Про эту систему в Китае ходит много слухов. Все что-то слышали, но никто толком не знает, в чем там дело. Обычно это мемы про +100 к рейтингу и кошкожену и страшилки в духе английского сериала «Черное зеркало». Китай изображают как человеческий муравейник, где правит алгоритм и людей по щелчку выключают из общества. Но в реальности все иначе.
Лице…Мерие
Социальный рейтинг, он же система социального доверия, — это особая система для оценки действий граждан. Он должен был стать удобным инструментом по управлению огромной страной с большим населением. У каждого жителя свой рейтинг. Все важные поступки делятся на хорошие и плохие. За хорошие действия человека поощряют, за плохие наказывают. Это делается в автоматическом режиме, на основе данных из сети, информации с видеокамер и т. д.
Про социальный рейтинг в нынешнем виде заговорили еще в 2000-х. Про него упоминали на высшем уровне. Например, китайский премьер Вэнь Цзябао в 2011 году заявил, что в китайском обществе не хватает взаимного доверия. Хотя большинство граждан законопослушные, есть и плохие элементы. Таких людей нужно ограничить, чтобы уменьшить вред для общества. Тогда добропорядочные китайцы будут чувствовать себя в безопасности. А в 2018-м премьер Ли Кэцян заявил, что тем, кто утратил социальное доверие, будет сложно в обществе даже шаг ступить.
Если рейтинг хороший, то даются скидки на коммунальные услуги, можно арендовать машину без залога и получить льготный кредит. За плохой рейтинг запретят летать самолетами и ездить на скоростных поездах. Будет сложно открыть счет в банке, а провайдеры могут даже специально замедлять скорость интернета. И, конечно, неблагонадежного гражданина не выпустят за границу — ему просто не дадут получить загранпаспорт.
Система изначально выглядела очень амбициозной. Как дату запуска выбрали 2020 год. Но китайцы не привыкли рубить сплеча. Любые серьезные реформы они сначала испытывают в маленьком масштабе. Например, в 1980-х вместо «шоковой терапии», как в России, они для рыночных реформ выделили четыре города, включая Шэньчжэнь. Потом с учетом этого опыта они запустили реформу по всему Китаю. Так решили сделать и в этот раз. Для обкатки социального рейтинга в 2014-м выбрали несколько городов. В том числе города Жунчэн, Суйнин и Вэньчжоу.
Сбой в системе
Хотя систему планировали внедрить до конца 2020-го, но вмешался ковид. Власти боролись с распространением вируса, и им было не до социального рейтинга. Однако эпидемия стала поводом использовать новые технологии. Конечно, в Китае без смарфтона никуда. У всех есть приложения WeChat и Alipay, которые привязаны к номеру телефона и личным данным. В приложениях сделали специальные QR-коды. В них хранилась информация о здоровье, вакцинах и анализах. В разгар эпидемии без зеленого QR-кода не пускали в общественные места. Через специальную программу в WeChat даже отслеживалось перемещение между городами. За порядком следили анонимные люди в белых халатах, они проверяли QR-коды, делали ковид-тесты и забирали нарушителей в изоляторы.
Когда в России осенью 2022 года объявили частичную мобилизацию, некоторые решили уехать из страны. В Китае тогда еще действовали жесткие ковидные меры. Знакомый китаец только пожал плечами: «В Китае от мобилизации никто бы не ушел. Если нужно достать человечка, ему просто сделают красный QR-код. Он не сможет ни зайти в больницу, ни сесть в такси, ни купить еды в магазине. Побегав пару дней, он придет в отчаяние и сам пойдет сдаваться в военкомат».
