Рабочую память относят к системе мозга, которая обеспечивает временное хранение и манипулирование информацией, необходимой для сложных когнитивных задач: понимание языка, обучение и рассуждение.
Исследователи выделили три подсистемы рабочей памяти:
📍центральный управляющий элемент
📍фонологическая (артикуляционная) петля
📍зрительно-пространственный набросок
Центральный управляющий элемент — это гибкая система отдельных исполнительных функций. Она отвечает за контроль и регулирование когнитивных процессов.
Решает следующие задачи:
➖направляет фокус и целевую информацию
➖обеспечивает совместную работу рабочей и долговременной памяти
➖контролирует когнитивные процессы
➖гарантирует активную работу кратковременных хранилищ
➖обновляет запоминание входящей информации
➖заменяет неактуальную информацию
➖связывает информацию из разных источников в последовательные эпизоды
➖координирует подчиненные системы
➖переключает между задачами и поисковыми стратегиями
➖подавляет неадекватные доминантные и автоматические ответов
➖отвечает за избирательное внимание
Фонологическая петля (артикуляционный цикл) состоит из двух частей: кратковременного «фонологического хранилища» с быстро затухающими следами звука в памяти и «артикуляционной компонентой перезаписи» (артикуляционной петли), которая эти следы может обновлять.
Текст, который вы читаете «про себя», тоже может быть преобразован в фонологическую форму — через скрытую артикуляцию. Фонологический накопитель действует как «внутреннее ухо» и запоминает звуки речи в их временном порядке. А артикуляционный процесс действует как «внутренний голос» и повторяет последовательность слов или других речевых элементов в цикле, чтобы те не угасли.
Фонологическая петля важна в накоплении словарного запаса, особенно в раннем детском возрасте и, очевидно, при изучении второго языка.
Зрительно-пространственный набросок отвечает за кратковременное хранение зрительной информации.
Предполагается, что он является отдельным независимым хранилищем рабочей памяти, поскольку не создаёт помех кратковременным процессам фонологического цикла. Оба процесса обработки — зрительных стимулов в визуально-пространственном наброске и звуковых в фонологической петле — могут проходить одновременно, не оказывая влияния на эффективность друг друга.
Визуально-пространственная кратковременная память хранит информацию совсем недолго. Люди могут использовать эту память на короткие промежутки, создавая и возвращаясь к психическому визуально-пространственному образу, которым можно оперировать в сложных задачах пространственной ориентации.
Может возникнуть путаница между рабочей визуальной памяти и иконической памятью☝🏽Напомним, что сенсорная зрительная память ультракратковременна. И если стимул не обрабатывается в течение секунды, то его след исчезает.
Еще больше научной информации по психиатрии и психологии в нашем Телеграм канале.