Найти тему
СВОЛО

Второе продолжение. Путь в духовную элиту

Начало тут и тут.

.

Следующим упоминаемым произведением является акционный объект Монастырского – переход от значения и звучания слова к внешним обстоятельствам его записи.

«Искусства нет, есть творчество: непрерывное производство идей, род проектирования, по отношению к которому отдельное произведение есть лишь одна из возможных инкарнаций».

Можно б было согласиться, если б не было забыто про приобщение восприемников к идеям. И если б было добавлено, что то и другое в головах происходит на подсознательном уровне.

*

«Произведение должно было перестать быть товаром и стать «знаком творчества»».

Хоть выше там и говорится про коммунизм, в сущности («в пост-искусстве без рынка в таком [вещном] производстве просто нет нужды»), но практически имеется в виду социализм, где рынок ещё остаётся в какой-то мере. Так что некая идеалистская, что ли, ипостась произведения (акт искусства – это общение подсознаний автора и восприемников) не отменяет материалистскую его предпосылку – произведение не должно перестать быть вещью. Просто надо различать произведение и акт искусства. Произведение может быть (картина висеть на стене), а акта искусства нет (ею выраженный подсознательный идеал автора никем не постигнут).

*

«Пост-искусство уничтожает потребительство и его символ, «вертикальную» картину на стене. Искусство работает в «горизонтальной» плоскости социального действия и жизнестроения».

Тут передёрг. Невольный, наверно, и из-за отчаяния: общения подсознаний всё нет и нет (восприемник тёмен) в мечтаемом акте испытания сокровенного (в чём и состоит исключительная функция неприкладного искусства), а хочется. И, как утопающий хватается за соломинку, художник бросается вон из недейственной условности (непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного) в сильно действующую жизнь (непосредственное и принуждающие воздействие).

*

«Московский концептуализм, продолжая существовать в коммунистической экономике, отрицает вещную природу объекта».

Чушь от непонимания особенности концептуализма. Он – когда вносится неопределённость в связи с именованием чего-то. Например, в живописи – введение надписи превращает лицевую плоскость холста в неопределённость: она то непрозрачное, на что нанесена надпись [1], или она то прозрачное, сквозь которое видно-представляется изображённое в перспективной глубине помимо надписи [2] → неизвестное → метафизическое иномирие. Например, в перформансе Монастырского: «в стеклянной витрине брошюра с надписью «Шар» — и на ней был нарисован шар» (https://lacan.moscow/2019/11/27/andrey_monastyrskiy_interview/). Так неопределённость в чём? Шар – то, что написано, или то, что нарисовано?

Экономика в СССР была не коммунистическая, просто было не стыдно быть бедным из-за коммунистической перспективы.

Вещная природа произведения у не залетающих невесть куда искусствоведов не отрицалась и никогда не будет отрицаться.

*

Далее полезно привести более основательный пример произведения в стиле концептуализма.

Монастырский. Куча. 1975. Перформанс. На подставке, укрепленной на стене, размещены следующие предметы: слева - белый подиум с прибитой к нему вертикально черной планкой, на которой сделана белая отметка на высоте 15 см от подиума. Справа от подиума на подставке лежит тетрадь для записей. Над подставкой на стене укреплен лист инструкции. На стене слева от инструкции - коробка с бланками справок.
В инструкции предлагается желающим принять участие в акции “Куча” - положить на подиум любой предмет (но не больше спичечного коробка), который окажется у участника при себе в момент акции. Затем участник должен сделать запись в тетради по следующим графам: 1- порядковый номер, 2- дата его участия в акции, 3- фамилия, 4- название положенного предмета. После чего ему вручается справка, подтверждающая его участие в акции “Куча”.
В тексте инструкции сказано, что “акция закончится, когда вершина кучи достигнет белой черты на линейке”.
Монастырский. Куча. 1975. Перформанс. На подставке, укрепленной на стене, размещены следующие предметы: слева - белый подиум с прибитой к нему вертикально черной планкой, на которой сделана белая отметка на высоте 15 см от подиума. Справа от подиума на подставке лежит тетрадь для записей. Над подставкой на стене укреплен лист инструкции. На стене слева от инструкции - коробка с бланками справок. В инструкции предлагается желающим принять участие в акции “Куча” - положить на подиум любой предмет (но не больше спичечного коробка), который окажется у участника при себе в момент акции. Затем участник должен сделать запись в тетради по следующим графам: 1- порядковый номер, 2- дата его участия в акции, 3- фамилия, 4- название положенного предмета. После чего ему вручается справка, подтверждающая его участие в акции “Куча”. В тексте инструкции сказано, что “акция закончится, когда вершина кучи достигнет белой черты на линейке”.

