Вас приветствует " Клуб Фермер Ё-моё" и его учредитель Безумный Фермер (Сергей Питерский).
В один из летних дней 1266 года к Пскову медленно подползал обоз, сопровождаемый псковскими ратниками.
Три сотни литовцев шли с обозом в литовских кафтанах и без оружия, а оружие -панцири, шлемы, боевые топоры , копья, тяжёлые прямые мечи были свалены на телеги.
Предводитель литовского воинства, рослый молодой всадник в круглом литовском шлеме, с золотой цепью на груди, знаком высокого княжеского достоинства ехал вместе с псковскими боярами.
В город Псков приехал человек, с именем которого будет связан немалый период бурной истории Пскова - литовский князь Довмонт
Довмонт, князь Нальшенайский (1240 -1299 г.) жил в славе и почёте, будучи родственником великого князя Литовского Миндовга (1203- 1263 г.), они были женаты на родных сёстрах.
Но всё изменилось со смертью жены Миндовга, которая завещала ему жениться на своей сестре. Довмонт затаил обиду и когда Жмудский князь Тренята (1210- 1264 г.), племянник Миндовга, составил заговор против дяди - его поддержал Довмонт.
Дождавшись, когда Миндовг отправил свои войска за Днепр, заговорщики напали на него, схватили и казнили и Тренята ненадолго стал Великим князем, но Воишелк (1223 -1268 г.), младший сын Миндовга собрал войска и, разгромив Тренята, убил его, а затем разорил Нальшенайскую землю.
Псков переживал тревожные времена.
Умер великий князь Александр Невский (1221-1263 г.), своей твёрдой рукой оберегавший северо-западные рубежи Руси, а новый великий князь Ярослав Ярославович (1230- 1271 г.) не имел ни силы, ни полководческих талантов, отличавших его старшего брата.
В Пскове великий князь посадил наместником своего сына, княжича Святослава.
И прославился праведный меч князя Довмонта -Тимофея -Псковского обнажённый за Псков и землю Русскую.
Этим мечом позже благословлялись на подвиги псковские князья.
Спустя двести лет Меч князя Довмонта торжественно вручили сыну великого князя Василия Второго Тёмного (1415- 1462 г.) - Юрию (1441- 1473 г.).
Но это было позже, когда имя Довмонта прогремит на Руси, прорубаясь к своей славе своим талантом полководца и мечом.
Небольшая рать покинула Псков и повёл князь Довмонт свою дружину и "три девяноста" псковских "ратных мужей" на своего злейшего врага князя Герденя Полоцкого (неизв -1267 г.)
С псковичами был воевода Давид Якунович, с литовцами - воевода Лука Литвин.
Применил Довмонт военную хитрость:
… Ранним утром к стенам города подошел обоз в пару десятков крытых телег и всего несколько ратников с копьями охраняли его.
Открыла стража ворота, впустила телеги в город.
Вдруг раздался свист и из-под бычьих шкур, покрывавших телеги, бросились на сторожей вооруженные дружинники, а из ближайшей рощи к распахнутым воротам устремилась конница.
Давид Якунович с ратниками остались в городе, а Довмонт с Лукой Литвином и его дружиной бросились к Верхнему замку, где стоял дворец Герденя и здесь охрана не ждала нападения.
Не стал князь разорять город, а взял лишь небольшой выкуп.
Поспешил Довмонт назад в леса с обозом, везя с собой княгиню Герденя и двух сыновей Герденя, а дворец Герденя сожгли.
Перегородил Довмонт брод через Двину заставой и ожидал скорого появления Герденя с союзниками Гогортом и Лучайлой.
Оставил на берегу Луку Литвина, а Давиду Якуновичу поручил обоз вести.
Всех родственников поднял Гердень.
Как только переправились полоцкие войска, ударили лучники Луки и Давида из ельника, заставляя Герденя растянуть войска вдоль берега, но это не помогло.
