Найти тему
ОколоТехники

Атомный локомотив Х-12

В 1950-е годы многие инженеры стали всерьез задумываться о возможности создания локомотива, который мог бы проезжать огромные расстояния без дозаправки углем или дизельным топливом.

Одним из таких людей был доктор Лайл Бенджамин Борств, физик и преподаватель Ютского Увниверситета. Ранее он успел поработать проектировщиком реакторов в "Комиссии по атомной энергетике" и поэтому неудивительно что именно ему в голову пришла идея создания локомотива с "атомным двигателем".

-2

Для своего проекта он привлек студентов со своего курса ядерных технологий Physics 280. Благодаря их помощи первые чертежи конструкции локомотива очень скоро увидели свет. Такие гиганты, как General Motors и Westinghouse, также приняли участие в работе Борста над амбициозным планом создания 360-тонного локомотива. Итогом стал 54-страничный отчет под названием "Атомный локомотив: технико-экономическое обоснование". По словам Борста, локомотив должен был иметь длину около 50 метров и весить более 350 тонн.

-3


Источником энергии, который сделал бы локомотив независимым от дозаправок, был изотоп урана 235. Реактор, содержащий это опасное "топливо", должен был быть чуть меньше метра в длину и диаметром около 30 сантиметров. Защитой от опасного излучения служил 200-тонный защитный купол, внутри которого и располагался реактор.


Согласно расчетам Борста, пар, создаваемый реактором, должен был приводить в действие четыре турбогенератора, которые вырабатывали бы электроэнергию, необходимую для электродвигателей мощностью 7000 лошадиных сил, приводящих в движение колеса.

-4

На выходе из турбины пар вновь преобразуется в воду с помощью конденсатора, а затем снова поступает в реактор. Поскольку для охлаждения конденсатора необходим еще один контур охлаждения, по проекту доктора Борста за локомотивом был предусмотрен 20 метровый радиаторный вагон. Холодная вода из этого вагона поступала в конденсатор снизу и протекала по нему вверх. Нагреваемая по мере продвижения вода, затем возвращалась в радиаторный вагон для последующего охлаждения.

-5

Получившаяся двигательная установка X-12 была настолько мощной, что могла разгонять более 350 тонный локомотив до 160 километров в час всего за 3,5 минуты (по расчетам).

Постройка локомотива Борста должна была обойтись примерно в 1,2 миллиона долларов - очень большая сумма. В то время это было вдвое дороже стандартного тепловоза. Борст верил в свой проект и заявлял что X-12 мог бы конкурировать с дизельными локомотивами при благоприятных обстоятельствах. Однако плану было не суждено осуществиться - не было построено ни одного прототипа.