Бизнес-коучи часто говорят, что идея ничего не стоит. И это правда: важна не сама идея, а план ее реализации. В этой статье рассмотрим, как сделать бизнес-план фундаментом успешного старта и развития бизнеса. Мы разберем, как создать бизнес-план с нуля и какие ключевые компоненты в него добавить.
Что такое бизнес-план и как он выглядит
Бизнес-план — это документ, который описывает стратегический план деятельности компании. Он включает в себя подробные сведения о целях и задачах бизнеса, методах и ресурсах, необходимых для их достижения, а также прогнозы финансовых результатов.
Оформляют бизнес-план обычно в виде структурированного текстового документа с графиками и таблицами. Это можно сделать в Word, Google Docs, Excel, Google Sheets, PowerPoint или Google Slides. Еще можно воспользоваться сервисами для создания майндкарт, например, Miro или Xmind. Но все-таки стандартный вариант — это текстовый документ.
В малом бизнесе и стартапах за разработку бизнес-плана обычно отвечает основатель, он же фаундер компании. В среднем и крупном бизнесе этим планом занимается команда из нескольких человек или даже целый стратегический отдел. Эти специалисты сотрудничают с отделами маркетинга, аналитики и финансов, чтобы план получился реалистичным.
Что важно сделать перед оформлением бизнес-плана
Прежде чем оформлять бизнес-план в документ, сформулируйте свою бизнес-идею. Конечно, раз вы читаете эту статью, то идея у вас уже есть. Осталось четко ее сформулировать: что, для кого и где вы будете продавать.
Примеры, как могут выглядеть бизнес-идеи:
- мы продаем предметы декора для дома женщинам 20+ лет на основных маркетплейсах рунета;
- мы оказываем услуги озеленения офисов IT-компаний и кафе в Рязанской области;
- мы предлагаем бухгалтерский аутсорсинг онлайн для малого бизнеса по всей России.
После этого хорошо бы исследовать рынок и конкурентов: что они предлагают, какое у них УТП, чем их возможности отличаются от ваших, кто их основные покупатели. После такого анализа, вполне вероятно, вам захочется скорректировать бизнес-идею: например, расширить целевую аудиторию или доработать услугу/продукт.
После такой подготовки можно переходить непосредственно к разработке бизнес-плана. У вас уже есть готовая сформулированная цель, осталось расписать, каким образом вы будете к ней идти.
Как составить бизнес-план по шагам
Здесь мы опишем основные блоки, которые обычно включают в бизнес-план. Структура может отличаться в зависимости от того, для кого вы составляете этот план: для себя (чтобы все структурировать и показать команде) или для инвесторов.
Если вы составляете бизнес-план с целью получить инвестиции, помните, что документ, скорее всего, не будут читать от начала до конца. Обычно инвесторов интересует финансовый план бизнеса. Поэтому в блоке про финансы особо кропотливо и подробно распишите, как будете использовать привлеченные инвестиции и как они окупятся.
Если вы начинающий предприниматель и рассчитываете на программы господдержки бизнеса, то в заявке вам предложат описать бизнес-план по определенной структуре. Какой бы они ни была, блоки, о которых мы поговорим ниже, все равно там будут фигурировать.
1. Описание бизнеса
Здесь нужно написать обзор компании, включая ее историю, миссию, ценности и вид деятельности. Если вы еще не стартовали бизнес, то достаточно будет описать вид деятельности и миссию. Далее нужно вкратце описать, каким образом вы собираетесь зарабатывать и на какую доходность рассчитываете.
За этот блок лучше взяться в самом конце, когда ваш план уже будет готов. Но в самом документе лучше поставить описание бизнеса первым по порядку, чтобы инвесторы/команда изначально понимали, о чем пойдет речь.
2. Анализ рынка
Сюда можно включить анализ конкурентов, целевой аудитории и тенденций покупательской способности. Не лишним будет описать прогнозы рынка: насколько востребованным будет ваш продукт/услуга через год, два, пять. Ваши суждения нужно подкрепить ссылками на независимые исследования, статистику, факты.
Цель этого блока — показать, что вы будете востребованы и у вас есть перспективы успешно выйти на рынок и закрепиться в нем.
3. Стратегия и цели
Составьте описание бизнес-стратегии и установите конкретные цели, к которым стермится компания. Это должны быть долгосрочные цели, например, от года.
Можно пользоваться общепринятыми моделями целеполагания. Например, по модели SMART цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, релевантной/значимой, ограниченной по времени, то есть с дедлайном.
Как может выглядеть реалистичная бизнес-цель по SMART: мы хотим иметь 5 клиентов на озеленение офиса и получать прибыль 400 000 ₽ в месяц к маю 2024 года.
