Сначала анекдот в тему:
Нанимает фирма главного бухгалтера. Приходит толпа претендентов на собеседование. Всем им задают один вопрос:
- Сколько будет 2*2?
-4
- Не подходите
Люди давай гадать: 3....5.... снова 4....
Им всем говорят одно и тоже:
- Не подходите
Заходит старый бухгалтер:
- Сколько будет 2*2?
-4
- А сколько вам надо?
Причём тут старый бухгалтер и мексиканский художник? - спросите вы. Да при всём при том, что художников и людей творчества часто изображают бунтарями. Людьми, способными переступить через обстоятельства ради идеи, которые могут гордо отказаться от подачек, ради искусства. Но это всё в теории... и в автобиографиях, тогда как в реальной жизни многие с чистой совестью "кушают с барского стола" и пишут восхваляющие хозяина произведения.
Только единицы могут отказаться от славы, денег, авторитета и поступить так, как велит совесть!
И сегодня я расскажу как раз о таком случае.
Жил в Мексике один известный мексиканский (удивительно, да?) художник по имени Диего Ривера. В России он больше известен как супруг мексиканской художницы с монобровью Фриды Кало. Но во всём остальном мире с точностью до наоборот, Фрида стала знаменита только после того, как вышла замуж за Риверу.
Но это так... к слову.
Ривера был ярым сторонником коммунистической идеологии, был большим другом Троцкого и даже после его бегства в Мексику предоставил Троцкому свой дом. При этом художник довольно часто уезжал на заработки в США, где был востребованным декоратором. Он расписал огромное количество банков, офисов фирм и предприятий, библиотек и прочих общественных зданий.
Его работы были яркими и нестандартными, поэтому многие бизнесмены и политики хотели, чтобы их помещения украшали именно фрески Риверы. Спрос на его работу был такой, что очередь заказов была расписана на 7 лет.
В 1932 году к Диего Ривере обратился с просьбой расписать центральный холл Рокфеллер-центра сам президент США Нельсон Рокфеллер. Сумму за выполненный заказ пообещали астрономическую. Её хватило бы не только на хлеб с маслом и красной икрой, но и непросыхать от шампанского до конца жизни.
Ривера согласился. Согласно эскиз-проекту на фреске в главном зале должно быть изображено противостояние между капитализмом и социализмом, показан современный этап развития человечества со всеми его достижениями.
Эскиз одобрила семья Рокфеллеров единогласно, художник взялся за работу!
Когда же работа была практически полностью закончена, и Нельсон Рокфеллер пришёл принимать обновлённый холл своего семейного бизнес-центра, его ждал весьма неприятный сюрприз.
Фреска, называвшаяся "Человек на распутье" показывала чистую правду во взаимоотношении двух социальных порядков, где агрессивной военщине и обществу потребления противостоял мир новых людей.
Хуже того, в центре нового строя Ривера изобразил Ленина, скрепляющий союз рабочих, крестьян и людей нескольких рас и национальностей на Красной площади.
Говорят, что светило мирового капитализма в лице Президента США и его семьи, полезло от такой картины на потолок, зашипело и начало плеваться какими-то зелёными бумажками (но это не точно).
Открыть такое панно в бизнес-центре Президента США было равносильно самоубийству. Даже газета НьюЙорк Ворлд-Телеграм назвала картину самой яркой антикапиталистической пропагандой за последние 10 лет. Президент США попросил Риверу замазать Ленина на картине. Тот отказался.
Тогда попросили нарисовать любого другого человека.
Риверу это так взбесило, что он просто послал просителя на три мексиканские буквы (или сколько их там у мексиканцев).
Тогда к художнику пришёл адвокат и зачитал претензию, в которой говорилось, что раз художник не желает исправлять свою работу (одобренную всей семьёй Рокфеллеров), то оплаты работы не будет. Два года непрерывной работы оказались без оплаты.
Фреска была завешена шторами 2 года, после чего её полностью закрасили.
Оригинальная фреска Риверы не сохранилась, однако в процессе работы над ней, художник время от времени делал фотографии, так как понимал, что даже у рядовых проверяющих от Ленина подгорает, и с картиной могут сделать что-то нехорошее. Именно поэтому, вернувшись в 1934 году в Мексику, Ривера смог повторить свою работу по этим фотографиям, правда дал ей другое название "Человек, повелитель Вселенной".
Интересно, что после отказа Рокфеллеру, популярность Риверы не только не сократилась, но даже выросла. Чтобы укорить своего Президента, обманувшего художника, несколько бизнесменов скинулись деньгами и пригласили Риверу в Детройт расписывать здание автозавода. Сумма гонорара в точности совпала с той суммой, которую "закроил" Президент США.