Как вы думаете, может плохой человек создать что-то хорошее?
Не просто хорошее, а монументальное, такое, чем будет гордиться целая страна?
В детстве легко поделить всех людей на плохих и хороших. Мир кажется чёрным и белым, и, конечно, правда в сияющих доспехах всегда побеждает, кажется, что плохой человек плох во всём, ни на что стоящее не способен, только добрые люди творят красоту, свет и гармонию. Однако с возрастом понимаешь, что есть не только белое и чёрное, соотношений добра и зла намного больше. И частенько бывает так, что от плохого человека получаешь нежданное добро, а от лучшего друга прилетает "пинок благодарности".
Взять хотя бы самый показательный пример: одного австрийского художника, патриота своей страны, искренне любившего Германию, который не менее страстно любил рисовать природу и городские зарисовки, писал неплохие пейзажи:
И даже поступал в академию искусств... где его завалили на мелочи. К чему это привело Адика все знают.
Сегодня я расскажу историю, когда самое большое произведение из стекла в мировом масштабе было создано... кхм... если не совсем честно... то точно неправильно... однако оно до сих пор считается величайшим и им гордится целая страна.
Не буду ходить вокруг да около, конечно же, это витраж принадлежит фирме Тиффани, и он был сделан в 1912 году для Музея изящных искусств Мехико. Собственно говоря, вот и он:
В начале ХХ века Мексика была очень богатой страной, которая могла себе позволить намного больше, чем сегодня. Во многом это было связано с тем, что её ещё недостаточно "плотно полюбили" американцы. Страна вела независимую политику, активно торговала и за счёт грамотно выстроенных финансов считалась одним из основных локомотивов Южной Америки.
Денег было не просто много, а очень много, поэтому многие американские художники, деятели культуры, искусства и прочий творческий люд очень любил ездить из штатов в соседнюю страны на заработки. Как говорится, "мы слышали, что у вас есть лишние деньги, тогда мы идём к вам". Так что, даааа... был период, когда американцы работали гастарбайтерами в Мексике.
В конец 19 - начале 20 века мексиканцы решили построить в столице Дворец изящных искусств, который бы затмил все остальные музеи мира. Похожее на огромный собор здание должно было символизировать светлое будущее Мексики, её культурные достижения.
Для этого был объявлен конкурс проектов на лучшее украшение дворца, в качестве награды победителю, был договор на его реализацию с оплатой в виде вагона и маленькой тележки денег. Борьба развернулась нешуточная, проекты присылали со всего мира. Однако претендентов было два.
Это были величайшие художники-декораторы того времени: Тиффани и Ла Фарж. Имя Тиффани сегодня известно практически всем, однако про второго мало кто знает, в основном специалисты, искусствоведы. И причиной этой "забывчивости" явился тот самый конкурс.
Дело в том, что реальным победителем практически все считали Ла Фаржа, ему принадлежало самое крутое производство декора. Все самые шоколадные заказы получал именно он. Во многом благодаря тому, что на него работал известнейший скульптор, мозаист и дизайнер Якоб Адолфус Хольцер. Именно Хольцер разработал опаловое стекло, первым начал вставлять его в мозаику, применять его в витражах.
И Тиффани, как гениальный предприниматель, подумал: если я перекуплю Хольцера, то я выиграю в конкурсе и получу самый дорогой заказ мира. И тогда он втихушку обратился к Хольцеру и пообещал тому зарплату в 12 раз больше. То есть за месяц на новом месте дизайнер зарабатывал бы годовую зарплату.
Естественно, тот сразу же согласился и перешёл к Тиффани.
Честно говоря, поступок не очень хороший.
Хольцер раскрыт Тиффани секрет опалового стекла и даже помог ему разработать палитру из 5 тысяч оттенков. Благодаря "перебежчику" фирма Тиффани получила огромное преимущество, новые технологии, передовой дизайн, запас художественного стекла в виде 200 тонн и... многомиллионный заказ.
Проектирование стеклянного занавеса, который представлял вид на долину Мехико, заняло почти 10 лет. А его производство, резка стекла, монтирование огромных панелей общим размером 14 метров в длину и 13 метров в высоту ещё почти два года. Специальный раздвижной механизм был заказан в Германии, мастика и клей в Италии. Раму, которая могла бы выдерживать вес композиции в 24 тонны, делали из высокопрочной конструкционной российской стали. В общей сложности на 206 панелях было закреплено более 1.000.000 кусочков стекла.
Когда в 1912 году занавес впервые показали людям, его признали новым чудом света. Он до сих пор не превзойдён ни по размерам, ни по сложности композиции, а в самой Мексике считается национальным достоянием. За этот заказ Тиффани получил гигантскую сумму денег, которая дала его фирме мировую известность.
Но есть одно НО!
В производстве витражного занавеса Хольцер уже не участвовал. Тиффани узнал все его секреты, получил необходимые технологии, после чего сказал:
- Спасибо, в ваших услугах мы больше не нуждаемся.
После этого Якобу Адолфусу Хольцеру не оставалось ничего другого, как... уехать. Так как по условиям договора он не мог использовать свои знания и технологии у другого работодателя. Поэтому он просто отправился в длительное путешествие по азиатским странам. А за Тиффани среди коллег, конкурентов, профессионалов прочно закрепилась репутация редкостной редиски.
Конечно, победителей не судят, Тиффани получил заказ, заработал деньги, создал шедевр мирового уровня, но...