"Впервые замужем" (1979), "Star trek" (1966) 1 сезон, серия 26
Когда опубликовала статью о Тоне Болотниковой «Даже выбирая имя для ребенка, она вела себя, как образцовая "жертва"», обратила внимание на то, как часто замелькало в комментариях слово "овца", как полярно разделились мнения между теми, кто порицает героиню, и теми, кто ею восхищается.
Первые воспринимают Тоню как человека забитого, слабого, бесхарактерного и бесхребетного (для них Тоня овца овцой). Вторые говорят о том, что это не слабость, а нежность и мягкость; не бесхребетность, а кротость и способность к смирению; не забитость, а великодушие, доступное лишь тем, кто высоко поднялся в своем духовном развитии. Для этих людей Тоня – эталон нравственности, до которого всем расти и расти.
Естественно, речь идет исключительно о субъективных восприятиях персонажа, но какие-то аргументы в пользу той или иной позиции всё же найти при желании можно (а такое желание у меня регулярно появляется, что и приводит к появлению некоторых статей).
Для начала стоит определиться с "легитимностью" понятия, коим так охотно оперируют некоторые комментаторы. По мне, так есть "овца" и есть "овца".
В одном случае слово используется в откровенно оскорбительном ключе, встаёт в один ряд с фразами "Он такой козел" и "Они такие свиньи неблагодарные", отражает совершенно несправедливое отношение к некоторым вполне достойным животным, проистекает исключительно из внутренней злобы, бессилия и бескультурья говорящего, а потому тут и обсуждать нечего.
В другом случае мы имеем дело уже с образным строем и культурным контекстом. Здесь "овца" хоть и сохраняет пренебрежительно-негативную окраску, но уже приобретает интеллектуальный флер. Здесь уже можно привлечь и религиозную традицию и поговорить об овцах и пастырях, а можно порассуждать об агрессивном и пассивном типе личности, в том ключе, в каком это было сделано, например, в одной из серий оригинального сериала "Star trek" 1966 года. Об этой серии я писала на днях, что, собственно, и побудило меня вернуться к образу Тони Болотниковой.
В этой серии мы наблюдаем противопоставление двух типов людей. Завоевателей и тех, кто оказывается помехой на пути этих завоевателей. Тех, кто завоевывает, и тех, кого завоевывают. Хищников и жертв, тигров и овец.
Действие происходит на планете, которую даже называют "планетой овец".
Жители этой планеты чем-то похожи на Тоню: они кроткие, славные, спокойные, мирные, добрые, искренние, открытые. Они не приемлют насилия, выступают за мир во всем мире, смиренно улыбаются, со всем (ну, почти со всем) соглашаются и, кажется, даже не особо блюдут свои интересы, охотно прогибаясь под пятой завоевателей.
Однако в какой-то момент становится понятно, что "овцами" этих людей назвать нельзя, ибо они как раз и есть глубоко нравственные создания с высочайшим уровнем духовного развития.
Возникает вопрос: есть ли у Тони Болотниковой с ними нечто общее, может ли она тоже претендовать на такую высоту и чистоту? На мой взгляд, нет.
Люди, которых в "Стартреке" зритель ошибочно принимает за "стадо овец", в действительности обладают силой, которая позволяет им:
- отказывать и спокойно говорить нет,
- защищать свои интересы,
- обеспечивать себе полную безопасность,
- вести тот образ жизни, который они хотят вести.
Они могут позволить себе быть смиренными, покорными, миролюбивыми, потому что способны себя защитить. Они настолько сильны, что могут великодушно позволить себе быть слабыми в глазах "завоевателей".
У Тони всего этого, увы, нет. Тоня не умеет говорить нет, не может никому и ни в чем отказать. Она жертвует своими интересами ради тех, кто даже не способен это оценить. Они предпочитает убежать, а не бороться за свое. Она подвергает себя опасности (в том числе и физической). И на улице, практически на помойке Тоня оказывается точно не потому, что она осознанно и сознательно хотела бы вести такой образ жизни. Даже в "замужество" она бежит от безвыходности, хотя и делает по пути несколько театрально-гордых жестов.
Кротким и смиренным может быть человек сильный, но это не про Тоню. Тоня ведомая, пассивная и слабая, и те, кто видит в этом добродетель христианского смирения, кажется, выдают желаемое за действительное. Я не стала бы утверждать, что Тоня – "овца", но она явно не "тигр", не хозяйка своей жизни, не человек осознанно выбравший смирение. Она не "тигр", она не тот, кто сам может быть пастырем, так что если подводить "овцу" под определенный социально и культурно наполненный образ, то это к Тоне гораздо ближе, нежели христианские идеалы.
Да, есть разная кротость, разное смирение. У одних они исходят из мудрости, духовности и внутренний силы, у других – из слабости, безвыходности, бесхарактерности и отчаяния. Тоня Болотникова кротка и смиренна, но из этого не следует автоматически, что ее смирение первого рода. Учитывая, как сложилась жизнь этой героини, легче поверить во второй вариант. При этом Тоне трудно отказать в прекрасных человеческих качествах. Но так ведь и овца – мила и красива. Она способна вызвать умиление и восхищение, однако это не мешает ей иметь характер, за который ее мало кто уважает. Одно другому не мешает.