И тут по единственной дороге вылетела из леса конная дружина Довмонта, врезавшись в середину литовского строя.
Гердень и всего несколько телохранителей бежали через реку и это их и спасло, а остальным литовским войскам была уготована печальная участь. Воины Лучайлы и Лотбея отступили вверх по течению, попали в болото и почти все утонули.
Гогорт двинулся в другую сторону, но дорогу перегородил обрыв, спускающийся прямо к воде.
Перестроились литовцы и встретили копьями русских дружинников. Предстоял тяжелый бой – литовцев и теперь было в два раза больше. Довмонт остановил дружину. Сзади войска Гогорта поднимался крутой берег. Князь подозвал Давида и приказал ему с лучниками обойти лесом и со спины, с обрыва, обстрелять литовцев. Гогорт упал сраженный, а его ратники кидались в стремнину и тонули от тяжести доспехов.
Князь Гердень так и не вернулся. Победа была полной.
Князь Довмонт не потерял ни одного дружинника. Псковичи недосчитались только Антона Лучкова, сраженного случайной стрелой.
И новый поход, и снова успешный. "На зиму ходили псковичи на Литву с князем Довмонтом"
В 1267 году вместе с псковичами пошли на Литву и новгородцы, разорили пограничные области.
Литовские князья не только не сумели защитить свои владения, но даже не решились организовать погоню.
По словам летописца, "ходили новгородцы с Елисеем Сбыславовичем и псковичи с Довмонтом на Литву и много повоевали и приехали здоровы".
Таких успешных и бескровных походов давно не помнили порубежье, присмирели запуганные литовские князья и на многие годы прекратились литовские набеги на псковские земли.
Но остались ещё рыцари -крестоносцы и вскоре князю Довмонту пришлось скрестить с ними свой меч.
Датские рыцари, засевшие в приморских городах Колывани и Раковоре, препятствовали новгородской торговле.
Зимой 1268 года в Новгороде собрались "низовские полки", а возглавлять войско должен был Дмитрий Переяславский (1250- 1294 г.), старший сын Александра Невского, молодой, но уже прославившийся в битвах с немцами князь.
Пришли переяславцы, с князем Дмитрием, владимирцы князя Святослава, старшего сына великого князя, тверичи князя Михаила, суздальцы князя Юрия, полки из Смоленска и Полоцка.
Подходили отряды ладожан и ижорцев, спешно собиралось новгородское городское ополчение, которым командовали посадник Михаил Фёдорович и тысяцкий Кондрат.
Подоспел со своими псковскими дружинами и князь Довмонт, никогда не собиралось в Новгороде такое большое ополчение.
По данным немецких летописей, его численность превышала тридцать тысяч человек.
23 января 1268 года войско выступило из Новгорода.
Вместе с обозами двигались осадные орудия, которые изготовил "порочный мастер" Тогал.
За войском везли на санях тяжелые метательные орудия - пороки, чтобы разбивать каменные стены немецких городов.
Задолго до похода начали готовить их порочные мастера на владычном дворе, старший из порочных мастеров Тогал, латинянин родом, сопровождал грозные орудия.
В Новгороде имелись и свои мастера, но Тогал был опытнее, лучше знал военные хитрости, а тысяцкий Кондрат обещал ему за этот поход большую награду.
Полки двигались медленно, с продолжительными остановками. До порубежной реки Наровы шли почти три недели: воеводы давали отдых людям, пока еще была своя земля.
Раковорская битва состоялась 18 февраля 1268 г. между объединенным войском Северо-Восточной Руси с одной стороны и силами Ливонского отделения Тевтонского ордена, католических епископов восточной Прибалтики и датского короля с другой.
После этого похода записи о немецких нападениях на Псковскую землю исчезают из русских летописей более чем на четверть века !
О князе Довмонте Псковском тоже забыли летописцы на это время ибо немцы и литовцы устрашённые мечом Довмонта, на время оставили псковские рубежи пока не подрастёт следующее поколение захватчиков, а в усобицах князей Довмонт участия не принимал.
