Найти тему

Структурная модель рабочей памяти Баддели и Хитча.

Рабочую память относят к системе мозга, которая обеспечивает временное хранение и манипулирование информацией, необходимой для сложных когнитивных задач: понимание языка, обучение и рассуждение.

Структурная модель рабочей памяти Баддели и Хитча. Психиатрия для психологов.
Структурная модель рабочей памяти Баддели и Хитча. Психиатрия для психологов.

Исследователи выделили три подсистемы рабочей памяти:

📍центральный управляющий элемент

📍фонологическая (артикуляционная) петля

📍зрительно-пространственный набросок

Центральный управляющий элемент — это гибкая система отдельных исполнительных функций. Она отвечает за контроль и регулирование когнитивных процессов.

Решает следующие задачи:

➖направляет фокус и целевую информацию

➖обеспечивает совместную работу рабочей и долговременной памяти

➖контролирует когнитивные процессы

➖гарантирует активную работу кратковременных хранилищ

➖обновляет запоминание входящей информации

➖заменяет неактуальную информацию

➖связывает информацию из разных источников в последовательные эпизоды

➖координирует подчиненные системы

➖переключает между задачами и поисковыми стратегиями

➖подавляет неадекватные доминантные и автоматические ответов

➖отвечает за избирательное внимание

Фонологическая петля (артикуляционный цикл) состоит из двух частей: кратковременного «фонологического хранилища» с быстро затухающими следами звука в памяти и «артикуляционной компонентой перезаписи» (артикуляционной петли), которая эти следы может обновлять.

Фонологическая петля (артикуляционный цикл). Психиатрия для психологов.
Фонологическая петля (артикуляционный цикл). Психиатрия для психологов.

Текст, который вы читаете «про себя», тоже может быть преобразован в фонологическую форму — через скрытую артикуляцию. Фонологический накопитель действует как «внутреннее ухо» и запоминает звуки речи в их временном порядке. А артикуляционный процесс действует как «внутренний голос» и повторяет последовательность слов или других речевых элементов в цикле, чтобы те не угасли.

Фонологическая петля важна в накоплении словарного запаса, особенно в раннем детском возрасте и, очевидно, при изучении второго языка.

Зрительно-пространственный набросок отвечает за кратковременное хранение зрительной информации.

Предполагается, что он является отдельным независимым хранилищем рабочей памяти, поскольку не создаёт помех кратковременным процессам фонологического цикла. Оба процесса обработки — зрительных стимулов в визуально-пространственном наброске и звуковых в фонологической петле — могут проходить одновременно, не оказывая влияния на эффективность друг друга.

Визуально-пространственная кратковременная память хранит информацию совсем недолго. Люди могут использовать эту память на короткие промежутки, создавая и возвращаясь к психическому визуально-пространственному образу, которым можно оперировать в сложных задачах пространственной ориентации.

Может возникнуть путаница между рабочей визуальной памяти и иконической памятью☝🏽Напомним, что сенсорная зрительная память ультракратковременна. И если стимул не обрабатывается в течение секунды, то его след исчезает.

Еще больше научной информации по психиатрии и психологии в нашем Телеграм канале.