Церкви Иерусалима, Константинополя и Кесарии Каппадокийской, епископами которых в IV-V веках являлись такие известные святители, как Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и Василий Великий, имели определенные правила подготовки для тех, кто желал принять Святое Крещение. Таких людей называли катехуменами, или оглашенными, проводили с ними беседы, построенные по определенным правилам, а также испытывали, насколько искренне их желание стать членами Церкви.
Содержание:
Оглашение в Иерусалимской Церкви: по трудам и беседам свт. Кирилла Иерусалимского (315—386 гг.)
Свт. Кирилл Иерусалимский в период с 350 по 386 гг. являлся епископом города Иерусалима. Он приложил много усилий в борьбе с арианской ересью и участвовал во II Вселенском Соборе 381 года.
Центральное место в его трудах занимают беседы с неофитами о таинстве Крещения, носящие полемический характер, учитывая его огромный опыт по отстаиванию Истины Православия. Его беседы о Крещении можно разделить на три группы:
· начальный огласительный курс (проповедь предогласительная);
· 18 слов об оглашении для лиц, готовых принять таинство Крещения в ближайшее время;
· тайноводственные беседы, которые представляют собой 5 посткрещальных катехизических слов.
По всей вероятности, огласительные беседы под названием «Поучения огласительные и тайноводственные» были произнесены свт. Кириллом уже в сане епископа Иерусалима[1]. Так как церковная традиция того времени свидетельствует о проведении оглашения готовящихся к принятию таинства Крещения именно епископами.
Информация о том, как проходило оглашение, проводимое свт. Кириллом, получена из письма паломницы Эгерии, которая в конце IV в. описала своё трёхгодичное путешествие в Египет, Палестину, Сирию и Малую Азию. В указанном произведении в виде отчёта описываются различные особенности богослужения и практики совершения церковных таинств, в том числе Крещения.
Структура оглашения в Иерусалимской Церкви
Систему оглашения в древней Иерусалимской Церкви можно рассмотреть в следующем виде:
Первый этап: неофит, стремящийся принять Крещение, включался в число оглашенных. Этот этап знаменовался обрядом крестного осенения лба оглашаемого с возложением рук и изгнанием бесов[2]. После чего оглашаемого допускали к совместным с верными церковным собраниям, кроме Литургии верных. С целью изучения христианской веры катехумену (оглашаемому) дозволялось чтение Священного Писания и толкований на него. Средний срок первого периода составлял около трех лет.
Второй этап рассматривался как логическое завершение первого и заключался в подготовке оглашенного к Крещению в самое ближайшее время, например, на Пасху. Оглашение второго этапа проводил непосредственно епископ Церкви.
Содержание оглашения в Иерусалимской Церкви
В предварительном поучении — «протокатехизисе»[3] — свт. Кирилл прямо заявляет о неукоснительном соблюдении правила дисциплины сокровенности христианского учения (disciplina arcani): «…если оглашенный услышит что-либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, <…> и верный осуждается, как предатель…»[4]. Таким образом, в Иерусалимской Церкви рассматриваемого периода учение Церкви преподавалось в двух формах: в общедоступной, в виде церковной проповеди, и в виде учения для членов Церкви, содержащее, главным образом, учение о таинствах Церкви и богословия.
В Первом огласительном поучении свт. Кирилл обращает внимание на важность покаяния и исповедания прегрешений для пришедших креститься, что отчасти повторяет ранее сказанное в предварительном поучении и свидетельствует о важности духовной готовности к таинству[5].
Первостепенное значение в определении епископом Церкви готовности к принятию таинства Крещения играли не столько знания, полученные в процессе оглашения, сколько нравственное соответствие христианскому образу жизни. Свт. Кирилл в «Предогласительном слове» призывает обращать особое внимание на мотивацию желающего принять Крещение. В случае, если катехуменом движут корыстные мотивы (например, выгодный брак или желание угодить высокопоставленному лицу), то такового необходимо отстранить от принятия таинства до осознания истинной цели таинства и изменения образа мыслей: «Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени — и раздеться, и измыться, и одеться, и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет…»[6]. Указанные слова свт. свидетельствуют, что в древней Церкви к допущению к таинству Крещения относились весьма строго и избирательно, а в случае обоснованного сомнения совершение таинства могло откладываться до устранения причины отвода.
