Никто не хочет работать «в стол». Любой нормальный человек предпочитает быть полезным и значимым. Желает, чтобы плоды его труда оценили другие люди. Для этого профессионалы обязательно публикуются, где-то выступают, участвуют в своих каких-то конкурсах. И любители от них не отстают — они ведь тоже тратят на своё хобби время, силы и деньги.
В советское время было повсеместно распространено такое явление, как смотры художественной самодеятельности. Причём руководители соответствующих кружков при организациях обязательно были профессионалами, которые умело и квалифицированно вовлекали людей в различные искусства. И руководство организаций всячески поощряло творческие устремления масс. Но всё это, к сожалению, ушло в прошлое вместе с нашей великой страной.
Сейчас нам приходится как-то самоорганизовываться, чтобы иметь возможность «на людей посмотреть и себя показать». Есть немало энтузиастов, которые регулярно проводят конкурсы, фестивали и вечеринки, привлекающие танцоров-любителей. Иногда там выступают и профессионалы, и это — знак качества!
Не могу не назвать имён таких организаторов, мероприятия которых по крайней мере я сама стараюсь не пропускать:
- Наталья Гусева (Красноармейск) — фестиваль-конкурс сценических искусств «Традиция», всероссийский фестиваль цыганского искусства «Цыганский талисман», всероссийский фестиваль искусств «Московские ворота»;
- Любовь Ножкина (Москва) — международный фестиваль «Танцевальная планета Солнцево», конкурс восточного танца «Малика» с фестивально-концертной программой для всех жанров;
- Aida Hassan (Москва) — 1001 ночь;
- Земфира Архинчеева (Москва) — международный фестиваль цыганского искусства «Подкова на счастье»;
- Людмила Зеленова (Москва) — фестиваль-конкурс восточного танца Grand East с открытой сценой для всех желающих;
- Юлия Ялтонская и Наталья Шилкина (Москва) — танцевальная вечеринка «Хафла Лукум», открытая для всех направлений;
Отдельную ценность создают организаторы «летучих» творческих коллективов, которые помогают готовить концерты в многочисленных центрах московского долголетия:
- Елена Носик — «Жемчужина Востока»;
- BellystarMaksima — «Звёздный экспресс».
Конечно, этот список далеко не полный — здесь лишь те мероприятия и творческие объединения, в которых участвую лично я и которые я могла бы рекомендовать другим. Конечно, у каждого бывают какие-то неудачи, недоработки, проблемы — на Солнце тоже есть пятна. Но в целом я перечислила очевидно успешные проекты, отличающиеся хорошей подготовкой, творческой атмосферой и доброжелательностью. Я очень ценю, всё, что делают упомянутые мною люди и их команды. Очень благодарна им за то, что они всегда идут навстречу пожеланиям и каждый раз дарят нам праздник.
Ужасно жаль, что давно не проводит свои великолепные фестивали Татьяна Ежученкова, которые я старалась никогда не пропускать. Это были открытые фестивали «Гранд-Беллиданс» и «Первая Красавица Востока», проходившие на сценах центра культуры и искусств «Авангард» и культурного центра «Стимул». Я с нетерпением жду, когда снова зазвучит Татьянин неповторимый голос, объявляющий наши выступления. И буду первой, кто побежит на любой её возрождённый фестиваль.
Но есть и мероприятия, которые в течение времени в силу разных причин выпали из моего списка обязательных к посещению. Главные из этих причин — очевидно неправедное, конъюнктурное судейство (если это конкурсы); плохая организация; недостаточное уважение к участникам, особенно постоянным.
С некоторых пор я стала строже и трачу свои ресурсы только на самые достойные мероприятия. Тем более что меня на них, как правило, сопровождает мой муж, время и душевный покой которого я стараюсь всячески беречь.
И ещё не могу не отметить серьёзную проблему, с которой приходится сталкиваться в последнее время: пустые зрительские залы в больших и хорошо оборудованных культурных заведениях. В центрах московского долголетия этой проблемы нет совсем — там серьёзно поставлена работа с пенсионерами и инвалидами, которые часто и с удовольствием ходят на концерты с участием любителей-добровольцев. А вот из крупных залов зритель исчез.
Не знаю, с чем связан такой повальный исход. До пандемии мы почти всегда выступали при аншлагах; после неё народ, озверевший от сидения в четырёх стенах, тоже ринулся на любительские концерты. Тем более что вход на них был либо бесплатный, либо за символическую стоимость. А вот с осени этого года мы практически потеряли аудиторию. Согласитесь: чёрная пустота зала с торчащими головами одних лишь судей и нескольких болельщиков конкретных артистов — не лучший стимул для танцора. Особенно когда «браво» кричат не за действительно прекрасные выступления, а лишь бы поддержать «своих».
Хотелось бы понять причины такого явления, которое не может не расстраивать преданных служителей Терпсихоры, работающих в любительской нише. Постараюсь изучить этот вопрос и принять меры к тому, чтобы на моём фестивале в апреле 2024 года все зрительские кресла были заняты.