Мнения полярные.
Международный олимпийский комитет (МОК) в октябре 2023 года отстранил Олимпийский комитет России (ОКР). Все из-за включения в состав организации олимпийских советов Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей.
Вскоре после этого Национальный олимпийский комитет Украины обратился к главе МОК Томасу Баху с просьбой отреагировать на случившееся. Бах пообещал разобраться. Итогом стало отстранение. Кстати, не первое в истории ОКР. Подобное уже было в 2017 году, когда его забанили из-за допинговых скандалов после Олимпиады-2014 в Сочи. Тогда восстановление случилось быстро, но в этот раз все может затянуться.
МОК руководствовался тем, что в состав ОКР вошли олимпийские советы территорий, которые не признаны всеми (с Крымом подобного не было, хотя он тоже находится в подвешенном состоянии у большей части международного сообщества). Там воспользовались 30-м пунктом хартии:
«В Олимпийской хартии понятие «страна» означает независимое государство, признанное международным сообществом. Наименование НОК должно соответствовать его территориальным границам, традициям страны и быть утвержденным Исполкомом МОК».
Для спортсменов отстранение ОКР ничего не изменило. На Олимпиаду-2024 в теории они могут поехать, хотя ясности до сих пор нет. Пока в МОК решают, будут ли наши в Париже или нет, в Спортивный арбитражный суд (CAS) поступила апелляция ОКР на приостановку членства в МОК.
Лидеры мнений в России высказались на тему, а также предположили, какие шансы у ОКР на победу.
Спортивный юрист Анна Анцелиович (RT): «Мне тяжело оценить шансы на победу ОКР при рассмотрении апелляции. Во-первых, я как юрист не видела позицию истца, и уж тем более МОК. Многое будет зависеть от того, кто из арбитров будет рассматривать их дело. Скорее всего, это будет панель из трех судей, ведь вопрос достаточно важный. Каждая из сторон назначит своего представителя, а CAS утвердит председателя. Как у нас принято говорить, выбор арбитра — это 30% успеха».
Бывший глава Олимпийского комитета России Александр Жуков (СЭ): «На мой взгляд, то, что сейчас происходит с нашими спортсменами, — это очевидное нарушение Олимпийской хартии. То, чем они мотивируют свое решение, мол, мы нарушили олимпийское перемирие… В хартии об этом вообще ничего не сказано.
Они сначала декларируют, что спорт вне политики, а сами… Но, что касается CAS, они как раз принимали решения в нашу пользу в последние годы. Когда хотели отобрать медали у наших ребят в Сочи, мы все дела выиграли. Думаю, есть хорошие шансы выиграть и это дело в CAS».
Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова (РИА Новости): «Ничего хорошего и ничего положительного я не жду от этой апелляции».
Старший тренер сборной России по спортивной гимнастике Валентина Родионенко (ТАСС): «В настоящее время, думаю, это закончится ничем. Они будут тянуть время, возможно, на полгода, а пройдет Олимпиада, начнется все сначала. Конечно, мы пытаемся не смириться и что-то сделать, но, мне кажется, это бесполезно. Там уже не скрывают, говоря, что спортсмены Израиля ни при чем, а спортсмены России виноваты».
Почетный президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов (РИА Новости): «Будут слушания — будем ждать, как они будут это дело делать. Станут ли они приглашать, или делегация ОКР будет участвовать заочно, это уже другой вопрос. Будем надеяться, что решение будет в нашу пользу, хоть и сложно заранее предсказывать, каким оно будет».
Президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили (RT): «У ОКР есть все шансы на удовлетворение апелляции в CAS. Решение МОК о его отстранении было абсолютно политизированным и вытекало из формирующегося сегодня отношения к России. Но обратите внимание, такой подход все чаще перестает работать, мировое сообщество постепенно отходит от этого пути. Люди устают от этих интриг и непрекращающейся злобы. Они хотят общаться и зарабатывать деньги, имея при этом диалог с Российской Федерацией».
Глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе (РИА Новости): «Шансы на положительный исход дела в Спортивном арбитражном суде, наверное, есть, но я же не адвокат и не юрист. Сидеть сложа руки в этой ситуации было бы неправильно, решение ОКР подать апелляцию верное. В CAS все будет зависеть от многих моментов».
Депутат Госдумы Светлана Журова (Vprognoze): «Есть вероятность, что решение будет принято в нашу пользу. Еще когда МОК представил свою позицию по Израилю с упоминанием недопустимости дискриминации спортсменов, я сразу сказала, что сейчас наилучший момент для того, чтобы подать апелляцию.
Основываясь на этих тезисах МОК, можно в суде заявить о двойных стандартах и предъявить свои аргументы.
Тем более что в Олимпийскую хартию внесены изменения, в которых говорится о доступности спорта для всех. А нашим атлетам, получается, он доступен не в полной мере. То есть МОК декларирует одно, а делает другое.
Во-вторых, в судах принято использовать прецедентное право, когда в схожих ситуациях принимаются одинаковые решения. К сожалению, МОК считает, что наш случай особый и отличается от конфликта Израиля и Палестины. Но, в чем заключается разница, совершенно непонятно.
Поэтому у нас есть доводы, которые можно предъявить в Спортивном арбитражном суде».