После нравственного отбора достойных в течение всего Великого поста и до Страстной пятницы дополнительно обучали в храме, о чем свидетельствуют огласительные проповеди свт. Кирилла Иерусалимского.
Ежедневно обучаемые в храме катехумены после богослужения препровождались к пресвитеру Церкви для совершения обряда изгнания бесов. Свт. Кирилл в «Предогласительном слове» призывает таких лиц держаться достойно и благочестиво, размышляя о небесном. Женщины и мужчины находились раздельно. Среди мужчин выбирался один для общего чтения святых отцов, женщинам же напротив чтение вслух возбранялось в связи с прямым запретом апостола Павла (1 Кор. 14:34-36).
Само оглашение состояло в изучении Священного Писания Нового и Ветхого Заветов и подробном объяснении Символа Веры.
По завершении оглашения, как свидетельствует паломница Эгерия, катехумены в храме наизусть пересказывали епископу Символ Веры, а он обращался к ним с проповедью в ознаменование окончания оглашения. В проповеди епископ Церкви, в частности, отмечал, что катехумены за период Великого поста получили наставление об истинной вере, и насколько могли усвоили полученные знания, «однако, будучи еще оглашенными, вы не можете слышать слово или то, что принадлежит к более глубокой тайне, то есть к Крещению… сокровенные Таинства Божии вам не могут быть поведаны»[7]. В приведенных словах епископ предупреждал готовящихся к Крещению, что после вступления в число членов Церкви им будет доступно более совершенное знание, сокрытое от нехристиан.
Свт. Кирилл также замечает, что содержание занятий с оглашенными второго этапа не могло быть передано оглашенным первого этапа и внешним: «Если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века… Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышания»[8].
В приведенных словах свт. Кирилл Иерусалимский запрещает говорить о сокровенном учении христиан во избежание профанации церковных таинств, зарождения новых ересей и хуления язычниками истинной веры, а также во избежание уклонения в ересь катехумена и внутреннего молитвенного сосредоточения.
В другом месте свт. настаивает на выучивании Символа Веры наизусть, не начертывая его на бумаге, но воспоминанием напечатлевая его на сердце с целью сокрытия его содержания от неосвященных и лучшего усвоения церковных догматов[9]. Поэтому Символ Веры Иерусалимской Церкви в «Огласительных поучениях» не приводится, однако некоторые его фрагменты имеются в предисловиях к поучениям[10].
Как уже упоминалось, порядок подготовки совершения таинства Крещения в Иерусалимской Церкви того времени, помимо свт. Кирилла Иерусалимского, также описан в церковном памятнике IV века «Паломничество по Святым местам», автором которого является Эгерия, совершившая в конце IV века паломничество на Синай, в Палестину, Сирию и Малую Азию. Следует отметить, что «описание в её "Паломничестве" отличается в деталях от сведений, имеющихся в огласительных беседах самого К.[свт. Кирилла], что объясняется некоторой эволюцией практики за 30 лет, разделяющих эти памятники»[11]. Эгерия пишет, что до Великого поста имя кандидата заносилось пресвитером в церковную книгу. В первый день поста в центре храма располагались епископ с пресвитерами, к которым по одному подводились кандидаты вместе с восприемниками, роль которых заключалась в ходатайстве и поручительстве о катехумене. В это время епископ проводил опрос хорошо знающих кандидата христиан о нравственном образе жизни желающего креститься, и если оглашаемый оказывался достойным, то епископ лично включал его имя в специальный список. Если же неофит оказывался неготовым к принятию таинства, его кандидатуру отклоняли до момента нравственного исправления[12].
Оглашение в Константинопольской Церкви: свт. Григорий Богослов (330–389 гг.)
Свт. Григорий Богослов — великий Каппадокиец и константинопольский архиепископ — много потрудился над созданием душеполезных творений, в том числе, и на тему таинственного вхождения в Церковь. Впрочем, непосредственно катехизических сочинений от свт. Григория не сохранилось.
Произведением святителя, затрагивающим тему Крещения и оглашения, является Слово 40 «На Святое Крещение». Произведение представляет собой беседу о таинстве Крещения и его благодатном воздействии на христиан. Интерес также представляет Слово 18 «Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову», где описывается, в частности, Крещение отца свт. Григория — свт. Григория Назианзина Старшего.
