Это сильно деморализировало моряков, но возвращаться было поздно - коней на переправе не меняют. Менее 3 месяцев эскадра стояла у Мадагаскара, ожидая решения руководства. Время даром не теряли - устраивали стрельбы, проводили тренировки и учения. Однако командующего это никак не успокоило. Наоборот - только добавило тревоги, ведь он по-настоящему увидел, насколько не готовы к бою моряки. В конце концов из Петербурга пришла телеграмма: "Прорываться во Владивосток". Цель была ясна, команда приготовилась и эскадра продолжила движение. Если бы они знали, чем всё это обернётся... Но все, безусловно, догадывались.

Добавьте описание
Добавьте описание

И Рожественский знал, что ведёт всех на смерть, но делать было нечего. Он построил план, по которому все корабли должны были идти друг за другом, держа в носу колонны флагманский корабль. Это был единственный вариант в сложившихся обстоятельствах. Что-либо другое выполнить неготовая эскадра просто не могла. Однако главная беда заключалась в скорости этой колонны, так как приходилось идти со скоростью самого медленного корабля. Если бы вся колонна имела скорость флагмана, то был шанс "проскочить". А с таким темпом можно было стать лишь прекрасной мишенью. Но делать, опять же, было нечего.

14 мая 1905 года 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры под командованием Зиновия Рожественского вступила в бой с многократно превосходящими силами адмирала Хэйхатиро Того, преградившими путь русскому флоту в Цусимском проливе. Того выбрал классический и умелый манёвр английского адмирала Нельсона под названием "crossing "T", что в переводе означает "пересечь "Т". Стратегия заключалась в преграждении русской колонне пути во Владивосток, чтобы методично, на высокой скорости выводить из строя корабли противника один за другим.

Бой начался утром 14 мая и закончился только на следующий день. За это время русская эскадра потеряла 28 кораблей, 7 из которых попали в плен, и 12 тыс. моряков, 6 тыс. из которых также попали в плен. Адмирал Рожественский получил тяжёлое ранение, и к 18 часам 14 мая командиром флота назначается адмирал Небогатов. Он продолжает попытку прорваться под покровом ночи во Владивосток с остатками эскадры, однако японцы обнаруживают его. Небогатов понимает всю безвыходность положения и в конце концов сдаётся врагу. В итоге до Владивостока дошли только 4 корабля из 38. Остальные "выжившие" разбрелись кто куда по нейтральным портам.

Цусимское сражение
Цусимское сражение

Примечательно, что в сражении участвовал знаменитый крейсер "Аврора". Он и два других корабля "Олег" и "Жемчуг" ночью потеряли из виду свою эскадру. Поэтому было принято решение уйти на юг, к Филиппинам.

Японские потери были значительно меньше (3 корабля, около 600 человек убитыми и ранеными), хотя в таких условиях удивительно вообще то, что они были. Снаряды многих наших кораблей просто-напросто не достигали своей цели с такого расстояния, которое избрал Рожественский и Того. Поэтому все поражённые цели были результатом исключительной храбрости наших моряков, шедших на погибель. Вот, например, история героизма экипажей флагмана "Александр III" и "Бородино": за несколько дней до сражения Рожественский распорядился, чтобы в случае выхода из строя головного корабля направляющим становился следующий за ним. Героическая схватка флагмана адмирала Рожественского "Князь Суворов" с главным японским броненосцем "Микаса", на котором находился сам Хэйхатиро Того, привёл к гибели нашего корабля. Сам Рожественский получил тяжёлое ранение. После "Князя Суворова" флагманом стал "Александр III". Но и он, изрешечённый выстрелами японских кораблей начал тонуть. Весь состава экипажа отказался бежать с броненосца. Погибли все 867 человек. После "Александра III" флагманом стал броненосец "Бородино". Но и его настигла та же печальная учесть: корабль после мощного взрыва пошёл ко дну. Спастись из всего экипажа удалось лишь одному человеку, все остальные 866 матросов и офицеров ушли на дно вместе с кораблём.