В чём неопределённость тут? – В том, что есть куча: то, что положено, или то, что записано?

«Произведения здесь не «выставляются» в капиталистическом духе, но – в коммунистическом – вовлекаются в трудовые и коммуникативные процессы».

Самообман. Говорится абы что в грамматически правильно построенном предложении, когда нет понимания дела, и… вера, что понимание от этого говорения достигнуто.

Я лишь раз в жизни так поступил. Это было на общественной защите мною дипломного проекта "Участок по обработке корпуса редуктора", за который мною при защите на кафедре была получена пятёрка. – После моего выступления мне был задан одной из членов приёмной комиссии вопрос: «Что у вас на участке предусмотрено из техники безопасности?» - Я не знал, что отвечать, а хотелось и тут получить пятёрку. Для этого я раздвоился, прикинув, что дело знает только она одна из комиссии. Один «я» стал говорить абы что, лишь бы это были грамматически правильные предложения. Другой «я» стал вспоминать предмет, чтоб, что-то вспомнив, выстроить это в пронумерованное перечисление. – Когда спросившая стала проявлять нетерпение от белиберды, несомой моим я зыком, я изменил интонацию на резюмирующую и выдал нечто связное и более-менее толковое. – Мне поставили четвёрку. – И больше в жизни я в такую умственно сомнительную ситуацию не попадал.

А Екатерина Дёготь явно, как рыба в воде, себя в подобном положении чувствует. И довольно складно говорит объективно неверное. В «Куче» не «трудовые процессы». Её, "Кучи", объективная цель художественная (духовная: пусть и неосознаваемое совершенствование человечества в результате испытания человека-восприемника), а не трудовая (материальная: осознаваемое удовлетворение материальной потребности других людей). Её, "Кучи", субъективная цель – выражение подсознательного идеала метафизического иномирия (скорее процесс освобождения от вдохновения, чем результат – продукт), а не как с трудом – удовлетворение скорее от результата, чем от процесса.

Спро`сите, а в чём экстраординароность этого произведения? В чём искусность?

Наверно, в нём так, как в литературе два искусства: слова и вымысла, - тоже два искусства: исполнения и вымысла. И исполнение никакой искусности не несёт, по-моему. А вот вымысел таки имеет некую экстраординарность. Надо всё-таки иметь хорошую фантазию, чтоб такое выдумать. Не сказать, чтоб ого что, но всё-таки. Особенно, для пионерского случая, каковым и является «Куча».

А в чём же, спро`сите, негативное переживание, чтоб в нём отражалась крайняя ницшеанская непереносимость автором Этого мира (с его Порядком)? Что доводит восприемника до предвзрыва, предполагаемого, что взрыв мыслим такой силы, что вышвырнет восприемника вон из Этого мира в иномрие?

Наверно, в инструкции было слабо проакцентировано и до нас не дошло, что участники должны присутствовать от начала до конца образования кучи. Тогда процесс обретёт длительность, причём такую, что она станет непереносимой по степени.

Может, это – перенесение непереносимого, - даже и есть экстраординарность исполнения.

А как же с позитивным переживанием от акта творения? Оно ж обязано наступать. От чего?

Наверно, от замечания удачи – какого-то соответствия подсознательного идеала (метафизического иномирия) с предугадыванием, как подействует на восприемника неопределённость, что ж из двух есть куча (раз – образное выражение иномирия), и столкновение вызванной «текстом» крайне отрицательной эмоции с невыраженной в «тексте», но легко предполагаемой некой противоположности ей – нормальности Этого мира – (два – катарсическое изображение иномирия).

7 ноября 2023 г.