Структура оглашения в Константинопольской Церкви
Длительный период оглашения, описываемый свт. Григорием Богословом, включал в себя, кроме обучения основам веры и догматам, также пост и молитвы (аскезу). Важным этапом на пути к Крещению была практика экзорцизмов — изгнания бесов. В 40 Слове святитель особенно указывает на необходимость духовной борьбы со грехом, в период оглашения «противопоставив щит веры»[13]. Собственно, подробной структуры оглашения в 40-м Слове «На Святое Крещение» свт. Григорием не приводится.
Содержание оглашения в Константинопольской Церкви
Описывая совершение таинства Крещения своего отца — Григория Назианзина Старшего, который под влиянием своей супруги Нонны обратился в христианство[14], в Слове 18 свт. Григорий указывает, что совершению таинства предшествовал долгий период оглашения и аскезы: «Приступает же к омовению с пламенным желанием, со светлой надеждой, предочистив себя, сколько мог, став по душе и по телу гораздо чище готовившихся принять скрижали от Моисея»[15]. Духовное очищение, описываемое святителем, заключалось в постоянной молитве, соблюдении поста, творении милостыни и многих других добродетелях[16].
Основываясь на трудах свт. Григория о подготовке и совершении Крещения, необходимо выделить следующие ее составляющие: молитвенный подвиг и соблюдение постов, предкрещальная подготовка и научение вере, а также экзорцизмы (изгнание бесов)[17].
Крещение обычно, как и в других поместных Церквах, совершалось в особо чтимые Церковью праздники: в Христово Воскресение, на Крещение Господне и на Троицу[18]. Однако это не значило, что совершение таинства не могло происходить и в другие дни. Поэтому свт. Григорий призывает не откладывать Крещение по каким-либо надуманным и малозначительным обстоятельствам, так как «всякое время прилично для омовения, потому что во всякое время постигает смерть… Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом и духом или не кажешься больным для присутствующих, хотя и здрав ты умом, пока твое благо не в чужих руках, но ты сам господин ему, пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова тайноводства, пока можешь сделаться верным так, чтобы другие не догадывались только об этом, но удостоверившись в том, не сожалели о тебе, но ублажали тебя, пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение, пока нет около тебя слез — признаков твоего отшествия…»[19].
Как выше было отмечено, совершению Крещения предшествовали экзорцизмы. Святитель Григорий пишет, что именно само таинство изгоняет из крещаемого нечистого и вещественного духа[20]. Наличие этого духа в человеке есть следствие предшествующей нечистой жизни, в которой виновен сам человек[21].
Слова свт. Григория «не презирай врачевства заклинания; не ропщи на его продолжительность; и это есть испытание искренности, с какою приступаешь к Крещению»[22] свидетельствуют о продолжительном периоде изгнания злых духов в предкрещальной подготовке катехумена.
Кроме того, в 40-м Слове «На Святое Крещение» находится призыв святителя открыто исповедовать свои грехи перед членами христианской общины в форме публичного покаяния: «Зная, как крестил Иоанн, не стыдись исповедать грех свой, чтобы, подвергшись стыду здесь, избежать его там; потому что и стыд есть часть тамошнего наказания. Докажи, что действительно возненавидел ты грех, перед всеми открыв и выставив его на позор»[23]. Такое исповедание было важным свидетельством желания оставить прежний греховный образ жизни и вступить в число верных.
Стоит отметить, что публичная исповедь как этап подготовки к Крещению не носил повсеместный характер и практиковался, по всей видимости, только в Малой Азии.
Подготовка к принятию таинства Крещения, по мнению свт. Григория Богослова, должна заключаться не столько в теоретических рассуждениях, сколько в аскетической практике — «бдениях, постах, возлежании на голой земле, молитвах, слезах, милосердии к бедным, милостыне»[24].
В «Слове на Святое Крещение» упоминает о применении принципа «Disciplinaarcani»: «Ты знаешь о таинстве все, что может быть обнаружено и сказано вслух народу, а прочее, если дарует Троица, узнаешь, войдя внутрь, и это сокроешь сам в себе, оградив печатью»[25]. Это вновь свидетельствует о повсеместности практики недопущения некрещенных к учению о таинствах Древней Церкви.