Но почему же японцы нанесли нам такой серьёзный урон? Ведь дело не может быть только в скорости и манёвренности. Многие русские военные, пережившие Цусимское сражение требовали поменять снаряды на корабельной артиллерии. Всё дело в том, что японские снаряды были начинены новым взрывчатым веществом - шимозой. Эта смесь давала сильнейшее фугасное действие. Очевидцы рассказывали, как попадание такого снаряда расплавляло корпус корабля, а внутри него загоралось всё, даже то, что в принципе не горело. Поэтому русская морская артиллерия к Первой мировой уже использовала новое, более мощное, чем шимоза, взрывчатое вещество - тротил.

-3

VII Конец войны и Портсмутский мирный договор

Цусимская катастрофа стала последним актом в Русско-японской войне. Притом Япония, фактически, исчерпала все свои резервы, а Российская империя ещё могла продолжать войну. Манчжурская армия в последней фазе противостояния насчитывала почти 500 тыс. солдат при 1672 орудиях и 374 пулемётах. А японская имела только 380 тыс. человек боевого состава. Чисто теоретически, можно было оформить, что называется, "come back". Однако всё было для нас не так радужно. Если на Востоке силы (наконец-то!) накопили, то в европейской части России накалялись страсти. Народ совсем одурел от того, что произошло с Великой державой, которую выиграла какая-то там восточная второсортная страна. А как этим людям объяснить, почему мы проиграли? Никак. Николай II надеялся, что Русско-японская отвлечёт народ от революции, а получилось совсем наоборот. И вот теперь поговорим про это "наоборот".

Настоящая беда пришла, как говорится, откуда не ждали. Все вдруг начали спонсировать Русскую революцию: и евреи, и американцы, и англичане, и сами японцы. Да что уж там! Даже русские из-за границы выжидали, когда бы повыгоднее выдалось время, чтобы поджечь фитиль пороховой бочки, на которой сидела императорская власть (достаточно вспомнить Владимира Ленина). Но тут началась Русско-японская, а война против агрессора - всегда подъём патриотизма внутри страны. Такой подъём случился и с нами, только ненадолго. Чтобы не быть голословным в вопросе о финансировании Русской революции, расскажу про полковника японской армии, который как раз и был направлен в Европу для финансирования революционных настроений. Акаси Мотодзиро до войны занимал должность военного атташе Японии в Петербурге, вследствие чего хорошо разбирался во внутренних проблемах страны. Поэтому японская дипломатия избрала его в качестве исполнителя деятельности по внутреннему разрушению России, но это требовалось делать из-за границы, поэтому Акаси перевели в Стокгольм в феврале 1904 года. С этого момента он и начал творить свои тёмные делишки.

Императору, да и всем остальным, стало ясно, что продолжать войну - это значит загонять себя в ещё худшее положение, хотя оно и так было тупиковым. Пришлось пойти на компромисс и заключить позорный мирный договор с Японией.

Каждый дипломат понимал, что тот, кто поедет подписывать этот договор, навсегда распрощается со своей должностью. Поэтому в Портсмут (США) отправился человек, которому терять уже было нечего - Сергей Юльевич Витте, председатель Кабинета министров (до этого он был министром финансов). И надо сказать, что кандидатура была лучшей. В свою очередь японцы отправили в Портсмут министра иностранных дел Комура Дзютаро. Его положение было также безвыходным, но он инициировал переговоры, поэтому пришлось отвечать. Японцы вообще требовали слишком многое: признание Россией права свободных действий в Корее, вывод русских войск из Манчжурии, отказ от перевозок по КВЖД, передача южной ветки ЖД от Харбина до Порт-Артура, право на аренду Ляодунского полуострова, компенсация Россией огромных расходов на войну, сдача Сахалина, право на свободное рыболовство в русском Приморье, передача Японии всех захваченных русских кораблей, разоружение Владивостока и ограничение военного флота в Тихом океане. Просто волосы встают дыбом от таких запросов. И тут же возникает вопрос: а не многовато ли? В том-то и беда, что многовато. И японская дипмиссия это понимала, поэтому ехала в Портсмут как в последний путь. Но, всё-таки, по указанию императора Мэйдзи можно было что-нибудь уступить. Например, несколько последних требований. Но и оставшегося оказалось много.

