Найти тему

Школьная униформа для галочки, за которой нет личности, креативности и индивидуальности

Оглавление

Когда я в очередной раз вижу статью, как в России хотят ввести единую школьную форму и ужесточить требования к внешнему виду детей для сохранения дисциплины и равенства в юных коллективах, у меня начинает дёргаться глаз. По моему скромному мнению, это лишь мешает маленьким детям формироваться, как личность, развивать прирождённый талант и искать своё место в этом огромном мире.

Фото автора
Фото автора

Я уже 10 лет, как окончила школу. Но это огромный пласт моей жизни на сегодня, её треть! Выросла и стала креативным фотографом, художницей, начинающим писателем. Стала бы я такой, если бы с детства меня заставляли жить в строгих чёрно-белых рамках? Детям и подросткам важно самовыражаться! Когда, если не в их возрасте, красить волосы, искать свой стиль в одежде, развивать вкус во многих вещах? Униформа делает детей частью человекоподобной массы, где равенство важнее таланта и личных амбиций. Да, возможно, введение школьной формы может иметь свои научные обоснования, положительно сказалось бы на уровне образования, но школьная программа, родительское воспитание, дополнительные бесплатные секции, репетиторство, профессионализм преподавателей, условия в самой школе влияют куда больше! Во многих школах туалетные комнаты выглядят как тюремные, а с потолка в классах валится штукатурка. Да, а в низком уровне образования виноваты джинсы, креативные окрашивания волос и макияж учеников? Я решила рассмотреть причины за и против, и ещё раз убедиться, что школьную форму вводят не для детей, а для их родителей и престижа школы.

Почему вводят школьную форму и почему это не работает?

1. Создание видимого единства класса и снижение социальных различий

Казалось бы, оденем детей в одинаковые рубашечки и фартучки, как было в СССР — и тогда уж заживём, вновь полетим в космос, построим на Луне первую обитаемую станцию и колонизируем Марс. Такие люди забывают, что кроме одежды, в сообществе детей и подростков есть куда больше социальных оценок. Например, в Южной Корее есть единая школьная форма, но это не снижает количества буллинга и не влияет на снижение социального разрыва между богатыми и бедными. Буквально, даже внешность, вера, условия жизни, национальность или наличие популярного гаджета станет новым пунктом ранжирования и сегрегации. Школьная форма не сможет снизить напряжение и устранить конфликты между детьми. Именно в подростковом возрасте, когда дети выстраивают границы, отделяются от родителей, учатся самостоятельности и весьма нестабильны из-за гормональных перестроек.

Также школьная форма не снизит финансовую нагрузку на родителей, потому что комплектов школьной формы придётся приобрести несколько. Не ходить в одной рубашке всю неделю ведь, верно? Если форма будет стандартизированной для всей страны, то весьма доступной для жителей столицы и крупных регионов, но непосильно дорогой для бедных и многодетных семей из провинции. Младшие сёстры будут носить старую потрёпанную форму старших, как не повод для издевательств со стороны детей, которые бывают весьма жестоки?

2. Улучшение уровня безопасности

Одним из доводов за форму является якобы причина безопасности — если ученики будут одеты одинаково, можно своевременно заметить нарушителя, который не является учеником. Правда, как это поможет от нападений учеников конкретного заведения, этот довод не раскрывает. Важнее в этом работа психологов, как школьных, так и семейных, бдительность органов опеки, внимательность преподавателей, а также продвинутая система охраны и обязательных пропусков на территорию школы. Пока школу охраняют дремлющие бабулечки, едва ли школьная форма поможет в повышении безопасности.

Фото автора
Фото автора

3. Повышение фокуса на учёбе и лучшая успеваемость

Честно, когда я была ученицей (в моё время не было формы даже на торжественные случаи), никогда не было такого, чтобы я, например, не слушала учителя, потому что на моей однокласснице Кате было надето красивое платье, затмившее всё происходящее вокруг. По мнению многих сторонников стандартизации несчастных детей, в школьной форме дети меньше подвергаются влиянию моды и не оценивают друг друга по стоимости одежды, а поэтому лучше учатся. Но, как я уже написала выше, дети всегда найдут иной социальный ярлык и категорию для оценки. Работать надо над толерантностью детей, развитием сопереживания и чуткости, над первопричиной, а не над следствием. Да, должны быть рамки приличия и минимальный дресс-код, но если вы хотите стандартизировать детей, может и учителей стандартизируем? Пусть у учителей тоже будет своя униформа, ведь иногда фиолетовые волосы, красная помада и блузка с неприличным вырезом отвлекали меня куда больше скромных спортивных костюмов и свитеров сверстников.