Свт. Григорий Богослов, понимая, что принятие таинства Крещения во время благоприятствования государства Церкви часто становится поводом для торжественного гуляния и духовный смысл таинства отодвигается на второй план, пишет: «Но бойся, чтобы не стали сообщниками плача те, которых ты надеялся иметь сообщниками веселья… Не занимайся мелочами в делах важных; не предавайся низким чувствованиям; таинства важнее видимого; самого себя принеси в дар, во Христа облекись…»[26].
И далее он пишет, что не нужно выбирать особенного священнослужителя для совершения таинства, так как каждый законно поставленный совершит одно таинство, не лучше и не хуже другого священнослужителя: «Не говори: «Меня должен крестить Епископ, притом Митрополит и иерусалимлянин (благодать не от места, а от Духа), сверх того кто-нибудь из людей благородных, ибо опасно, чтобы благородство мое не было унижено крестителем… сила Крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере»[27]. Также святитель добавляет, не нужно гнушаться креститься совместно с лицом, которое ниже катехумена по социальному положению, так как Господь в Крещении всех уравнял: «Не гнушайся креститься вместе богатый с бедным, благородный с худородным, господин с тем, который до сих пор раб его. Ты не окажешь столько смиренномудрия, сколько Христос, в Которого ныне крестишься, Который для тебя принял и образ раба. С того дня, в который обновляешься, все старые отличия миновали, все одинаковым образом облекаются во Христа»[28].
С целью дать катехумену правильное представление о Боге и опровергнуть ложные учения еретиков, в конце 40-го Слова свт. Григорий Богослов излагает кратко догматическое исповедание о Пресвятой Троице и о Символе Веры.
Оглашение, по мнению свт. Григория Богослова, есть непременный этап на пути к вхождению в Церковь Христову, цель которого — твердо утвердиться в желании не только смыть грехи прошлой нечестивой жизни, но и встать на путь исполнения Заповедей Божиих и служения Церкви.
Длительная подготовка к Крещению воспринималась в древней Церкви как подготовка к радостному событию величайшей важности[29].
Оглашение по трудам свт. Василия Великого (ок. 330—379)
Среди множества произведений свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, необходимо отметить следующие труды, касающиеся вопросов оглашения: «Беседа 13 Побудительная к принятию Святого Крещения» и произведение «О Крещении».
Содержание оглашения по трудам свт. Василия
Свт. Василий, указывая на важность таинства Крещения, пишет, что не принявший таинства не просвещен и находится во тьме, «как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога»[30].
По его мнению, для принятия таинства Крещения благопотребно любое время вне зависимости от внешних обстоятельств, «будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени»[31].
Однако наиболее удобным временем святитель считает время Пасхи, так как Пасха — воспоминание о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, а «крещение есть сильное средство к воскресению»[32]. И кроме того, в предпасхальный период Великого поста желающий Крещения, обучается истинной вере, чтобы по завершении оглашения принять его в день Светлого Христова Воскресения: «Для того и Церковь высоким проповеданием (Притч. 9:3) задолго прежде сзывает своих питомцев, чтобы тех, которыми давно уже болезновала, породить в это время, и воскормив, как молоком, словами оглашения, дать для вкушения твердую пищу догматов»[33].
В Беседе 13 святитель Василий сравнивает крещение Иоанна Предтечи с Крещением Господним. И первое называет предначинательным, помогающим отстраниться от греха, а второе — совершительным, усыновляющим Богу.
По мнению свт. Василия, готовым к принятию таинства Крещения может быть признан человек готовый по заповеди Господа отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Спасителем (Лк. 14:26; Мф. 16:24)[34].
Рождение свыше — Крещение, возможно только после смерти плоти. Поэтому свт. Василий Великий призывает «умертвить мудрование плотское»[35], чтобы обрести жизнь вечную.
Имеющим множество прегрешений он советует не падать духом, но принести истинное покаяние и возлюбить Господа, дарующего прощение. Только освободившись от греха человек может работать Господу.