Но у системы контроля обнаружились изъяны. Во-первых, программы часто глючили и работали с задержками. Для обработки такого объема данных нужны гигантские серверы. Во-вторых, часть граждан оказывалась вне системы. Например, непонятно, что делать со стариками, которые не пользуются смартфонами. В-третьих, оказалось, что даже ввести общекитайский QR-код — это непосильная задача. В стране не имелось единой системы данных. Во всех провинциях были свои правила, коды взаимно не признавались. Например, результаты теста, сделанные в Шанхае, не работали в Гуанчжоу, а прививки из других городов в самом Пекине не признавались. Выяснилось, что Китай — это недостаточно централизованная страна.
После ковида QR-коды стали не нужны. Но за это время власти собрали много данных о пользователях. В провинции Сычуань правительство на радостях объявило, что уничтожает все собранные данные. Но их примеру никто не последовал. Другие провинции решили оставить информацию о пользователях при себе. Скорее всего, наработки будут использованы в будущем. Например, если появится новая эпидемия или разгорится война.
Не знают про свой рейтинг
Простые китайцы не чувствуют присутствия социального рейтинга. Я спросил у знакомого из Циндао, как влияет социальный рейтинг на его жизнь. Он сказал, что с удивлением читает западные статьи про систему тотального контроля в Китае. И хотя мемы про социальный рейтинг кажутся ему забавными, в обычной жизни его это не затрагивает. Он даже не знает, сколько у него баллов и как их смотреть.
А что там с экспериментами в городах? Оказалось, что к социальному рейтингу население не готово. Для эффективного контроля нужно еще больше камер и систем распознавания лиц. В плане наказаний и поощрений не было четких правил, это привело к произволу на местах. Например, в Жунчэне штрафовали за разбрасывание мусора и переход улицы на красный свет, а в городе Суйнин — за негативные комментарии и жалобы в соцсетях. Было вообще непонятно, на каком юридическом основании задерживают и штрафуют. Люди стали жаловаться центральным властям. В итоге в Вэньчжоу вообще отменили наказания за плохое поведение и оставили только поощрение за хорошее. А в Жунчэне власти разрешили желающим выйти из эксперимента.
Внедрение социального рейтинга в изначальном виде пока невозможно. Как показали эксперименты, у такой системы слишком много проблем. Но похожие технологии уже используются в разных странах. Например, в Соединенных Штатах давно уже есть похожая практика. Только там это называется не социальный рейтинг, а кредитная история (FICO Score). Чтобы ее улучшить, нужно стабильно получать доход, брать кредиты и расплачиваться по ним. К людям без кредитной истории банки относятся с подозрением. Чтобы кредитная история была хорошей, нужно с молодости брать небольшие кредиты и вовремя их погашать. Одноразовой покупкой не отделаться, цели кредитов должны быть разными: на курсы, на машину, на дом и т. д. Тогда в будущем банки будут благосклоннее. Но стоит вам потерять работу и лишиться дохода — ваша привычная жизнь под угрозой. За неуплату банк забирает дом. Ваша кредитная история будет разрушена. Теперь вам не дадут кредит, и будут проблемы с жильем и поиском работы.
В Китае есть отдельные элементы социального рейтинга. В том же приложении Аlipay за хорошее поведение начисляются баллы. С высоким рейтингом можно взять без залога «пауэрбэнк» или даже оформить кредит на льготных условиях. Но сейчас социальный рейтинг касается, скорее, не физических, а юридических лиц. Компании получают рейтинг от A до D. С низким рейтингом они могут попасть в черный список, и тогда помимо штрафов им сложно будет получать кредиты. К ним часто будут приходить проверки, им не дадут льготы и субсидии и запретят участвовать в тендерах.
Простые китайцы с социальным рейтингом не сталкиваются и вообще слабо представляют, что это такое. Власти понимают, что социальный рейтинг — это сложно, дорого и требует больших мощностей. Пока рейтинг в основном касается только компаний. Но благодаря пандемии у властей появился опыт обращения с большими объемами данных в реальном времени. Уже сейчас можно отслеживать все транзакции и перемещения через приложения вроде WeChat. Так что у системы социального рейтинга задел на будущее есть.
Автор: Никита Савков