А теперь давайте рассмотрим причины против введения школьной формы?

1. Стабилизация самооценки и поддержка индивидуальности

Эту причину довольно часто можно встретить аргументом против отказа от школьной формы, ведь разбалованные дети обязательно в тот же день побегут набивать себе татуировки на лице, прокалывать пирсинг и красить волосы. Сюрприз, администрация школы не в праве требовать от учеников смывать макияж, перекрашивать волосы в натуральный цвет, снимать украшения и тем более отстранять из-за неподобающего вида ученика от занятий, это нарушение закона. Цвет волос и иные изменения во внешности не относятся ко школьной форме. Внешние различия наоборот учат детей тому, что люди могут выглядеть по-разному, это положительно скажется на творческих детях, их индивидуальности и развитии личности. Свою уникальность, в том числе, можно показать через стиль одежды. Если подросток чувствует себя комфортно в выбранной одежде, это благотворно влияет на его самооценку.

2. Самовыражение и развитие творческих способностей

Каждый гражданин нашей страны имеет право самовыражаться безопасным способом, имеет право на свои убеждения, выбор вероисповедания. Почему же у своих детей мы готовы отобрать это право? В нашей стране живут не только русские люди, а разнообразие культур и религиозных убеждений научит детей уважать чужой выбор и индивидуальность. При отсутствии формы дети будут творчески подходить к своему внешнему виду, а их художественные, креативные и творческие навыки развиваться! Мы же не хотим превратить школу в ферму по выращиванию офисного планктона — среди них есть гении литературы, будущие художники, скульпторы, дизайнеры. В детстве я очень неуютно себя чувствовала в вещах, которые за меня выбирала мама. Это был стиль и фасон, который нравится лично ей, но не мне. Казалось бы, такая мелочь, но она закладывает в детях огромную пропасть — вырастая, им трудно оценить, что им действительно нравится. И о безопасности детей, именно по стилю одежды или её состоянию можно будет понять социальную атмосферу в семье, а единая форма превратит школьников в единую массу.

Фото автора
Фото автора

3. Физический комфорт

И я сейчас не только об удобстве. Когда я сидела в классе возле окна, меня буквально до костей пробирал сквозняк, который сочился сквозь деревянные рассохшиеся рамы. Отопление в школе вечно ломалось или работало недостаточно хорошо для суровых уральских морозов. Представить страшно, если бы я сидела в жилетке и блузке! Иногда на занятиях мы были в зимних куртках, потому что свитер и шарф уже не грели тело достаточно, чтобы прекратить стук зубов. Душевых у нас также не было, как и личных шкафчиков. Если в столице с этим проблем не будет, то стандартному ученику провинции придётся носить с собой кроме сменной обуви, тяжёлого рюкзака с учебниками ещё и пакет со спортивной формой. А женщинам предлагаю представить тот самый красный день календаря, когда вместо чёрных брюк вас заставят надеть юбку с белым фартуком. Будете ли вы уверенно себя чувствовать, будет ли вам физически комфортно? Представьте тех девочек, ваших дочерей, кто впервые сталкивается с этими нелёгкими днями, когда даже средства гигиены у одноклассницы попросить неловко.

Сопоставляя количественно первую и вторую группу за и против, конечно, введение формы в головах родителей и чиновников имеет неоспоримый выигрыш. Родителям не придётся терпеть выходки детей и заморачиваться, что купили, то и надевай. Учителям не придётся присматриваться к каждому ученику, ведь все для них станут единой чёрно-белой массой. Те, кто выиграют грант на разработку дизайна школьной формы и тендер на поставку, получат миллиардную ежегодную прибыль. Вот только выиграют ли дети в этой ситуации, личность и профессиональные интересы которых только формируется? Вопрос, конечно, риторический. Я считаю, что в нашей школьной системе куда больше проблем, и школьная форма в этом списке лишь красивый фантик, видимое действие для сокрытия действительно важных вопросов.

А вы за или против введения единой школьной формы?