В вопросе принятия Крещения не должно быть никакой спешки, но рассуждение. Необходима последовательность в духовной жизни на пути к таинству: «Благодатью Бога через Иисуса Христа, Господа нашего, освободимся прежде от владычества диавола, то есть удалимся от всякого деяния, вожделенного диаволу, если не тщетно приняли мы таковую благодать (2 Кор. 6:1), если затем отречемся не только от мира и его вожделений, но и от подобающих обязанностей друг к другу, еще же и от [самой] жизни своей, чтобы что-нибудь из этого не отвлекло бы нас от должного, неуклонного и скорого послушания Богу, тогда удостоимся стать учениками Господа»[36].
Святитель замечает, что Господь, отправляя учеников на проповедь, напутствует их: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… (Мф. 28:19-20). Поэтому Крещению должно предшествовать научение в вере, то есть оглашение.
С другой стороны, к откладывающим принятие Крещения по греховным соображениям свт. Василий обращается с пространным обличением и предостережением: «Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнаем, что ты наш? <…> Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни». Потому что иго Господа — легко и путь удобен. «Как не знающим объяснить сладость меда? "Вкусите и видите". Чувство в опыте яснее всякого слова»[37]. Откладывающих Крещение свт. Василий Великий называет безумцами, не желающими освободиться от рабства и исцелиться от страстей.
Свт. Василий Великий свидетельствует, что к принятию таинства Крещения нужно подходить с рассудительностью и должной подготовкой, пройдя через установленное Церковью научение вере.
Итак, на основе проанализированного материала можно сделать вывод, что подготовка к совершению таинства Крещения в христианских общинах Иерусалима, Константинополя и Каппадокии имела много общих черт (при наличии второстепенных региональных отличий), что подтверждает единый источник огласительной практики древней Церкви: Священное Писание и Предание. Эта практика носила соборный всеобъемлющий характер и отличалась высокой степенью упорядоченности.
диакон Андрей Яцков
Ключевые слова: таинство Крещения, оглашение, катехизация, миссионерство, беседы, Кирилл Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов
[1]Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV вв. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. — С. 684.
[2]Гаврилюк П., диак. История катехизации в Древней Церкви. — М.: СФИ, 2001. — С.149.
[3]Желтов М., свящ. Кирилл, еп. Иерусалимский. Православная энциклопедия. Т. XХХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — С. 304.
[4]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 8.
[5]Желтов М., свящ. Кирилл, еп. Иерусалимский. Православная энциклопедия. Т. XХХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — С. 304.
[6]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 4.
[7] Паломничество по Святым местам конца IV века. Православный палестинский сборник. Вып. 20. — С-Пб.: 1889. — С. 18.
[8]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 8.
[9]Там же. С. 12.
[10]Желтов М., свящ. Кирилл, еп. Иерусалимский. Православная энциклопедия. Т. XХХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — С. 305.
[11]Там же. С. 314.
[12] Паломничество по Святым местам конца IV века. — Православный палестинский сборник. Вып. 20. — СПб.: 1889. — С. 17.
[13]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 320.
[14]Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова. — М.: Вече, 2013. — С. 14.
[15]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 205.
[16]Там же. — С. 208.
[17]Заплатников С.В. Богословие Таинства Крещения в творениях свт. Григория Богослова: магист. дисс. — М.: ПСТГУ, 2007. — С. 38.
[18] Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 677.
[19]Там же. С. 668.
[20] Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 687.
[21] Цит. по: Заплатников С.В. Богословие Таинства Крещения в творениях свт. Григория Богослова: магист. дисс. — М.: ПСТГУ, 2007. — С. 34.
[22]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 680.
[23]Там же.
[24]Там же. С. 657.
[25]Там же. С. 669.
[26]Там же. С. 671.
[27] Там же.
[28]Там же.
[29]Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова. — М.: Вече, 2013. — С. 44.
[30]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. Т.4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 318.
[31]Там же. С. 301.
[32]Там же.
[33]Там же. С. 304.
[34]Василий Великий, свт., Архиепископ Кессарии Каппадокийской. О Крещении / Перевод и примеч. П.К. Доброцветова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 17.
[35]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. — Т. 4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 315.
[36]Василий Великий, свт., Архиепископ Кессарии Каппадокийской. О Крещении / Перевод и примеч. П.К. Доброцветова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 21.
[37]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. — Т. 4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 332.
Источник: Sdamp.ru