Сменяли друг друга Ярославовичи -Ярослав Тверской и Василий Костромской.
Потом Александровичи наверх поднялись, - Дмитрий, старший сын Невского, стал великим князем, но шёл на него средний Александрович - князь Андрей Городецкий (1205- 1304 г.), и заполыхала княжеская усобица на Руси.
Время для Руси настало мятежное, боролись сильные правители за великое княжение Владимирское, а вместе с градом Владимиром - за власть над остальными князьями.
Князь Андрей перекупил в Орде, у нового ордынского хана Туда Менгу (неизв- 1287 г.), "ярлык" на великое княжение Владимирское,, и ханы Кавгадый и Алчедай повели на Русь конные тумены - сажать Андрея на великокняжеский "стол". (Стол с древнейших времён – это одно из самых важных мест в доме.)
Было это в 1281 году.
Схватить князя Дмитрия Александровича им не удалось, он вместе с семьёй заблаговременно отъехал в крепость Копорье, где хранилась его казна.
Новгородские бояре предали князя, перехватили его в пути, "в заклад" они взяли двух дочерей князя Дмитрия, его ближних бояр с жёнами и детьми.
В Копорье стал новгородский гарнизон, там осталась княжеская казна, содержались под арестом его бояре и слуги, других его людей содержали под стражей в Ладоге, а покинутый всеми, Дмитрий Александрович "иде за море" (бежал по-русски).
И тут в первый и единственный раз в усобицу включился князь Довмонт и причём на стороне слабейшего.
Довмонт Псковский стремительным ударом взял Копорье и Ладогу, освободил людей князя Дмитрия и вернул ему казну.
В летописях об этом дерзком рейде написано так :
Изыде изо Пскова князь Довмонт Псковский, и взял же Копорье, всю казну тестя своего, а бояр и слуг изведе из Копорья и отослал ко тестю своему к великому князью Дмитрию Александровичу. И шед взя Ладогу, в ней же были многи люди великого князя Дмитрия Александровича. Он же изведе их, такоже отосла ко тестю своему....
1299 год, последний год жизни Довмонта Псковского и последние его подвиги во славу земли Русской найдёте при желании на просторах Интернета.
И нарекли князя Довмонта Псковского "святым" и не за смирение нарекли, не за молитвы и иные христианские добродетели, но только за ратную доблесть.
Всю свою долгую жизнь не расставался князь Довмонт с боевым мечом, не расстался и после смерти.
Автор "Сказания" отметил, что "бранное оружие его положили над гробом его на похвалу и утверждение граду Пскову..."
Чёрным сном, семьсот двадцать лет на Руси спал мой разум.
-Ваш меч, топор, лук и посох!
-Что, Вы, и палку у старика отобрать хотите?
Твоя рука вновь наполнится былой силой если снова возьмётся за свой меч.
-Нам их не победить.
- Но мы в бой вступим всё равно.
-Позовите на помощь, пошлите гонцов. Было время когда русские, литовцы, латыши, эстонцы сражались вместе.
-Нам не везёт с друзьями как тебе. Кто явится? Эльфы, гномы, воины Поднебесной? Время Великого Союза уже прошло, никто не придёт на помощь - мы одни, Арагорн.
-
-Что могут люди против такой свирепой ярости ?
-Крушить их. Сделать вылазку.
-Пусть в этот раз Наши Мечи обнажатся вместе!
-За Тринадцитиморье! За воздух всех патриотов Своей Родины против общего врага всего человечества - геноподов!
Данный материал является интеллектуальной собственностью Безумного Фермера и распространение или копирование без письменного разрешения Автора является кражей (тайное хищение чужого имущества). Украсть нельзя только у самого себя, а значит для членов " Клуба Фермер Ё- моё" - цитирование, распространение данного материала - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРАЖЕЙ. Вступайте в " Клуб Фермер Ё- Моё".