Описывать стратегию сроком всего на полгода может быть недальновидно: понятно, что в первые месяцы вам вряд ли под силу выйти на стабильную прибыль и нужное число клиентов.
4. Операционный план
Опишите операционные процессы, например, производство, поставки, управление запасами. Тут все зависит от деятельности бизнеса.
Если говорить просто, операционный план — это план процессов, благодаря которым ваш бизнес будет делать деньги. Например, вы опишете, где будете закупать товар, где хранить, кто будет отвечать за работу с маркетплейсом, как вы будете доставлять товары, кто будет считать прибыль.
5. Оргструктура
Здесь нужно описать структуру компании: раскрыть роли и обязанности сотрудников. Так вы опередите, сколько человек вам нужно нанять, чтобы реализовать бизнес-идею. Сюда же можно включить описание предприятия: форму юрлица и форму налогообложения.
Чтобы корректно рассчитать налоги, может быть уместно взять консультацию бухгалтера. Он подскажет, какие льготы вам полагаются, что можно списать на налоги, в какой форме выгоднее нанимать сотрудников.
Все эти данные помогут точнее разработать финансовый план и оценить рентабельность бизнеса.
6. Маркетинговый план
Здесь отобразите, каким образом будете привлекать клиентов. Опишите маркетинговые цели и распишите, как вы будете их достигать. Для этого нужно определиться с каналами продвижения и определить маркетинговый бюджет.
Допустим, вы хотите привлекать клиентов из поиска по Яндексу. Для этого можно вложиться в рекламу через Яндекс Директ, это довольно популярный способ продвижения среди начинающих предпринимателей. Стоит сразу заложить бюджет на запуск контекстной рекламы и на зарплату человеку, который будет ею руководить.
Не забудьте, что реклама должна привести клиента в точку касания с вами, где можно купить ваш продукт или заказать услугу. То есть вам важно позаботиться об оформлении бизнес-профиля в соцсетях или сайта. А на это тоже нужен бюджет.
Также можно заранее позаботиться о телефонном номере или небольшом колл-центре, если в вашем бизнесе это уместно. Можно подключить виртуальный номер и связать его с системами бизнес-учета, чтобы в будущем отслеживать результативность звонков.
7. Финансовый план
Это один из ключевых разделов в бизнес-плане, и вот что здесь нужно расписать:
- все источники доходов — продажи продуктов и услуг, возможности допродаж;
- все операционные расходы — зарплаты, налоги, аренда, сырье, маркетинг и т. д.;
- прогноз ключевых показателей — средний чек, объем продаж, рентабельность, ROI (возврат на инвестиции);
- инвестиции и источники финансирования — если вам нужны инвестиции для старта бизнеса, опишите, сколько средств вам потребуется и какие источники финансирования (собственные средства, заем, инвесторы) вы планируете использовать.
В целом финплан — это прогноз финансовых результатов компании, включая прогноз прибыли и убытков, бюджеты и потребность в инвестициях. Оформлять его в текстовом документе неуместно и неудобно. Тут скорее подойдут таблицы. Ссылку на план потом можно добавить в общий документ с бизнес-планом, конечно, с общими комментариями.
Дополнительно в этом же разделе можно расписать план рисков: оценить потенциальные неудачи, с которыми может столкнуться компания, и определить, что вы будете с этим делать. У крупных компаний есть специальные команды, которые занимаются риск-менеджментом, а в малом бизнесе оценить риски может сам основатель.
Нужно предусмотреть самые вероятные риски: срыв поставок, кассовые разрывы, увольнение ключевых сотрудников, сильное колебание валют, изменение законодательства. Дальше стоит определить, что вы будете делать, если столкнетесь с этой ситуацией, а еще лучше — нивелировать риски сразу. Например, вместо единственного поставщика заключить контракт с двумя-тремя.
Как часто нужно пересматривать бизнес-план
Обычно бизнес-план пересматривают несколько раз в год, чтобы учитывать новые обстоятельства и оценивать достижение поставленных целей. Начинающие предприятия и стартапы обычно меняют бизнес-план чаще, ведь они сталкиваются с быстрыми изменениями и новыми вызовами. Более устоявшиеся компании могут обновлять планы реже.
В некоторых случаях пересмотр может происходить часто, вне зависимости от масштабов компании. Например, если в стране нестабильная экономика. Или если вы часто проверяете гипотезы: запускаете в продажу новый товар, меняете состав услуг, позиционирование и, как следствие, целевую аудиторию. Под эти изменения нужно будет корректировать и ваш бизнес-план.
Если вы дочитали до конца — значит, вы серьезно настроены на создание и развития своего дела. Помните, что любой бизнес нуждается в коммуникации. В этом вам поможет Novofon. Это многофункциональная бесплатная виртуальная АТС и виртуальные телефонные номера в 100+ городах России.