Напомню, что методика Н.А.Зайцева касается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО альтернативного семейного и дополнительного образования.
Тему планирования мы частично затронули в предыдущей статье.
А здесь продолжим.
Скажите, вы пи́шете подробные поурочные планы и, если да, то следуете ли вы им на уроках? Позволительно ли вам изменить ход занятия, если того требует ситуация?
Меня, как учителя, всегда напрягала должностная обязанность составлять перспективные и поурочные планы.
Скажу честно, необходимость отчётности для руководства (не для структурирования своих наблюдений, находок и экспериментов) — это всегда отписка, которая сковывает педагога по рукам и ногам, не даёт возможности изменить реальный ход событий, использовать ситуации, обильно предоставляемых детьми на занятиях, съедает его время, и, как правило, не имеет ничего общего с практикой.
В итоге в написанных планах нет реальности, нет жизни.
Николай Александрович так писал о планировании:
Как к этому пришла я?
Детей и своё дело я всегда чувствовала нутром, работала по своей внутренней программе, установке. В любой момент могла поменять ход занятия, если ребята могли показать готовность и интерес к более глубокому изучению предмета или, наоборот, усталость, необходимость сбросить напряжение через двигательную активность и мн.др..
Но к нужному времени ученики всегда могли показать больше того, что ожидали от них взрослые. А когда и как мы пришли к этому, обычно руководство не волновало.
Перед собой я ставила задачу сделать всё, чтобы у детей сохранились мотивация учиться и здоровье, личностные качества развивались, а знания, умения и навыки при этом были сопутствующим "побочным эффектом" процесса.
По совету Н.А.Зайцева, с руководством мне удавалось договориться заранее. А результаты и так превосходили все ожидаемые им и родителями.
В моей практике был интересный случай, после которого я окончательно бросила корпеть над поурочным планированием, составляла лишь возможные варианты игр, которыми могла жонглировать по ходу урока.
А дело было так.
Под занятия с ребятами мне было предоставлено помещение в частном детском саду. Пол его был устлан толстым ковровым покрытием с ворсом.
В одной из групп детей 5-го года был малыш с аутическим синдромом. Основную часть занятия он почти ни с кем не общался, просто сидел с потухшими глазами и что-то крутил в руках. Но меня не покидало ощущение его внутренней концентрации на происходящем в комнате.
Однажды ещё в раздевалке я увидела блеск в его глазах. Он торопил маму, чтобы та помогла быстрей раздеться. Войдя в группу, он стал показывать мне что-то у себя на ладошке. Там лежал спичечный коробок, полный разноцветного бисера и стекляруса. Малыш побежал ко мне, чтобы показать своё богатство. За его спиной я увидела обеспокоенное лицо мамы, которая наблюдала за сыном из-за двери.
В какой-то момент мальчик зацепился за ворс и растянулся на ковре, коробок выскочил из рук, содержимое его рассыпалось и утонуло в ворсе...
Я увидела, что как в замедленных кадрах стала подниматься голова от пола, наполняться слезами глаза и дрожать вмиг покрасневшие губки...
Надо было что-то срочно предпринимать. Дожидаться истерики малыша никак было нельзя. Я подбежала к нему, плюхнулась на пол и... поразилась красоте искристого пятна на ковре. Сквозь густой ворс светились разноцветные лучики мелких блестяшек. ...Истерики не случилось.
Тем временем комната наполнялась другими ребятишками, которые пришли на занятие. Естественно, все стали собираться вокруг нас. Кто-то уже стал доставать яркие стекляшечки из ворса...
Решение пришло мгновенно. Я попросила самую шуструю девочку принести с полочки поднос с пластиковыми мисочками, и мы стали дружно собирать эту красоту по цветам и размерам в разные ёмкости...
Потом мы писали по таблице и кубиками слова "бисер" и "стеклярус", а ещё названия их цветов, количества, размеров этой мелкой красоты. Мы находили число бисеринок каждого цвета, отмечали его на стосчётной дорожке, узнавали каких больше/меньше и на сколько, раскладывали на множества по различным признакам...
В конце занятия мама показала деткам несколько своих удивительных работ из бисера, которые оказались у неё с собой и нужно было в тот же день отвезти заказчикам. Это были картины и женские украшения...
Как выдумаете, могла ли я такое запланировать?
Тем не менее более продуктивного занятия я за свою 30-летнюю практику не припомню.
Так как же обойтись без планирования и не потерять при этом смысла занятий, его направленности на овладение детьми навыками чтения и счёта?
А для этого нам нужны лишь:
1. Учёт только что прошедшего занятия. Он может быть подробным или совсем коротким, например, в виде опорных точек, упоминание которых восстановит в памяти наставника, что было на занятии.
Учёт нужен для того, чтобы логично организовать обучающее пространство следующего занятия, на кого и как обратить особое внимание. Он очень помогает педагогам, у которых по несколько групп детей в день, и центрам, в которых случается необходимость подмены педагогов... На основе учётов цикла занятий можно написать перспективный план, выстроив их общую поэтапность на большой период, описать свою работу, составить индивидуальный маршрут на каждого ребёнка и мн.др..
2. Знание поэтапной игротеки, которую мы можем предложить детям для удовлетворения их насущных потребностей в познании этого мира, игре, двигательной активности и общении. Результатом их и будет приобретение навыка беглого и осмысленного чтения и счёта.
3. Умение проводить быструю диагностику навыков у ребят для понимания, когда и как переходить на очередной этап обучения конкретной группе ребят, а также её сиюминутное состояние, чтобы во́время сориентироваться в целесообразности той или иной игры здесь и сейчас.
*****************
Чтобы поближе познакомиться с методиками Зайцева, приглашаю посмотреть вебинары по каждому из двух курсов:
* "Чтение, письмо и математика для дошкольников",
* "Любимый русский для школьников".
А, если хотите научиться ловить момент и освоить игротеку, то милости просим на онлайн-курсы: