10 ноября в Доме культуры «ГЭС-2» открываются две новые выставки: «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» и «Закат в сто сорок солнц». Первый художественный проект исследует творчество авангардистки Ольги Розановой и отзвуки ее творчества у современных художниц. Он продлится до 28 апреля. А второй — космос как пространство мечтаний и надежд, разочарований и отчаяний. Его можно увидеть до 24 марта.
Творческий путь Ольги Розановой продлился около восьми лет и оборвался, когда ей было всего 32 года. За это время были созданы работы, во многом определившие развитие авангардной живописи. Розанова радикализировала супрематизм и создала собственное направление в живописи — цветопись, или «преображенный колорит», — совершив революцию при помощи одной лишь зеленой полосы: именно так — «Зеленая полоса» — называется самое известное полотно художницы, одна из икон русского авангарда.
Название второй выставки, в свою очередь, отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920): энергичное и даже дерзкое описание встречи поэта со светилом в чуть измененном виде приобретает слегка меланхоличный оттенок — как и неслучившаяся советская космическая утопия. Если в 1960-е космос казался как никогда близким и понятным, то сегодня он вновь стал далеким и неизведанным. Наши представления о космосе фрагментарны, и нелинейное повествование «Заката в сто сорок солнц» подчеркивает эту неполноту, невозможность объять необъятное звездное небо.
Ольга Розанова, «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», 1912
Ольга Розанова, «Супрематизм (Полет аэроплана)», 1916
Ольга Розанова, «Цветопись (Беспредметная композиция)», 1917
Ольга Розанова, «Зеленая полоса», 1917
Рубен Гевондян, «Звездный час», 1960
Напомним, до 21 января в Доме культуры «ГЭС-2» можно увидеть проект «Звездная месть» — выставку-эссе, программу публичных событий и архитектурную инсталляцию. Название отсылает к одноименному роману фантаста Юрия Петухова, герой которого в одиночку противостоит космическим силам зла.