У русской же миссии задачи были полностью противоположные: не уступать всё то же, чего хотят японцы в своих пакетах требований. И вот тут-то началось самое веселье.

Пока Витте с остальными дипломатами направлялся в Портсмут, Комура узнал о занятии японскими войсками всего Сахалина. Это значительно облегчало задачу с островом. Но вот всё остальное...

Наконец 9 августа 1905 года начались переговоры. И, к большой неожиданности японцев, Сергей Витте заявил, что "Здесь нет победителей, а потому нет и побеждённых". Этой фразой он сбил с намеченного пути всю японскую делегацию. А ведь так оно и было фактически. Японцы сами инициировали переговоры, а война могла и продолжиться. Это был блестящий ход русской дипломатии, оставалось только придумать, как заставить японцев обмануть самих себя. И выход нашёлся. Витте просто-напросто предложил сделать заключение мира путём к сближению двух великих держав для сохранения сложившегося порядка на Востоке. Правда, он был неуверен, что японцы попадутся в эту ловушку. Но всё сложилось как нельзя лучше. Союзников ведь нельзя обирать до нитки. Осталось только формально заключить соглашение на бумажке. Это была опасная и смелая авантюра, ведь Витте мог своими требованиями сорвать переговоры. Но всё получилось, русская миссия выиграла единственную битву этой войны без оружия.

5 сентября 1905 года Портсмутский мирный договор был подписан. Всего получилось 15 статей с двумя дополнениями. Россия уступала Японии право на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, захваченную часть ветки КВЖД, южную половину Сахалина по 50 параллели, а также право рыбной ловли в Приморье. Контрибуцию за другую половину Сахалина Япония не получила. Да и вообще большую часть требований от императора Комура не выполнил. А в самой Японии даже не поняли, победили они вообще или нет. Вот оно - мастерство русской дипломатии.

Добавьте описание
Добавьте описание

Однако и в России заключённым миром были недовольны. Но им были бы недовольны в любом случае. За свою великолепную миссию Витте получил от императора титул графа. Современники не пропустили это обстоятельство мимо. И ему посвящено стихотворение:

Конец Войны закончен штрафом
И Витте смыть не мог позор
За горький "мир" он с этих пор
"Полсахалинским" сделан графом.

Заключение

Казалось бы, всё могло бы стать хорошо. Даже после этой ужасной войны. Почему же? Да просто потому, что из неё Россия вынесла много уроков. Вскрылись внутренние проблемы, которые требовалось решать безотлагательно. И они начали решаться: росли зарплаты рабочих, доходы населения увеличивались, темпы экономического роста возвели её в мировые лидеры. И это всё за каких-то 9 лет!

Великий государственный деятель, о котором мы безусловно ещё поговорим, Пётр Аркадьевич Столыпин писал:

"Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России."

Он был абсолютно прав, да вот только с ним другие мировые державы не были согласны. Россия усиливалась, а так быть не должно. Покой нам только снится, как гласит знаменитая фраза из стихотворения Александра Блока. Немного слов, а как они описывают Россию!

После Русско-японской войны начались многочисленные бунты. Начали произрастать цветы революции, которые так бережно поливали все мировые державы. Но, как оказалось, беда не приходит одна. Весь мир стоял на пороге великого несчастья. И это несчастье больше всего повлияло на нашу Родину. Её имя грозно врезалось в историю - Первая мировая война...

Художник - Павел Рыженко
Художник - Павел Рыженко

Первая часть - https://dzen.ru/a/ZTTqSTbb3SwDqLoi?share_to=link

Вторая часть -https://dzen.ru/media/id/5fb8fe739d2ffe38ee2ca416/russkoiaponskaia-voina-19041905-glava-ii-6537c2396bbf9502d0c83e6e